28 сентября 2008 – Аптекарский огород, песчаные статуи и «Гараж»
В этом году я стала замечать, что наши прогулки по Москве стали повторяться. Так, в июньские праздники мы дважды попадали на ВВЦ, в мае – на северо-запад, в район водохранилищ, а в сентябре прощанье с летом приходилось на Ботанический сад под названием Аптекарский огород.
Последние приветы уходящего лета
А на этом цветке еще бутонов полно - только собирается распускаться. И кто-то вроде шмелей вьется
А папоротники уже неумолимо пожелтели.
Как и в прошлом году, у нас была, кроме парка, в программе и встреча с прекрасным. На это раз она неожиданно оказалась не выходя из сада:мы попали на выставку песчаных скульптур. Выставка международная, с довольно хорошим представительством (замечены Индия, Иран, США, Португалия), посвящена в основном природе. Мы застали последний день ее работы, по этому случаю проводился destroy-party - довольно варварское зрелище, когда что-то взрывают с салютом, что-то поджигают и эта красота рушится на глазах. По счастью порушили не очень много и остаток мы посмотрели и сняли.
Вторым номером нашей программы был центр современного искусства «Гараж». Про него мы знали немного больше: открылся за считанные дни до нашего посещения, по современной моде - в бывшем промышленном здании, в данном случае - в гараже. Создала его дама - "подруга" Романа Абрамовича, по-видимому на деньги своего друга. К созданию современного Гаража привлекались англичане, если не ошибаюсь, те, что Тейт-Модерн создавали.
Есть ли что общего между «Гаражом» и песчаными скульптурами? Пожалуй, да. И то и другое претендует на художественную ценность, которая... ну, скажем, неочевидна. Ну, или не всем очевидна. Зато есть интересность как события, как явления.
Собственно Гараж считается шедевром архитектуры, проектировал Константин Мельников и кажется Шухов.
«Гараж» - вторая выставочная пощадка современного искусства, созданная в Москве на территории бывшего промышленного объекта в последние год-два. Мне понравилась больше первой - "Винзавода". Идея среды как полноправного "экспоната" современного искусства воплощена на мой вкус любопытно.
Кофейня (дорогая) увешана старыми киноплакатами
Не могла удержаться, сняла туалет (и заодно свой новый свитер). Именно это учреждение – на снимке.
Один из экспонатов - инсталляция "Красный вагон"
Жаль, что очень мало могу сказать о самой выставке Ильи Кабакова "Альтернативная история искусств". Это некая мистификация, на которую мы попались - якобы работы трех художников с общей идеей - "версия того, что было бы, если бы искусство не пошло вслед за Каземиром Малевичем". Попытка совместить кондовейший соцреализм доярок и юных пионеров со стилистикой того же Малевича и не знаю кого еще, придающей им элемент... то ли не присущей им глубины, то ли выхода в другое измерение. Странно и привлекательно.
Возможно даже еще более, чем картины интересны сопутствующие им тексты. Вымышленная биография художника Шарля Розенталя, начавшаяся восьмым ребенком в семье Херсонского еврея-ретушера и окончившаяся в 35 лет под колесами Парижского автомобиля. Загадочный сон то ли Розенталя, то ли Марко Поло, то ли... Тупые мысли участников аукциона, которые "зажиагются" под их черепными коробками... В общем, много чего любопытного.
Ну и под занавес процитирую критику: «Музей Розенталя — Кабакова — Спивака, столь тщательно, с точностью до малейших деталей выстроенный внутри «Гаража», должен будет рассеяться, как мираж. Работы Кабакова почти всегда временны, эфемерны, но на сей раз в какой-то экстремальной степени: такой гигантской, такой совершенной выставки, такого продуманного программного высказывания у него еще не было никогда, и через три недели после открытия она будет разрушена. Три недели, потому что у нас все равно больше недели на выставку публика не идет.
Идеальный музей исчезнет, но это и станет доказательством его идеальности. Для Кабакова эта выставка — эфемерное в эфемерном. Бахметьевский гараж по проекту Мельникова и Шухова, который как гараж никогда не функционировал, сохранился случайно. В этом идеальном здании, на идеальные русские деньги (без этого проект не был бы реализован в такой полноте и совершенстве) будет идеально построена идеальная история искусства.»
Фотографии здесь (Аптекарский орород) и здесь ("Гараж")