8 марта 2009 – Бульварное кольцо-2 и «Булгаковский дворик»

Каждый год 8 марта, согласно неокрепшей традиции, мы открываем прогулочный сезон обходом Бульварного кольца.

Два года назад, когда мы совершали самую-самую первую прогулку, нам казалось, что обойти Бульварное (9 километров, согласно справочнику) - это очень круто. А сегодня муж презрительно наморщился и сказал, что слишком короткий путь получается. Поэтому мы решили замкнуть кольцо (на самом деле ведь бульварное - это не кольцо, а скорее полукруг), начав и кончив в Замоскворечье, а еще пару раз отклониться от маршрута. Но Замоскворечье я показывать не буду – это отдельная тема. В связи с холодной пасмурной погодой, а также тем, что маршрут уже снят-переснят, фотографий не очень много и "знаковых" мест на них почти нет, просто - что бросилось в глаза.

Вот так начинается Бульварное кольцо - сначала оно совсем узенькое. Яузский бульвар




Дом где-то в районе Покровских ворот




А это дом на Чистопрудном бульваре - я уже его снимала: это тот самый дом начала 20 века, из-за которого я поехала во Владимир. К нему приделано современное крылечко - но в стилистике оформления дома, где однако ж этот зверь больше вроде бы не встречается.




Этот дом на Сретенском бульваре я тоже уже не раз снимала. Но на этот раз мы с изумлением обнаружили рядом с ним памятник. Все верно - памятник открыт в конце 2008 года. Проецируется на здание Лукойла (с другой стороны) и создан на средства этой компании. Памятник - инженеру Шухову - это который Шуховская башня, а помимо этого он и нефтью занимался, так что не зря Лукойл памятник ему спонсировал.




Наконец-то получилось не очень плохо снять Рождественский монастырь




Довольно специфическое оформление ресторана




Сюрреалистическая восьмомартовская картинка...




А ради этого загадочного места мы сворачивали с Бульварного. Двор находится точно на задворках Дома Книги на Новом Арбате. За закрытыми воротами - 4 скульптуры Через забор неважно получилось, но как есть...

Отдыхающий Пушкин




Булгаковские Коровьев и Бегемот




Неизвестная пара (Мастер и Маргарита?)




И гвоздь программы - громадный автомобиль: "...буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и перчатках с раструбами."




Пытаясь понять, что это за загадочный двор, мы обошли дом, обнаружили там посольство Норвегии, охранник которого сказал, что скульптуры к посольству отношения не имеют и наконец увидели домик с обратной стороны, однако его вид ничего нам не объяснил. Просто симпатичный домик, странно смотрящийся в двух шагах от Новоарбатских высоток.




И только когда я показала фотографии на форуме, мне подсказали фамилию скульптора, а дальше открылась довольно любопытная история, частично объясняющая происхождение скульптур.

Всех этих персонажей создал скульптор Александр Иулианович Рукавишников, автор скандально нашумевшего проекта памятника Булгакову и его героям на Патриарших прудах. Первоначальный вариант проекта Рукавишникова по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» предусматривал установку на берегу Патриарших прудов 12-метрового бронзового примуса-фонтана, фигур Левия Матвея и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, кота Бегемота и самого Иешуа, как бы идущего по воде прочь от Михаила Булгакова, наблюдающего за своими героями со сломанной скамейки. Проект так и не был реализован, благодаря протестам общественности, особое возмущение вызвал гигантский примус, который многие воспринимали не иначе как «символ дьявольщины». Впрочем у автора несколько иной взгляд на эти события:

- Ваш Булгаков на Патриарших прудах вызвал нешуточный скандал: люди полгода писали письма, стояли в пикетах, перекрывали въезд на стройплощадку, однажды даже насос в воде утопили... Чем вы их так раззадорили?

- Это не я. Скандал был наполовину политический - если помните, в Краснопресненской управе был такой дяденька Краснов, который хотел быть мэром. Деньги платили пенсионерам, потом коммунисты с флагами ходили, орали... Я думаю, это было неискреннее возмущение. Ее просто довели, эту интеллигенцию. И, естественно, никому из нас не дали возможности объяснить замысел памятника.

- Чего больше всего жалко?

- Архитектуры - она была просто удивительная. Ее делали Андрей Шаров и Александр Кузьмин. Они, совершенно разные, дополняли друг друга. Шаров придумал замечательные вещи, которые были разработаны до мельчайшего камушка - грубые поверхности и рядом отполированные, шпунт, как японцы делают, с естественными сколами...

- Почему вы все-таки отказались от замысла памятника?

- Надоело. Не люблю, когда так громко орут. Посопротивлялся немного, и хватит. Может, эти скульптуры на Патриарших не нужны. Может, им в центре Москвы не место (хотя не мы его выбирали)... Все эти ханжи орали - уйдите с жемчужины Москвы, Патриарших прудов. С жемчужины мы ушли, нашли место на Воробьевых горах, за Андреевским монастырем, возле проспекта Косыгина. Ничего там трогать на будем, только дорожки сделаем такие странные и очень хороший свет, поставим направленное освещение.

- Вместо примуса будет автомобиль?

- Да, семиметровая черная машина, на которой они улетают в финале романа. За рулем грач. Она будет взлетать с откоса в сторону Лужников - чтобы не возникла храмовая тема, к храму идут все библейские персонажи, а эти все - к Лужникам.

- Фигура Христа изменится?

- Христа надо менять. Он четырехметровый, весь вытянутый, как у Эль Греко. Слеплен очень странно, чтобы, когда на него смотришь сверху, с берега, он казался нормальным. В новом месте нет таких берегов. Мы его даже хотим поставить на сушу.

- А Мастер и Маргарита?

- Они у меня сидели на постаменте у Булгакова. Такая была странная вещь, примочечная немножко: он сидит на сломанной лавке, а сзади, в размер людей, влюбленные - с лицами, закрытыми волосами (чтобы не персонифицировать, у каждого ведь свои Мастер и Маргарита). Сделаю новых Коровьева с Бегемотом.

- На этот раз, видимо, возражать никто не будет - место пустынное, поэтичное.

- Да нет, опять наверняка придут. Им же скучно. В Москве вообще, как в "Бумбараше": "белые приходят грабят, красные приходят - грабят..." Не ханжи, так почвенники. Мне ни за что не стыдно, могу в Лондоне показать, там все на уровне, все непросто. Пускай. Я уверен - скульптуры, как и рукописи, не горят.

Скульптор оказался прав насчет возражений. Памятник, который должен был стоять по-видимому у Андреевского пруда рядом с одноименным монастырем, вызвал протесты церкви: дескать там раньше было захоронение. После 2004 года следы проекта памятника теряются, чтобы обнаружиться в загадочном дворике... Надолго ли? Почему именно там? Найдут ли наконец достойное пристанище Булгаковские герои? На эти вопросы я пока не нашла ответов.













Hosted by uCoz