(Программа курса)
БАРЛАС Т.В.
Одна из серьезных проблем, возникающих при изучении психологии (как будущими психологами-практиками, так и студентами, которые обучаются по другим специальностям, но нуждаются в знаниях по практической психологии) - разрыв между теоретической и практической частью обучения, неумение использовать полученные теоретические знания. Особенно значима эта проблема при обучении студентов-заочников, имеющих еще меньше, чем при очном обучении, часов на практические занятия. Решению указанных проблем способствует предлагаемая программа. Она неслучайно посвящена именно социальной психологии, которая по мнению Ф.Зимбардо, одного из ее выдающихся представителей, " стала центральной областью человеческих исканий, целью которых является понимание человеческих мыслей, чувств и поведения" . Поэтому усвоение основных положений этой науки является важной частью подготовки практического психолога. Подобное усвоение не может быть эффективным, если оно будет сводиться лишь к формальному заучиванию материалов учебников. Освоение теоретического материала должно дополняться формированием навыков его применения к объяснению и интерпретации поведения конкретных людей и групп, а также использования в профессиональной деятельности практического психолога. Именно начальные этапы формирования подобных умений и навыков является основной целью программы. Особенностью программы является то, что она целиком построена на работе с единственной книгой, " Практикумом по социальной психологии" (1) (В качестве дополнительной литературы студентам рекомендуется использовать учебник Д.Майерса (2), имеющий сходную структуру, терминологию и понятийный аппарат). " Практикум по социальной психологии" представляет собой фактически не только и не столько практикум, но и хрестоматию, которая содержит наиболее интересные экспериментальные исследования в американской социальной психологии второй половины 20 века (3). Задания практикума, завершающие каждый раздел, ориентированы в основном на аудиторную работу группы студентов и далеко не всегда подходят для самостоятельной работы. Однако материал книги создает основу для разработки существенно более широкого набора заданий. Еще одна особенность книги - это интересность и актуальность, а также эмоциональная насыщенность многих текстов, что позволяет сравнительно легко усваивать не самый простой материал. Кроме того, многие материалы позволяют провести ассоциации с событиями из жизни студентов и их знакомых, с данными СМИ, что способствует реализации основной цели программы. Некоторые теоретические данные дают материал для формулировки практических выводов и рекомендаций на основе описанных феноменов и закономерностей. Все перечисленное и предлагается в заданиях, входящих в программу. Данная программа предназначена для самостоятельной работы. Автор использует ее в заочном обучении и проводит единственное завершающее аудиторное занятие, посвященное обзору наиболее интересных студенческих работ. Программа предусматривает несколько уровней работы с книгой и осмысления ее материала. На первом уровне выполняются задания, в которых как правило необходимо придумать или подобрать примеры, подтверждающие факты и закономерности, описанные в книге. Трудность заданий этого раздела заключается, в частности, в том, что книга написана на материале только американских исследований, которые не всегда соответствуют социально-психологическим реалиям России. " Адаптация" материала к нашим современным реалиям и является задачей студента. На втором уровне студент получает опыт осмысления материала книги применительно к процессу работы практического психолога. Данный раздел ориентирован прежде всего на подготовку будущих психологов-консультантов; некоторые задания могут быть изменены для работы со студентами, получающими подготовку в других областях практической психологии. На третьем уровне предполагается самостоятельное проведение простых социально-психологических исследований, имеющих практическое значение. Последний уровень предполагает эмоционально-личностное осмысление содержания книги и всей проведенной работы, рефлексию нового опыта. Этот уровень является необходимым завершением работы, потому что некоторые разделы книги имеют большой эмоциональный потенциал и могут противоречить ряду житейских психологических представлений о человеке. Каждая часть практикума включает существенно больше заданий, чем должен выполнить студент: ему предоставляется возможность выбора. Преподаватель самостоятельно определяет необходимый для получения зачета минимум. Так, в Институте практической психологии и психоанализа, где автор работает по данной программе, этот минимум предусматривает письменный отчет по трем заданиям первой части, и двух - по второй и по третьей. Письменный ответ на вопросы четвертой части не является обязательным, так как он затрагивает личные чувства студента, которыми он может не захотеть делиться с преподавателем. Следует отметить, что данная программа используется автором в обучении студентов, получающих второе высшее образование, на второй год обучения, когда уже получен достаточно серьезный опыт групповых тренингов, а многие студенты имеют опыт индивидуальной психотерапии, как клиентский, так и собственной практики. Поэтому большинство студенческих работ характеризуется достаточно высоким уровнем личностной и профессиональной зрелости их авторов. Использование программы для студентов, получающих первое высшее образование, должно учитывать специфику обучающихся. У автора имеется позитивный опыт выполнения некоторых заданий с этим контингентом, однако возникают некоторые сложности, отсутствующие при работе со студентами ИППиП. В частности, желательно оценить готовность студентов к выполнению заданий, в ходе которого можно столкнуться с этическими проблемами (отмечены знаком " Внимание!" в тексте программы), провести подготовительную работу, а возможно отказаться от некоторых заданий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1.ПРИМЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ 1.Напишите изложение любого из экспериментов или событий, описанных в книге, от первого лица - от имени одного из его испытуемых (участников). Изложите его мысли и чувства, субъективное восприятие и оценку событий. 2.(К главе 1) Придумайте план проведения " скрытого исследования" по образцу примеров на стр.30. Можно воспользоваться указаниями на стр.56-57. 3.(К главе 1) Допустимо ли, с Вашей точки зрения, проводить исследования, подобные исследованию подчинения (глава 1) или Стэнфордскому тюремному эксперименту (глава 8)? Прав ли был Ф.Зимбардо, прекратив досрочно свой эксперимент? 4.(К главе 1) Можно ли какие-нибудь из исследований, описанных в книге, счесть недостаточно этичными? Какие именно? Какие этические проблемы встают в связи с ними? 5.(К главе 2 и 12) Приведите примеры создания образа политика средствами массовой информации (газеты, журналы, радио, ТВ, интернет), рекламных и выборных кампаний, PR-акций, использующих психологические механизмы, которые описанные в статьях. Какие приемы использовались? Насколько эффективными они оказались? 6.(К главе 2) Приведите примеры скрытых форм навязывания мнения из учебников и образовательной литературы. Если у вас есть возможность, сравните учебники, написанные в разные годы. 7.(К главе 2) Приведите примеры предрассудков, обусловленных действием психологических защит. Предложите стратегии изменения этих предрассудков. 8.(К главе 2) Приведите примеры использования психологических принципов суперпродавца (стр. 88-89) из современной рекламы и работы продавцов/агентов. Приведите неудачные примеры, противоречащие этим принципам. 9.(К главе 2) Приведите примеры когнитивного диссонанса и способов его уменьшения из повседневной жизни или из СМИ. 10.(К главе 3) Приведите примеры того, как социальная роль искажает восприятие качеств человека, выполняющего эту роль, из повседневной жизни или из СМИ. 11.(К главе 3) Приведите примеры ошибок прогнозирования из обыденной жизни и СМИ, которые основаны на закономерностях, описанных Д.Канеманом и А.Тверски. Назовите закономерности, определившие ошибки. 12.(К главам 4 и 9) Какие особенности стереотипов, существующих в повседневной жизни, могут объясняться действием механизма самоподтверждающегося пророчества? Приведите примеры. Предположите, какие особенности социального взаимодействия могут способствовать упрочению стереотипов. К каким последствиям может привести наличие этих стереотипов? 13.(К главе 4) Придумайте по 2-3 варианта объяснения нескольких житейских ситуаций: на основе стимульных атрибуций, личностных атрибуций и взаимодействия типа личность - стимул. 14.(К главе 5) Что по-вашему характерно для гендерных различий социализации в семье, учебно-воспитательных учреждениях (детский сад, школа, институт) в России? Соответствуют ли эти особенности американским? 15.(К главам 6-8) Опишите ситуацию из реальной жизни, сходную с ситуациями, описанными в статьях (экспериментальное исследование конформизма, " Третья волна" , Стэнфордский тюремный эксперимент). Что общего между этими ситуациями и чем они отличаются? Если это известно, опишите мысли и чувства участников. 16.(К главам 6 и 7) Приведите примеры изменения поведения, установок, убеждений и пр. из повседневной жизни под влиянием группы и группового давления. Приведите примеры того, как поведение членов группы отличается от обычного индивидуального поведения входящих в нее людей. Какие средства воздействия и давления использовала группа? Если это известно, опишите мысли и чувства участников. 17.(К главе 7) Приведите примеры проявления огруппления мышления из СМИ или известные на личном опыте. Укажите конкретные симптомы и последствия огруппления. 18.(К главе 8) Что общего и чем отличаются психологические особенности городской жизни в российском и в американском мегаполисе? 19.(К главе 8) Какую информацию дает Стэнфордский тюремный эксперимент для понимания причин жестокости и насилия? 20.(К главе 8) Согласны ли Вы с выводом Ф.Зимбардо о том, что " в поединке между хорошими людьми и порочной ситуацией победила ситуация" ? Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие этот тезис. 21.(К главе 8) Проанализируйте мотивацию и действие психологических защит испытуемого, чьи записи приведены на стр.312-313, на разных этапах эксперимента. 22.(К главе 9) Приведите примеры того, как стереотипы используются людьми для объяснения их собственного поведения (по типу приведенного в статье Д.Родин и Э.Лангер объяснения: забываю, потому что старый). Приведите возможные альтернативные объяснения (забываю, потому что беспокоюсь о том, что забуду, и это мешает хорошей работе памяти). Каковы возможные последствия подобных атрибуций? 23.(К главе 5 и 9) Приведите примеры стереотипов пола, возраста, национальности, которые служат основой для дискриминации. 24.(К главе 11) Придумайте несколько ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, в которых высока вероятность возникновения аттракции к ранее незнакомому человеку противоположного пола. Аргументируйте свои предположения с помощью материалов главы. 25.(К главе 11) Выберите из текстов известных Вам песен фрагменты, которые можно считать формулировкой психологических закономерностей (подобно приведенной в статье Дж.Пейнбэйкера и др. строке " Все девушки становятся симпатичнее перед закрытием" ). " Переведите" эту закономерность на научный психологический язык. Как Вам кажется, является ли эта закономерность верной? Опишите план возможного исследования, посвященного ее проверке. 26.(К главе 12) Согласны ли Вы с тем, что " по мере возрастания темпа нашей повседневной жизни этика становится роскошью" ? Приведите примеры и аргументы в защиту своей позиции. 27.(К главе 13) Приведите примеры социальных проблем, при решении которых целесообразно использовать социально-психологические теории. Какие конкретные закономерности можно применить?
2.СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА. 1.(К главе 2) Предложите практические способы изменения конкретных нежелательных форм поведения, основанные на теории когнитивного диссонанса. Можно воспользоваться примером на стр.100. 2.(К главе 2) Придумайте по 3 сильных и слабых аргумента, касающиеся необходимости личной психотерапии будущих психологов-практиков. 3.(К главе 2) Составьте план изменения установки на поступление в вымышленное психологическое учебное заведение методом последовательных приближений, если известно, что основными достоинствами этого заведения (в порядке убывания значимости) абитуриент считает: дешевизна, небольшие сроки обучения, близость от дома; основными недостатками (в порядке убывания значимости): небольшой удельный вес практических дисциплин, отсутствие авторитетных имен среди преподавателей, плохое качество аудиторий для занятий. 4.(К главе 3) Как выполнение социальной роли психолога- консультанта может отразиться на особенностях его социального восприятия клиентами? друзьями и близкими? 5.(К главе 3) Как иллюзия надежности может проявиться в работе психолога-консультанта? Какие негативные последствия это может иметь? Как их избежать? 6.(К главе 4) Что может повлиять на первое впечатление клиента о психологе-консультанте? Какие ожидания могут возникнуть в результате этих впечатлений? Как они могут повлиять на процесс консультирования? Разберите на примере гипотетических или реальных ситуаций. 7.(К главам 4 и 9) Существует ли стереотип психолога в массовом сознании? Среди самих психологов? Каковы его особенности? Является ли этот стереотип самоподтверждающимся? Если да, то приведите примеры. 8.(К главе 4) Какую роль в семейных и межличностных проблемах играют различия в атрибуции своего и чужого поведения? Приведите примеры реальных или гипотетических ситуаций психологического консультирования. 9.(К главе 5) Кому, как Вам кажется, легче овладеть профессией психолога-консультанта - мужчине или женщине? Почему? 10.(К главе 5) Придумайте за инспектора отдела кадров план беседы с Дженис (стр.187-188), который предполагает высокую вероятность отказа в приеме на работу, но не наносит психологической травмы соискателю (или хотя бы наносит ее в меньшей степени, чем в приведенной беседе). 11.(К главе 7) Предложите упражнения социально-психологического тренинга, направленного на предотвращение и/или уменьшение отрицательных последствий огруппления мышления. Используйте рекомендации на стр.255-258. 12.(К главе 9) Какие стереотипы оценки клиента и его поведения могут возникнуть в процессе психологического консультирования? Как они могут повлиять на процесс консультирования? 13.(К главе 9) Используя информацию статьи К.Уорда, М.Занны и Д.Купера, сформулируйте требования к невербальному поведению психолога-консультанта. Какие проблемы могут возникнуть в ходе психологического консультирования, если поведение психолога не будет соответствовать этим требованиям? 14.(К главе 9) Разработайте план использования мозаичной методики (стр.359) для ликвидации негативных стереотипов, изменив, по сравнению с приведенным примером, либо вид стереотипа, либо контингент участников, либо вид деятельности, либо несколько из этих характеристик одновременно. 15.(К главам 10 и 11) Используя результаты исследований, описанных в главах, разработайте план лекции-беседы с подростками-девочками; цель беседы - научить их избегать ситуаций, в которых они могут подвергнуться насилию или сексуальным домогательствам. 16.(К главе 12) На основе информации, приведенной в главе, выделите факторы, способствующие проявлению просоциального поведения, и разработайте методику его стимулирования. Используйте данные на стр.476-477.
3.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1.(К главе 2) Придумайте 2 сходных сообщения, различающиеся по актуальности (например, повышение платы за электричество для владельцев электроплит различается по актуальности для владельцев газовых и электроплит; другой пример см. в тексте). Придумайте по несколько сильных и слабых аргументов в пользу сообщения. Выберите по одному испытуемому в ситуации высокой и низкой актуальности и попросите их высказать свое отношение к сообщению, затем к каждому из аргументов, а затем вновь к самому сообщению. Изменилось ли отношение? Почему? 3.(К главе 3) Выберите из статьи Д.Канемана и А.Тверски примеры экспериментов, где приведенной информации достаточно, чтобы их можно было повторить (есть тексты заданий для испытуемых). Замените американские имена и реалии на российские и повторите эксперименты (минимум на одном испытуемом). Подтвердились ли описанные в статье закономерности? Если нет, то, как Вы думаете, почему? 4.(К главе 4) Повторите исследование, описанное на стр.154-155 (также воспользуйтесь информацией на стр.165-166): попросите не менее двух пар знакомых между собой испытуемых кратко изложить причины, по которой они совершили какой-либо значимый поступок в своей жизни (выбрали профессию, место учебы, работы, супруга и пр.) а затем изложить причины, по которым, как он думает, совершил аналогичный поступок второй испытуемый - его знакомый. Отнесите каждую причину к стимульной или личностной, а затем сравните атрибуцию собственных поступков и поступков других людей. Подтвердились ли результаты, описанные в статье Э.Джонса и Р.Нисбета? Если нет, то, как Вы думаете, почему? 5.(К главе 6) Выполните задание 6.1 (Сила социального давления) по тексту книги. ВНИМАНИЕ! Вы не должны нарушать моральных норм (например, лгать, вынуждать людей к каким-либо действиям) и не должны совершать поступков, которые могут причинить вред вашим собеседникам. Помните об этике психологического исследования. 6.(К главе 8) Проанализируйте особенности городской среды микрорайона, где Вы живете (группа домов, объединенных общим двором), с целью выявить, насколько эта среда способствуют или препятствуют действию закономерностей, описанных в статье С.Милграма: информационная перегрузка, невмешательство, доверие, анонимность, ролевое поведение и др. Учитывайте такую информацию, как этажность застройки, время заселения микрорайона, социальный, национальный состав жителей и их материальное положение, особенности двора, преступность, наличие кодовых замков, домофонов, железных дверей в квартирах, количество жителей других районов, регулярно бывающих в микрорайоне (наличие больших магазинов, рынков, предприятий и пр.), особенности торговли и пр. Проанализируйте, знают ли жители друг друга и то, что происходит вокруг, особенности их общения, отношения к соседям. Материалом могут стать собственные наблюдения и впечатления, интервью с жителями, эксперименты (например, звонки в незнакомые квартиры по домофону с просьбой открыть дверь подъезда). Предложите мероприятия по улучшению психологической среды микрорайона. 7.(К главе 8) Выполните задание 8.2 (Прохладный социальный климат), выступив в роли наблюдателя-участника. Высокий и низкий статус достигается различиями в одежде, макияже и прическе, наличием/ отсутствием дорогих аксессуаров. Материалом для наблюдения должны стать не менее четырех учреждений, предполагающих высокий статус посетителей: отделение банка (кроме Сбербанка), дорогой супермаркет, салон по продаже автомобилей, туристическая фирма и пр. Необходимо обратиться к персоналу двух учреждения, имитируя низкий статус посетителя и двух - высокий, затем проанализировать действия персонала в соответствии с текстом книги. ВНИМАНИЕ! Имитируя низкий социальный статус, вы не должны быть неряшливо одетым, грязным, странно выглядящим и т.п. 8.(К главе 9) Выполните задание 9.1 (Формирование впечатлений и возраст) по тексту книги. Описание пациентки измените так, чтобы оно полностью соответствовали описанию российской женщины (измените ученую степень, возможно, профессию и еще что-нибудь). Испытуемые (не менее 4 человек - по 2 на каждый текст): профессиональные психологи, психиатры, социальные работники или студенты, обучающиеся по этим специальностям, но не знакомые с сутью задания. Группа испытуемых должна быть однородной: или студенты, или специалисты, работающие или обучающиеся по одной и той же специальности. 9.(К главе 9) Выполните задание 9.2 (Влияние этнической принадлежности человека на производимое им впечатление) по тексту книги не менее, чем на трех испытуемых по каждой из двух национальностей. 10.(К главе 10) Выполните задание 10.3 (Примеры телевизионного насилия) по тексту книги. Вы можете расширить круг анализируемых передач, выбрав не менее трех передач из следующих категорий: - отечественный мультфильм - зарубежный мультфильм или мультсериал - отечественный детский фильм - зарубежный детский фильм или сериал - отечественный фильм - зарубежный фильм - отечественный сериал - зарубежный сериал Желательно, чтобы сопоставлялись фильмы, сходные по жанру (не следует сравнивать боевик с мелодрамой). При необходимости следует изменить схему регистрации (стр.411). Указывайте и учитывайте при анализе примерную длительность фильмов. 11.(К главе 11) Выполните задание 11.2 (Невербальные проявления аффилиации). Выберите ситуацию, где рядом могут оказаться как знакомые, так и незнакомые люди: общественный транспорт (желательно относительно свободный), места в кино, театрах и пр., очередь, скамейки в парках и т.п. ВНИМАНИЕ! Помните об этике исследования. Выберите ситуацию в которой наблюдение будет естественным и неназойливым. Оно не должно превращаться во вмешательство в личную жизнь незнакомых людей. 12.(К главе 12) Выполните задание 12.2 (Просьбы о подаянии). Проанализируйте поведение не менее двух нищих или сборщиков денег, не менее трех случаев получения денег каждым. Поскольку проще найти и выбрать для наблюдения молчащего просителя, в описании обязательны только описание просителя, включая описание места, где он стоял/ходил и описание человека, дающего деньги. 13.(К главе 12) Выполните задание 12.3 (хорошие и плохие новости). Сравните новости двух центральных каналов и одного местного; желательно, чтобы это были новостные программы одного и того же дня и примерно одинаковой продолжительности. (достаточно сравнить по одному выпуску новостей каждого канала) 14.(К главе 13) Проведите интервью не менее, чем с тремя испытуемыми, которые удовлетворяют одному из следующих требований: наличие хронического соматического заболевания с периодическими обострениями и/или необходимостью регулярно принимать лекарства; острое заболевание в течение последнего года с пребыванием не менее трех дней на постельном режиме. Испытуемые должны быть одного пола, как можно ближе по возрасту, у всех должно рассматриваться либо острое, либо хроническое заболевание. Вопросы для интервью: воспринимаемые причины заболевания; кто виноват в болезни - больной, другой человек, окружающая среда или случайность; существует (существовала для острых заболеваний) ли возможность контроля течения заболевания; степень выполнения предписаний врача; способы лечения, полученные из немедицинских источников (прочитанные в книгах, советы знакомых-немедиков, самостоятельно придуманные способы лечения) и их соотношение с рекомендациями врача. Сопоставьте свои данные с результатами исследования Ш.Тейлор и с теориями атрибуции и психологического контроля.
4.РЕФЛЕКСИЯ ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА. 1.Какие разделы книги показались вам наиболее интересными? Произвели на вас наибольшее впечатление? Какие мысли и чувства возникали при чтении этих разделов? 2.Выполнение каких заданий было для вас самым интересным? Самым трудным? Почему? 3.Будете ли вы использовать материалы книги и результаты проделанной работы в своей деятельности профессионального психолога? Если да, то какие именно и как? 4.Что бы вы хотели пожелать тем студентам, которые будут работать с этой методической разработкой?
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И КОММЕНТАРИИРаздел 1, задание 1. Это задание интересно не только как материал для того, чтобы разобраться в процедурах и деталях психологических исследований, но прежде всего возможностью идентификации с испытуемыми и получения опыта понимания мыслей и чувств других людей, а также осознания собственных проблем. Часто подобный опыт оказывается эмоционально значимым и полезным для будущего профессионала. Вот оценка опыта выполнения задания на материале Стэнфордского эксперимента:
Произошло достаточно глубокое погружение в роль испытуемой. Это позволило мне отследить ряд своих эмоциональных и телесных реакций на психотравмирующие события, что дало полезный материал для дальнейшей работы над собой. Также я смогла более полно осознать имеющиеся у меня ресурсы, помогающие сохранить свою целостность в обстоятельствах, несущих угрозу потери этой целостности.
Далее приведен отчет, выполненный по материалам эксперимента из главы 3 - восприятие конкурсантов и ведущих. Автор статьи напоминает, что все написанное является вымыслом студента - автора работы.
Я согласилась участвовать в эксперименте на исследование процессов, посредством которых формируется впечатление об общей эрудиции. Нас разбили по парам. Одному из участников досталась роль ведущего, другому - конкурсанта. Конкурсант должен был отвечать на вопросы составленные ведущим. Мне сразу стало дурно при мысли, что сейчас я буду конкурсантом. Роли распределялись случайно, и мне, естественно, досталась роль конкурсанта. Пока моя напарница - девушка лет 24 - составляла вопросы, я все время думала, как не хочется ударить в грязь лицом, пыталась представить, насколько она умнее меня (сама удивляясь при чем здесь ум, если на ее месте могла оказаться я) и очень волновалась. Я чувствовала себя как на экзамене, и мне это очень не нравилось - сердце слишком громко стучало, во рту пересохло, над своими вопросами, которые нужно было придумать " для разминки" , думать не хотелось. Когда я ответила всего на 5 вопросов из 10, мне и вовсе захотелось расплакаться. Я, конечно, предполагала, что некоторые вещи забыла после школы, некоторые - могу не знать, но не столько же! Второй мыслью было, что я разучилась думать в состоянии стресса, а третьей - что совершенно никудышными стали нервы, раз я испытываю стресс по такому поводу. Потом я стала сравнивать себя с моей ведущей, отметила, что она наверное более уверена в себе, более жесткая, да и вообще более молодая, поэтому может чувствовать себя более спокойной, а значит и лучше соображать. Я даже немного разозлилась на нее и ее сегодняшнюю роль. Но в конце все равно подумала, что если я плохо справилась с заданием, то никто в этом не виноват, сама поглупела либо по какой-то другой причине " сдала позиции" . Я-то знаю, как я могу отвечать (или раньше могла?) Как бы там ни было, узнать, что я выгляжу не особенно лучше, чем остальные мои собратья по несчастью, было не особенно радостно (да еще и чуть хуже, чем средний студент). Пришла в голову мысль: хорошо, что никто не видит. Оценила я себя, конечно же, хуже, чем до эксперимента - самооценка снизилась. Не знаю, надолго ли, но на ближайшую неделю точно. А вот насчет напарницы моей были совсем другие мысли - спокойная, уверенная, а если и знает не больше меня, то уж во всяком случае никто об этом не догадается. Вот и молодец! Честно говоря, мысль о том, что все ведущие были в более выгодном положении, пришла мне в голову вначале, но я ее быстро отбросила, разозлившись на себя, что ищу оправдание своему плохому результату. После проведения дебрифинга ознакомилась со статистикой, подумала о том, что действительно не думаю, как много иногда может зависеть от того, в выгодном или невыгодном положении оказываюсь я или любой другой человек. Думаю, это хороший урок, и чем больше людей будут видеть подобные закономерности, тем более объективными и, может быть, добрыми и внимательными они смогут быть к окружающим.
Раздел 1, задание 15. Ряд заданий направлен на рефлексию собственного жизненного опыта и его оценку на основе вновь полученных знаний. Ценность подобных заданий как в том, что студент обучается применению на практике полученных теоретических знаний, так и в переосмыслении личного опыта, расширении возможностей для самопознания. Вот пример достаточно эмоционального рассказа.
Октябрь 93-го. В полном непонимании от этого бардака (речь идет о событиях 3-4 октября, завершившихся штурмом Белого Дома - Т.Б.) я начинаю казаться себе сам каким-то маленьким. Вдруг по телевизору выступает Е.Гайдар и тревожно призывает весь народ подтягиваться к мэрии. У меня начинается раздвоение. Одна часть говорит: " сиди и не рыпайся, авось пронесет" , но уж очень тревожно. Другая часть говорит: " Пойди и слейся с третьей волной и все будет надежно, даже если придется умереть. Там есть люди, которые руководят и знают, что делать. Даже если они неправы, это не так тревожно." Общее с ситуацией третьей волны заключалось в том, что я не знал, какая идея стоит за Гайдаром и чем она лучше идеи его противников. Я просто хотел влиться в организованную группу и подчиняться любому ее решению. Мне было тревожно вне группы и казалось, что в группе будет спокойнее.
Раздел 1, задание 25. Это задание интересно тем, что позволяет в казалось бы, несерьезной, шуточной форме ознакомиться с процессом формулировки гипотез и планирования психологического эксперимента. Иногда выдвигаемые гипотезы также носят шуточный характер, но при этом позволяют студенту составить отвечающий основным требованиям к проведению эксперимента и потенциально реализуемый план исследования. Так, студент взял за основу известные строчки
От улыбки станет всем светлей И слону и даже маленькой улитке.
Для проверки гипотез о влиянии улыбки на поведение улиток были разработаны три разных экспериментальных плана изучения поведения улиток.
Вместе с тем, в современном песенном творчестве содержатся житейские принципы, правильность или неправильность которых неочевидна, а проверка может представлять теоретическую или практическую ценность.
Так например, в основу гипотезы были положены строчки:
Годы летят стрелою, Скоро и мы с тобою Разом из города уйдем. Где-то в лесу дремучем Или на горной круче, Сами себе построим дом (" Наш дом" , песня группы " Машина времени" )
Гипотеза была сформулирована следующим образом: " С возрастом увеличивается мотивация к проживанию за пределами большого города" . Для проверки гипотезы было предложено составление проективного рассказа " Дом моей мечты" с фиксацией того, в какой местности находится такой дом, и сравнением рассказов, составленными лицами разных возрастов.
Раздел 2, задание 3. Пример вымышленного диалога как способа манипуляции установками студента, в данном случае, его намерением учиться в конкретном учебном заведении.
1.- Поздравляю, рад за вас. Ну теперь начнется - семинары, групповые тренинги. Освоите практику. Это так здорово, когда есть возможность попрактиковаться еще в процесс учебы. А какой опыт для будущей работы... - Вообще-то практических дисциплин мало. Как раз это мне и не нравится. 2. - Вы правы, это очень плохо, но теория тоже важна. Слушать лекции авторитетного преподавателя... Только от учителя к ученику и передается истинное знание. Кто как не умудренный опытом профессор сможет зажечь своей идеей, своим видением предмета. - К сожалению, авторитетных имен среди здешних преподавателей немного. 3. - Даже если это и так, вы не можете не согласиться, что они компенсируют это отличными условиями - просторный класс, самое современное оборудование. - Здесь вы как раз ошибаетесь. Качество аудиторий не на высоте. 4. - Я не ожидал этого услышать, но судя по тому, что я знаю о других учебных. заведениях, они все находятся не так близко от вашего дома, как это. - Ну да, но если вы считаете, что это решающий аргумент в его пользу, то вы неправы. 5. - Вы, конечно, знаете это лучше, но я слышал, здесь небольшие сроки обучения - Здесь у меня сомнения. Не отразится ли это на качестве знаний? Не окажутся ли слишком поверхностными из-за нехватки времени. Да и нагрузка увеличится. 6. - Вы возможно правы, я никогда не думал об этом с такой точки зрения, но я уверен, вы не можете не согласиться, что обучение здесь очень дешево. - Вот это и подозрительно! Достойное учебное заведение не станет таким образом привлекать к себе внимание. Лучше заплатить больше, но получить действительно качественное образованиение. Глупость тратить время на учебу в заведении, у которого кроме низкой платы за обучение и других достоинств нет!
Раздел 2, задания 4 и 7. Эти задания, как и некоторые другие, ориентированы на рефлексию первых этапов профессиональной адаптации. Ответы на задания отражают характерные возникающие трудности.
Психолог воспринимается, как забавный персонаж, что-то среднее между удавом Каа, уличным факиром и гипнотизером. Стереотипы психолога: всезнайка, служба спасения, ключик к счастью. К моему мнению стали относиться как к авторитетному, даже если я говорю то же самое, что и раньше. Некоторые, узнав о том, где я учусь, вспоминают все обиды, которые связаны с психологами. Друзья бегут спрашивать совета и тут же хотят получить результат. Одна женщина, с которой мы только что познакомились, узнав, что я психолог, сразу же стала настойчиво спрашивать совета относительно своей семейной проблемы. В семье слышишь: ну ты же психолог, ты должна... Мужу говорят: тебе повезло, что у тебя жена психолог. Считается, что психолог - человек умный, знающий все выходы из сложной ситуации, но почему-то не говорящий их, а заставляющий клиента думать и копаться в себе. Это человек черствый: подружки бы заохали, а психолог и бровью не поведет. Друзья воспринимают психолога как опасность: все увидит, проанализирует и диагнозы поставит. Родным и близким психолог кажется слегка помешанным: в каждой трости виджит фаллический символ, в каждой оговорке - смысл, а в насморке - психосоматику.
На основе осмысления подобных реакций (конечно, в цитированных работах они представлены в несколько утрированном виде) студенты приходят к важному для них выводу о том, что " психологи вынуждены работать над разрушением мифов у клиентов, групп и работодателей" .
Раздел 3, задание 5. Это задание интересно как возможностью провести наблюдение за реакциями людей на неожиданную для них ситуацию (задание требует отступить от привычных норм общения, внешего вида и т.п. и оценить реакцию окружающих), так и тем, что приобретается новый и как правило неожиданный опыт, открывающий возможности для самопознания. Подобный опыт может иметь негативные аспекты, поэтому выполнение задание требует определенной личностной зрелости.
Для выполнения задания студентка (женщина около 30 лет) надела футболку очень откровенного вида: когда смотришь на женщину в такой футболке, то сначала кажется, будто одежда разорвана и видна обнаженная грудь. В таком виде студентка прошла по своему обычному маршруту: рынок, палатка у дома (где ее хорошо знают), зашла к матери. Реакции окружающих. " Прохожие неприлично пялятся, слышны негромкие высказывания " Совсем стыд потеряли" и т.п., продавщица на рынке отпускает товар как обычно, потом сдавленно смеется, продавец с Кавказской внешностью делает скидку и отпускает двусмысленные замечания, знакомая продавщица в палатке около дома бросает разочарованный и осуждающий взгляд. Мама в шоке, читает лекцию о том, как положено выглядеть, соседка спрашивает: " К карнавалу готовишься?" - и интересуется, как реагирует народ" . Собственные реакции. " Было страшно и куражно: страшно встретить знакомых, надела темные очки, испугалась продавца-кавказца. Было неловко пред знакомой продавщицей, несколько дней я ничего не покупала в этой палатке, а потом пошла туда с сыном, накупила ему сладостей (как бы пытаясь доказать продавщице, что я хорошая мать и значит хороший человек). С мамой было смешно и весело, я знала, что ей потом можно будет объяснить. При беседе с соседкой я чувствовала легкое превосходство и ощущение крутости. Я увидела спектр эмоций, вызванных групповым давлением. Оказалось, что эти эмоции сильные и больше определяют поведение, чем это думалось заранее. Больше всего я была поражена собственными реакциями, об этом больше всего думала и именно этот ракурс работы принес наибольшую пользу. Эксперимент диагностичен, позволяет дать много информации о человеке, материала для психотерапевтической работы."
Раздел 3, задание 10. Приведем фрагменты некоторых работ и выводы, сделанные их авторами.
Сравнивались 4 мультфильма и боевик. Продолжительность мультфильмов в общей сложности равна боевику. При сравнении первое число относится к мультфильмам, второе - к боевикам. Выделено актов насилия: 28 и 10. В мультфильмах отсутствует изображение боли и негативных исходов, присутствующие в боевике. Насилие остается безнаказанным по 2 раза. Акты насилия совершает " хороший парень" : 13 и 6 раз Акты насилия совершает " плохой парень" : 15 и 4 раза. То есть, " плохие парни" совершают не больше насилия, чем " хорошие" Оружие на экране присутствует 6 и 7 раз. Автора работы удивил большой поток насилия для маленьких детей. " Я и не представляла, сколько насилия может быть показано в детских мультфтльмах. Усаживая маленького ребенка к телевизору, можно привить ему позитивное отношение к актам насилия и жестокости."
В другой работе сравнивались .зарубежный мультфильм " Ледниковый период" (" добрая комедия" ), отечественный мультфильм " Золушка" и криминальная комедия для для взрослых " Именины" . Количество актов насилия: 28 - 7 - 21 Жертва испытывает боль: 20 - 7 - 20 Насилие безнаказанно:1 - 0 - 0 Насилие совершает " плохой парень" : 20 - 7 - 16 Насилие совершает " хороший парень" : 8 - 0 - 5 По данным студентки, в детских фильмах больше угроз и психологического насилия, во взрослых - прямого физического. Она сама испытывала страх при просмотре детского мультфильма и считает, что просмотр таких передач способствует разрушению у детей базового чувства безопасности.
Практически во всех работах отмечается высокий уровень насилия в зарубежных мультфильмах, сопоставимый со взрослыми фильмами с криминальными сюжетами. " Рекордсменом" актов насилия на единицу времени был признан мультфильм " Том и Джерри" - 11 за 15 минут.
Раздел 4. О мыслях и чувствах в процессе чтения. Книга произвела колоссальное впечатление. Огорчило полное отсутствие привязки к российскому менталитету. Было бы просто замечательно, если бы подобное издание выпустили российские психологи. Прочтение книги позволило акцентировать внимание на вещах, о которых знала, но как-то смутно. Ощущение такое, будто рассеивается туман и предстает четкая картина. Испытала растерянность, удивление и даже какой-то мистический ужас. Легкость и быстрота, с которой происходят метаморфозы с людьми, меня просто ошеломила. Возникло желание воспитать как можно больше людей со свободным мышлением, свободным от стереотипов; удовольствие от того, что когда знаешь определенные закономерности из авторитетного источника, на некоторые издержки современного мира и темпа жизни можно смотреть проще, становится возможным взаимодействовать с ними. Сначала было скучно. Потом заставило глубоко задуматься. Местами до мурашек пробирало. В целом понравилось. Незаметно втянулась и получила удовольствие как от хорошего детектива. Чувства от восхищения (как это безумно интересно) до сожаления (если бы знать это раньше, скольких бы ошибок можно было избежать).
О значении полученного опыта Это книга живая, про жизнь, это действительно практикум, а то, что можно применить на практике - полезно. Полученные знания нужны, чтобы самой делать правильные и объективные выводы и заключения, при необходимости указывать на них клиенту, многие упражнения можно использовать в групповых процессах. Многое использую сейчас в преподавательской деятельности. Это был первый опыт исследовательской работы. Думаю, что теперь я смогу применить социально-психологические знания к исследованию окружающего мира. По мере выполнения заданий у меня начала формироваться способность видеть социально-психологическую составляющую в различных жизненных ситуациях. Ничего подобного со мной не происходило при обычном прочтении специальной литературы. Были показаны методы и приемы, с помощью которых можно исследовать процессы, происходящие вокруг. Книга учит мыслить по-другому, иначе смотреть на вещи, которые тебя окружают. Систематизировать, ставить вопросы, искать ключ. Книга поспособствовала тому, чтобы какие-то мысли и сомнения приобрели более четкие очертания и превратились в устойчивые убеждения и принципы. Интересно разложить по полочкам некие жизненные моменты - впечатления, ощущения - то, что мелькает, присутствует как некий фон, зачастую не вербализуясь. Это в дальнейшем позволит вычленять какие-то ситуации в жизни и осознанно реагировать на них. Появился дополнительный багаж знаний, который заставляет думать и анализировать. То, что я буду делать в своей профессии, зависит и от этой книги тоже. Возможно при реальном столкновении с каким-то случаем будет полезно повторное прочтение. Книга должна быть в домашней библиотеке, нужно к ней возвращаться и возможно переосмысливать. Книгу прочитали 8 человек:: после того, как им открывали определенные главы, исходя из их интересов, она прочитывалась вразнобой, но увлеченно. Мне кажется, эту книгу надо читать не только студентам, изучающим психологию, но и всем остальным. Я читала многие главы вслух семье, и меня удивила реакция моего мужа, который сказал, что некоторые главы оказали ему моральную поддержку. Я поняла, что многие проблемы у людей возникают потому, что им не хватает объективной информации, и конечно же устаревшие стереотипы.
Из пожеланий студентам Братья и сестры, коллеги, пошедшие вслед за нами по этому тернистому пути! Терпения вам и разума! Не тяните с выполнением задания и оформлением работы до последнего! Этот материал требует обязательного осмысления. Вам предстоит интересная работа с материалами книги и самое главное с собственными размышлениями, творческий процесс, где нет правильного или неверного мнения или суждения Не пугайтесь объема разработки. Помните, она разработана, чтобы помочь в усвоении материала. Помогает! Проверено!
В качестве итога Я осознала, что законы развития и закономерности, действующие в человеческом обществе, существуют объективно, также, как и другие законы природы. Но если закон Ома хорошо известен и никому не приходит в голову, что он может действовать или не действовать в зависимости от обстоятельств, то в отношении психологии люди часто испытывают иллюзию, что могут поступать произвольно. Но на самом деле наши действия также подчиняются законам природы (пусть даже мы о многих из них даже еще не знаем). Достижения в области социальной психологии ранят наше самолюбие, лишая нас уютного ощущения собственной неповторимости. Тем не менее, признавая себя социальными существами, на которых распространяются объективные психологические законы, мы получаем возможность лучше понять себя и других людей.
Автор приносит искреннюю благодарность всем студентам заочного отделения Института практической психологии и психоанализа, чьи работы (в том числе и оставшиеся непроцитированными) послужили основой данной статьи.
Литература 1.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - Питер, 2000. - 522С. 2.Майерс Д. Социальная психология. - Питер, 1997. - 684С. 3.Барлас Т. Неисповедимы пути психологического практикума. - Журнал практической психологии и психоанализа, 2000, №1. |