Предлагаемая статья является попыткой восполнить данный пробел и дать варианты ответов на наболевшие вопросы о взаимоотношениях психодиагностики с психологическим консультированием и психотерапии.
Прежде всего, сформулируем те преимущества, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи, по сравнению с неформализованными методами. К этим преимуществам можно отнести:
- Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога. Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут и противоречить им, что должно стать серьезным основанием для их проверки, а возможно и пересмотра.
- Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи. Дополнительные возможности по высвобождению времени психолога на проведение тестирования и обработку результатов обеспечивает компьютерное тестирование.
- Возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом. Эта информация как правило гораздо богаче и объективнее, чем, к примеру, записи психотерапевтической сессии. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом, если возникнет потребность в их повторном анализе или переосмыслении.
- Возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается, в частности, тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на десятки, а то и сотни специально отобранных вопросов, тогда как при беседе психолог часто делает выводы на основе меньшей по количеству и более фрагментарной информации. Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.
Для понимания возможностей психодиагностики, на наш взгляд, имеет принципиальное значение то, какие методы использует психолог в своей работе - тестовые или экспертные (см. Основы психодиагностики, 1996). Остановимся на этом несколько подробнее.
Тестовые методы предполагают использование тестов как относительно кратких стандартизованных испытаний, позволяющих дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Стандартизованное испытание подразумевает наличие стандарта процедуры проведения тестирования, обработки его результатов и их содержательной оценки, который задается разработчиком теста, а от пользователя требуется строгое его соблюдение. Только при соблюдении стандарта пользователь сможет "воспользоваться плодами труда" разработчика, т.е. оценить своего клиента с помощью тестовых норм и данных по содержательной интерпретации. Основными атрибуты качественного теста являются: стандартный тестовый материал, ключи для обработки, тестовые нормы, сведения об основных характеристиках теста - валидности и надежности, которые позволят пользователю оценить качество теста и его соответствие задачам исследования, а также основы интерпретации, пользуясь которыми можно "перевести" количественный показатель испытуемого в описание его психологических особенностей.
В отличие от тестовых методов, экспертные (клинические) методы не предполагают стандартизации. Процедура их проведения и анализа задана не так жестко, как для тестов, и может быть изменена психологом, если он сочтет это целесообразным. Их результатом является качественная оценка психологических особенностей испытуемого. Как правило, экспертные методы предполагают развернутое взаимодействие между психологом и испытуемым. Они позволяют дать углубленное целостное описание психики человека, дают возможность гибко адаптировать процедуру психодиагностического исследования к индивидуальным особенностям конкретного клиента. Однако при работе с экспертными методами следует учитывать, что они как правило не имеют жесткой схемы анализа и интерпретации результатов, и поэтому эффективность их применения зависит от опыта и интуиции психолога. Чем меньше опыт применения методики, тем меньше информации она дает психологу, тем больше вероятность неправильных выводов.
Таким образом, работа психолога в рамках тестового или экспертного подхода приципиально различается по своей "идеологии". Оба они могут дать богатую информацию практическому психологу, для чего необходимо четко представлять, с каким методом - тестовым или экспертным - и с помощью какого подхода психолог работает. Однако на практике это происходит далеко не всегда, и поэтому с тестами работают как с экспертными методами, произвольно меняя процедуры и не заботясь о проверке качества теста, а от экспертных методов ожидают строгости и однозначности результатов, реально возможных только при работе с тестами.
В данном разделе описаны несколько сравнительно простых экспертных методик, которые могут быть использованы психологами-консультантами в их практической работе (см. Барлас, 2001б)
Проективная методика неоконченных предложений, восходящая к ассоциативному эксперименту Юнга, предполагает завершение испытуемым фраз, начало которых произносит психолог. Короткий вариант этой методики (20 предложений) приведен в Приложении. Анализа результатов представляет собой выявление тем, проблем и конфликтов, значимых для испытуемого: как сознательных, так и неосознаваемых. Жесткой схемы анализа, "работающей" в любых ситуациях, нет, однако существуют общие принципы такого анализа.
а) Непосредственное извлечение информации возможно из "прямых" ответов, которые как правило касаются осознаваемых проблем. Например: "Моя специальность... дрянная" или "Работа... осточертела".
б) Многократное упоминание в ответах одних и тех же тем, в частности, если начала предложений с этой темой никак не связаны, свидетельствует о значимости этих тем. Обычно такие темы осознаваются хотя бы частично. Например, у одного и того же человека: "Боюсь... болезней", "Меня беспокоит... мое здоровье", "Скрываю... мои болезни". Иногда большинство ответов можно отнести к 2-3 значимым темам, которые имеет смысл как-то назвать и (или) охарактеризовать подробнее на основании содержания ответов. Например, следующий набор ответов связан с темой, которую можно назвать "Зависимость и невозможность перемен": "Моя специальность...какая моя специальность... хочется перемен"; "Боюсь... ситуации, в которой от меня ничего не зависит"; "Работа... работа, в которой хочется, чтобы от меня зависело многое"; "Бороться... нет, не хочется мне бороться"; "Мои планы... нет у меня никаких планов".
в) Противоречия отдельных ответов могут указывать на конфликт (скорее всего слабо осознаваемый или неосознаваемый). Например: "Больше всего я люблю... общаться", "Друзья... надоедают"
г) Длительные паузы, отказы от ответов, ответы типа "Нет", "Не знаю" и ответы - повторения начала фразы (например, "Моя голова... это моя голова") являются показателем значимости темы или проблемы, которая либо слабо осознается, либо является болезненной и эмоционально насыщенной.
Методика неоконченных предложений по сравнению с другими проективными методами достаточно проста по замыслу и открыта; идея проекции почти не замаскирована. Это является одновременно ее достоинством и недостатком. Недостаток заключается в том, что многие способны успешно защититься от вторжения в свой внутренний мир и давать малоинформативные социально одобряемые ответы или ответы-штампы. Например: "Скрываю... иногда что-нибудь"; "Друзья... хорошие"; "Мой вид... опрятный", "Мыслю... следовательно существую". Однако несмотря на это, часто ответы оказываются неожиданными для самого испытуемого и помогают ему осознать проблему или конфликт, которые раньше были для него неизвестны.
Пример 1. Женщина 42 лет обратилась с запросом на проведение психодиагностического обследования, потому что, по ее словам, не могла понять источник непонятного для нее беспокойства. Свою семейную жизнь охарактеризовала как благополучную. При проведении методики неоконченных предложений были, в частности, даны следующие ответы: "Мужчина... любовник, секс, деньги, путешествия", "Муж... (имя мужа), друг, всегда поддерживает, советует". Методика неожиданно для клиентки выявила ее неудовлетворенность супружескими (сексуальными) взаимоотношениями. Причем, как стало ясно из последующего взаимодействия, эта проблема была осознана самостоятельно, без дополнительных комментариев или интерпретаций психолога.
Следует учитывать, что при проведении методики можно столкнуться с выраженными эмоциональными реакциями, как правило неожиданными. Кроме того, даже у тех, кто дает сравнительно "закрытые", малоинформативные ответы выполнение методики часто сопровождается нарастанием тревоги, которая скорее всего имеет причиной частичное осознание болезненных тем и проблем.
Методика личностного дифференциала предназначена для изучения самооценки, а также межличностного восприятия и межличностных отношений. Испытуемому предлагается оценить себя или какого-то человека с помощью набора из 21 пары прилагательных. При анализе методики представляют интерес как отдельные оценки, так и три интегральных показателя, получивших название Оценка, Сила, Активность. Текст методики, принципы обработки и анализа приведены в Приложении.
Данная методика занимает промежуточное положение между тестовыми и экспертными методами. По тщательности разработки, унификации процедуры проведения и обработки она напоминает тест, однако не может считаться полноценным тестом, потому что не имеет русскоязычных норм. По этой же причине более информативным является не однократное проведение методики, а сравнение нескольких вариантов: выполненных через определенный промежуток времени, с разными инструкциями или самооценка и оценка другим человеком. Так, могут использоваться варианты "Я реальный (в настоящем)", "Я идеальный", (сопоставление этих двух вариантов и его динамика особенно ценно в свете представлений клиент-центрированной психотерапии о том, что в процессе психотерапии, благодаря принятию и эмпатии психотерапевта, снижается расхождение между реальным и идеальным Я) "Я глазами окружающих (какого-то конкретного человека)", "Я в прошлом ", "Я в будущем " и т.п. При диагностике отношений родителей и детей можно предложить ребенку (подростку) оценить себя, а матери (отцу) оценить своего ребенка. Затем каждый из них пытается угадать ответы другого, после чего сравниваются все четыре варианта. При работе с супружескими парами целесообразны инструкции "Я", "Мой муж (жена)", "Я угадываю, как мой муж (жена) оценил меня", "Идеальный муж (жена)".
При сопоставлении нескольких вариантов выполнения методики сравниваются комплексные показатели Оценки, Силы, Активности, а также анализируются те отдельные характеристики, которые различаются по знаку в разных вариантах методики. Например, муж считает себя уступчивым, а жена считает его упрямым, или испытуемый считает себя ни открытым, ни замкнутым (оценка 0), а свой идеал - открытым.
Пример 2. 18-летнюю девушку оценивают она сама, ее мать и жених. Причина обращения к психологу - разногласия по поводу того, должны ли после свадьбы молодые супруги жить самостоятельно или с матерью (первоначально предполагался первый вариант, однако затем невеста стала все больше и больше сомневаться, ссылаясь на категорическое мнение матери, что жить вместе будет гораздо лучше). Были получены следующие результаты.
================================================================= Факторы Самооценка Оценка матери Оценка жениха ---------------------------------------------------------------- Оценка 14 5 11 Сила 1 2 1 Активность 13 7 11 =================================================================Недостаточная сила, несамостоятельность и зависимость девушки (скорее всего, это зависимость от матери) признается как ей самой, так и ее близкими. Однако мать отказывает дочери в социально одобряемых качествах (фактор Оценки), которыми девушка наделена по ее собственному представлению, в целом совпадающему с представлением жениха. Так, мать считает дочь безответственной и неискренней, а дочь оценивает себя как добросовестную и честную. Возможно, именно такая позиция матери способствовала формированию неуверенности дочери, занижению ее самооценки по фактору Силы, что привело к боязни поступить против воли матери и начать самостоятельную семейную жизнь. Кроме того, мать считает дочь несколько менее активной и общительной, чем она сама и ее жених. В целом следует отметить хорошее сходство оценок девушки и ее жениха, который знает ее сравнительно недавно, и выраженные различия самооценки с оценкой матери.
Методика "Психологическая время" предназначена для структурированной самооценки жизненного пути и планов на будущее. Она предусматривает выполнение испытуемым всех или некоторых из нижеперечисленных заданий. В процессе их выполнения испытуемый дает необходимые с его точки зрения комментарии. 1. Записать самые важные для испытуемого события прошлой и будущей жизни и проставить дату каждого события. Подчеркивается, что в список включаются субъективно значимые события, важные именно для испытуемого.
2. Проставить субъективную оценку событий, оценив их от +5 до -5, в зависимости от того, были ли они для испытуемого позитивно или негативно значимыми.
3. Дать оценку взаимосвязи событий. Испытуемому предлагается взять последнее по времени событие прошлого и указать несколько событий из списка, которые послужили его причиной. Учитывается не только формальная, но и субъективная причинная связь событий. Затем такая же работа проделывается для всех событий прошлого от предпоследнего до второго, а затем для событий будущего. Связи отмечаются стрелками на списке событий или в таблице.
4. Выделение события, связанных с различными сферами (например, "семья", "работа, учеба, карьера", "внутренние изменения", "материально-бытовые изменения" и др.)
При анализе и обсуждении результатов имеет смысл обращать на следующие особенности выполнения методики.
1. Выраженные отклонения от типичных особенностей выполнения методики. Эти особенности таковы:
а) Количество событий прошлого больше, чем будущего, средняя "удаленность в прошлое" больше, чем "удаленность в будущее". Обратное может свидетельствовать о незрелости испытуемого, нереализованности его жизненных планов и целей.
б) Количество событий, оцененных как позитивные, превышает количество негативно оцененных событий, это наиболее характерно для событий будущего. Обратное может свидетельствовать о недовольстве собой и своей жизнью, возможно, о депрессии.
в) Количество указанных событий на единицу времени (например, за год) как в прошлом, так и в будущем возрастает при приближении к настоящему моменту. Нарушение этой закономерности для какого-то отрезка времени свидетельствует о значимости событий, происходивших в этот период, возможно, о наличии жизненного кризиса.
2. Принадлежность событий к различным сферам и их смена на протяжении жизни испытуемого.
3. Наиболее значимые события (учитывается оценка, количество связей), кризисные периоды (большое количество событий на протяжении относительно небольшого промежутка времени, оценка этих событий, смена сфер событий до и после предполагаемого кризиса).
4. Явные пропуски в цепи событий (например, обозначено окончание школы и начало работы, но пропущена учеба в институте, или обозначен брак и рождение одного ребенка, но пропущено рождение второго). В подобных случаях можно предположить действие вытеснения и негативную эмоциональную насыщенность пропущенных событий.
5.Ясность и реалистичность планов на будущее.
Данная методика представляет интерес для практики психологической помощи, т.к. помогает целостно представить историю жизни человека, важные изменения его судьбы, надежды на будущее. Она может стать инструментом для сбора важной информации на начальном этапе психотерапии, предоставляя возможность выйти за пределы текущей ситуации (поверхностного запроса), обратиться к проблемным областям. Методика также позволяет выявить одно или несколько событий в жизни, которые могут стать предметом осмысления ряда консультаций или даже фокусом психотерапевтической работы.
Пример 3. С.К., 32 года, сотрудник финансовой компании, в прошлом военнослужащий, женат, имеет сына. Запрос на консультирование связан с планированием карьеры: в ближайшем будущем собирается создавать собственной дело. Выполняя методику, выделил 22 события прошлого, из них 16 позитивных и 6 негативных, и 6 - будущего, все позитивные. Далее представлены некоторые из них.
============================================================================================ событие возраст исп. оценка связь с др. событиями --------------------------------------------------------------------------------------- 1. Рождение сестры 5 лет -5 2. Переезд в другой город к родителям 7 лет -3 3. Конфликт с одноклассниками 11 лет -5 10. Увольнение со службы* 24 года +2 11. Ссора с отцом и отсутствие поддержки 24 года -5 10 со стороны матери 14. Рождение сына 26 лет +5 10 15. Родители не признали внука 26 лет -5 11 ------------------------------------------------------------------------------------------- * - комментарий клиента: "Я перестал надеяться на государство и помощь отца и взял судьбу в свои руки". ============================================================================================В данном случае очевидна значимость и выраженность негативной окраски событий, связанных с родительской семьей. В частности, из шести негативных событий 4 связаны с отношениями в родительской семье, а 3 негативных события являются первыми в хронологическом списке, что свидетельствует об общей негативной окраске детских воспоминаний, которые контрастируют с позитивной оценкой событий последующей жизни (из трех оставшихся негативных событий 2 связаны с отношениями в родительской семье, а третье - увольнение во время кризиса 1998 года). Во взрослой жизни проблемы во взаимоотношениях с родителями остро переживаются: оценки -5, причем рождение сына оказывается таким же значимым, как реакция родителей на него. Следует отметить также важность проблем, связанных с рождением младшей сестры (событие оценивается в -5, и именно с ним связывается непризнание родителями внука 20 лет спустя).
Дальнейшее обсуждение было посвящено в основном взаимоотношениям клиента с родителями, которое изначально не предполагалось, так как запрос был совсем иной. Однако в результате обсуждения клиент осознал, что неразрешенный конфликт, связанный с отношениями в родительской семье, может повлиять негативно на его будущее и сказаться на его карьерном росте.
1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальная в следующих ситуациях.
а) Определение необходимости психологической помощи. Использование психодиагностики для решения данной задачи наиболее важно, когда необходимо сравнительно быстро решить вопрос о целесообразности оказания психологической помощи данному клиенту, особенно, если надо отобрать тех, кто больше других нуждается в помощи из группы людей (безработные, соматически больные, при массовых психодиагностических обследованиях в школе, в организации, лица, пережившие природное бедствие и др.). В этом случае тестирование является эффективным инструментом отбора.
б) Определение формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений. Последнее наиболее важно для тех, кто не работает с тяжелыми формами патологии, когда необходима помощь психиатра или более опытного психотерапевта.
в) Оценка эффективности психологической помощи. Для решения данной задачи сопоставляются результаты выполнения клиентом тестов и методик в начале и в конце работы с ним. Положительная динамика сравниваемых показателей свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Для оценки уровня выраженности психологических проблем предпочтение должно отдаваться тестовым методам, прежде всего, методам оценки психического состояния (тревоги, депрессии и др.). Однако возможно и использование других классов методов, например:
- Методы оценки семейных проблем - в семейном консультировании
- Методы изучения самооценки - если предполагается коррекция самооценки.
- Методы оценки коммуникативных характеристик - если процесс психологической помощи направлен на обретение коммуникативных навыков.
2. Получение содержательной информации. При решении данной задачи особенно велико как разнообразие используемых методов (практически любые методы из "арсенала" психодиагностики, тестовые и экспертные), так и разнообразие информации, которая может быть получена. Выбор методов и способов применения результатов определяется квалификацией психолога в психодиагностике, его теоретической ориентацией, а также особенностями конкретного клиента и стоящими задачами. С помощью психодиагностики могут быть выявлены:
- Проблемы, имеющиеся у клиента, например, неудовлетворенность работой или озабоченность здоровьем (см. материал в разделе "Методика неоконченных предложений). Используя психодиагностику, можно выявить значимые проблемы, о которых клиент не сообщает в беседе.
- Возможные причины выявленных проблем. Так, в примере 2 негативная оценка дочери со стороны матери может быть причиной ее неуверенности и заниженной самооценки.
- Конфликты и противоречия, например, между неудовлетворенностью существующим положением и нежеланием что-либо менять (см. материал в разделе "Методика неоконченных предложений).
- "Уязвимые места", т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей (даже если в настоящее время эти проблемы не выражены). Например, выраженная интровертированность может в ряде ситуаций стать серьезным препятствием для общения, а сниженная стрессоустойчивость - приводить к возникновению тревоги и дезорганизации деятельности даже при относительно небольшом стрессе.
- Ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним. Таким ресурсом может оказаться, например, благополучные семейные отношения и поддержка семьи, развитый интеллект или позитивная самооценка.
Необходимо отметить, что получение содержательной информации на основе психодиагностических методов является элементом целостной оценки клиента; это означает, что результаты психодиагностики как правило интерпретируются не изолированно, но вместе с другими данными о клиенте. При этом основной функцией психодиагностики становится выдвижение гипотез для клинициста, гипотез, которые как правило проверяются с помощью других (не связанных с психодиагностикой) данных и методов (см. Анастази, Урбина, 2001).
Используя конкретные психодиагностические методики, психолог примерно представляет, какого рода данные он хочет получить. Однако информативность каждого психодиагностического обследования оценить заранее затруднительно, потому что заранее неизвестно, какие именно результаты получатся у конкретного человека и к каким выводам они позволят придти. Особенно интересным при интерпретации результатов психодиагностики оказывается выявление и анализ противоречий - как противоречий между результатами различных психодиагностических методик, так и между данными психодиагностики и другой информацией о клиенте. Некоторые противоречия могут оказаться случайными или быть следствием невысокой надежности (неверной интерпретации) данных, однако чаще они отражают реальные проблемы и противоречия в жизни клиента, которые могут стать предметом обсуждения с ним.
Одно из наиболее часто встречающихся противоречий - между данными тест-опросников и самооценкой. Например, клиент считает себя открытым, активным, общительным и пр. по методике личностного дифференциала, однако по данным личностного теста оказывается интровертом. Приведем пример противоречий, связанных с самооценкой и представлением о себе.
Пример 4. Клиентка в ходе психодиагностического обследования выполняла методику личностного дифференциала и оценила себя как уверенную, независимую, сильную, деятельную, активную (на 2 и 3 балла). Однако, выполняя через несколько минут другую методику, где она оценивала уровень реализации значимых ценностей, она оценила уровень реализации ценности "сильная воля" и "уверенность в себе" как нулевой, "активная деятельная жизнь" - 1%, "независимость" - тоже 1%. Последнее противоречит также уровню реализации ценности "свобода" - 100%. В данном случае речь идет о выраженной противоречивости самооценки и неувстойчивости суждений. Психодиагностическое обследование выявило, что клиентка не в состоянии создать целостное самоописание; причиной этого является нарушение связности представлений о себе, возможно, спутанная идентичность.
Другие примеры противоречий и их возможной интерпретации приведены в разделе "Пример случая".
3. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации. Психодиагностика не отделена непреодолимой преградой от психотерапевтических техник. Точно также, как любые психотерапевтические вмешательства имеют диагностический аспект, психодиагностические методики имеют психотерапевтический потенциал и могут использоваться для решения различных задач психологической помощи. Укажем некоторые из таких задач.
а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах. В подобной ситуации выполнение психодиагнростической методики может стать способом структурировать процесс взаимодействия с клиентом. Экспертные методики, предполагающие такое взаимодействие, в подобной ситуации уместнее тестовых. В частности, для этого особенно хорошо подходят методики, посвященные самоописанию и оценке прошлого опыта.
б) Повышение доверия. Данную задачу удается выполнить, если при обсуждении результатов психодиагностического обследования клиент слышит то, что он расценивает как верное, интересное, важное для него и вместе с тем, неочевидное, такое, о чем, по представлению клиента, нельзя догадаться на основе предшествующего взаимодействия. Если это удается, клиент убеждается: психолог действительно понимает его и является компетентным специалистом, что увеличивает доверие и способствует формированию позитивных ожиданий. Для этой задачи лучше всего подходят рисуночные проективные методы, в которых для неспециалистов связь рисунка и интерпретации малоочевидна, а также личностные опросники.
в) Углубление представления клиента о себе, которое может происходить на разных этапах психодиагностического обследования. Во-первых, уже отвечая на многочисленные вопросы о самом себе, клиент как правило начинает более пристально и внимательно оценивать себя, задумываться о своих проблемах ("Как жаль, что в жизни никто не задает таких вопросов", - сказал однажды молодой человек, закончив отвечать на вопросы теста). Во-вторых, новая для клиента информация, получаемая на основе многих экспертных методик, настолько очевидна, что не нуждается или почти не нуждается в комментариях психолога, как, в частности, в примере 1. Иногда для самостоятельной интерпретации клиента достаточно задать наводящий вопрос или обратить его внимание на какой-то ответ или противоречие. И наконец, самую обширную информацию о себе клиент получает, когда ему сообщают о результатах исследования. Форма обсуждения результатов, полнота их изложения определяется конкретной ситуацией, однако если психодиагностика была проведена, то обратная связь клиенту должна быть предоставлена обязательно. О важности и эффективности подобной связи свидетельствует следующий пример (Современная психотерапия, в печати)
Пример 5. (Современная психотерапия, в печати) Психолог, проводя психодиагностическое обследование заключенного в тюрьме, сообщил ему о том, что у него высокий IQ (коэффициент интеллекта). Два года спустя, перед освобождением, заключенный пришел поблагодарить психолога, объяснив, что эта короткая фраза полностью изменила его жизнь. Раньше этот человек всегда считал себя "глупым" и "чокнутым" - слова, которые он много раз слышал в семье, от учителей и друзей. С помощью психолога он с неожиданной и большой силой осознал, что он был в действительности нормальным и способным, а не сумасшедшим или тупым. Он, по его собственным словам, "стал другим человеком". Он начал посещать школу и получил профессию, по которой будет работать после освобождения, восстановил прерванные связи с семьей и снова начал ходить в церковь. "Теперь у меня есть надежда. Теперь я знаю кто я. Теперь я знаю, что обязательно преуспею в жизни," - сказал он психологу, который заключил: "По сути, я провел психотерапию сам не ведая того ...этот комментарий произвел самый глубокий эффект, и поэтому это была психотерапия. Хотя ни с моей, ни с его стороны не было изначального намерения достичь глубокого изменения личности, оно все же произошло."
г) Создание и укрепление мотивации для психологичечской помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы. Наиболее актуально использование психодиагностики для создания мотивации в двух ситуациях. Первая из них возникает, когда клиент, частично осознавая свои проблемы, еще не пришел к решению о необходимости психологической помощи. В этом случае может возникнуть запрос на тестирование, психологически более приемлемый для клиента, который на самом деле является замаскированным запросом на оказание помощи. Обсуждение результатов психодиагностики и выявленных проблем может помочь клиенту принять решение об обращении к психологу-консультанту или психотерапевту..
Вторая ситуация возникает, когда клиент приходит не по своей инициативе (например, под давлением родственников, или школьник, направленный к школьному психологу учителем) и не предъявляет никаких проблем. В этом случае также имеет смысл выявить проблемы с помощью психодиагностического обследования и обсудить их с клиентом.
Следует отметить, что к сожалению, за десять с лишним лет, прошедших со дня выпуска норм, многие организационные механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также практические подходы, позволяющие психологу реализовывать эти нормы в полной мере, так и не были созданы. Поэтому некоторые положения этических норм в психодиагностике нуждаются в комментарии, который позволяет адаптировать их использование к современной ситуации. Эти положения таковы.
1. Добровольность участия в психодиагностическом обследовании, которая подразумевает не только формальное согласие испытуемого, но и осознание им целей и задач исследрвания, а также того, как будут использоваться его результаты. Для обследования детей до 16 лет необходимо согласие их родителей.
2. Конфиденциальность информации, полученной при психодиагностическом обследовании, необходимость сохранения профессиональной тайны. Результаты могут быть сообщены третьим лицам только с согласия испытуемого. Эта норма имеет следующие ограничения.
- Обследование, которое проводится в интересах организации (школа, предприятие, суд и др.) подразумевает ознакомление заранее оговоренного круга лиц из организации с результатами. Однако испытуемый должен быть поставлен в известность об этом до того, как он даст согласие на обследование.
- Родители имеют право на информацию о результатах своих детей.
- Профессиональная тайна может быть нарушена в рамках требований законодательства.
3. Ограничение распространения психодиагностических методик - профессиональные методики должны распространяться только среди специалистов, которые могут обеспечить их квалифицированное применение, и не попадать в руки недостаточно компетентных людей и потенциальных испытуемых.
С распространением психодиагностических методик, практика которого пока еще далека от требований этических норм, тесно связана другая проблема - качество методик, доступных на современном "психологическом рынке". Большое количество тестов, имеющихся в продаже, не соответствует Стандартным требованиям к психологическим тестам (Рукавишников, Соколова, 1991) и имеет достаточно низкое качество. Психологу, решающему вопрос о пользовании тем или иным тестом, целесообразно отдавать предпочтение методикам, имеющим сертификат Госстандарта или самостоятельно оценивать качество теста. При пользовании недостаточно качественным тестом следует четко осознавать, что чем хуже качество, тем менее надежны выводы, сделанные по результатам психодиагностики.
4. Достаточная квалификация пользователей психодиагностических методов подразумевает наличие у психолога специальной подготовки, обеспечивающей корректное проведение психодиагностического обследования и интерпретации результатов. Уровень подготовки зависит от сложности теста или метода и в настоящее время не имеет четкой регламентации. Поэтому можно предложить некоторые рекомендации.
Профессиональный психолог может самостоятельно, без дополнительного обучения, пользоваться тестовыми методами, удовлетворяющими следующим требованиям:
- строго формализованное предъявление;
- строго формализованная обработка;
- сравнительно небольшое число показателей теста (как правило, не более 3-4), интерпретация которых возможна без учета взаимодействия между показателями (т.е. того, как интерпретируется один показатель в зависимости от значения другого).
Для компетентного пользования тестами, не соответствующими этим критериям, а также экспертными методами, необходимо пройти сертифицированное обучение применению конкретного метода (группы методов). Для психологов, не прошедших такого обучения, можно предложить следующие варианты использования сравнительно сложных методов психодиагностики.
1) Направить клиента для проведения психодиагностического обследования к коллеге, имеющему необходимую подготовку, а затем воспользоваться его заключением.
2) Самостоятельно изучить метод по литературе и пользоваться им с ограничениями: результаты психодиагностики при недостаточной компетентности пользователя должны использоваться только для формулировки гипотез, которые затем проверяются в процессе последующей работы с клиентом. Сами по себе они не должны становиться основой для выводов и заключений. При этом чем сложнее методика и чем меньше личный опыт работы с ней, тем осторожнее следует быть в своих гипотезах и предположениях. Тем не менее, несмотря на ограничения, широкий круг методов может стать полезным инструментом в руках специалиста. К ним, в частности, можно отнести простые экспертные методики, описанные в разделе 2.
3)Воспользоваться компьютерной интерпретацией на тех же условиях, что в п.2, т.е. для формулировки гипотез, но не выводов. Ограничения компьютерной интерпретации связаны с тем, что она не достигает такого качества, как заключения квалифицированных специалистов и вероятность неточных или ошибочных выводов достаточно высока.
5. Психопрофилактическое изложение результатов психодиагностического обследования предполагает такой способ их изложения, который не наносит вреда самооценке испытуемого и не имеет иных нежелательных последствий. При этом необходимо учитывать интеллектуальный уровень и другие индивидуальные ососбенности испытуемого. Реализация данного принципа как правило означает проведение достаточно развернутой консультативной беседы, которая должна вестись в соответствии с основными ее закономерностями.
Особенности личности (личностный опросник Айзенка). Экстраверсия - 13 амбиверт, т.е. сочетает черты экстра- и интроверта. Нейротизм - 22 - дискордант, т.е. выраженная эмоциональная нестабильность, возможны невротические нарушения.
Тревога (опросник Спилбергера - Ханина). Ситуативная тревога - 21 (низкая тревога в ситуации психодиагностического исследования), личностная тревожность - 55 (высокая).
Депрессия (опросник Бэка) - 6 (депрессия отсутствует).
Интенсивность жалоб, связанных с физическим самочувствием (Гиссенский опросник) - выше, чем у 78% здоровых и 22% больных. Наиболее выраженные жалобы - по шкале истощения, отражающей не конкретную симптоматику, а общее плохое самочувствие, слабость, утомляемость и т.п, что указывает на общую потерю жизненной энергии и потребность в помощи.
Стрессовые события за последний год (шкала Холмса - Раге) - 320 (большое количество стрессоров, повышение вероятности психосоматических заболеваний).
Выраженность психологических защит (индекс жизненного стиля) - регрессия как ведущая защита. Для лиц со склонностью к регрессии характерна слабохарактерность, потребность в контроле, подбадривании, утешении, трудности вдоведении дела до окнца.
Способы регулирования конфликта (методика Томаса): избегание - 10, приспособление 7, соперничество 6, сотрудничество 5, компромисс 2 (ведущая роль избегания, а также большое значение приспособления; оба этих способа преполагают малый учет собственных интересов в конфликте).
Уровень субъективного контроля (опросник УСК) - 3 балла (низкий): клиентка не видит связи между своими действиями и значимыми событиями в жизни, не считает себя способной их контролировать и полагает, что происходящее с ней является результатом случая или действий других людей.
Самооценка (личностный дифференциал)
================================================ Оценка Сила Активность ----------------------------------- Прошлое 6 -10 -1 Настоящее 4 5 -1 Будущее 16 11 5 Я-идеал 14 12 4 ================================================По сравнению с прошлым у клиентки к настоящему моменту улучшились показатели Силы, характеризующий укрепление уверенности в себе и своих возможностях, однако показатели Оценки и Активности практически не изменились, свидетельствуя о недовольстве собой, недостаточном уровне энергии, активности и общительности. В будущем, по представлению клиентки, все характеристики существенно улучшатся; самооценка в будущем приближается к идеальному Я..
Ценностные ориентации (методика Рокича). Среди терминальных ценностей (ценности-цели) на первом месте - любовь (уровень реализации 0), на 2-6 - абстрактные ценности: познание, развитие, творчество, мудрость, красота (уровень реализации 30-60%). Конкретные ценности - друзья, семья, работа, здоровье, материальная обеспеченность - от 10 места и ниже. Среди инструментальных ценностей (ценности-средства) на первых позициях в основном ценности принятия других и приспособления к другим: терпимость, широта взглядов, чуткость, честность, жизнерадостность (уровень реализации 10-30%).
Значимые события прошлого и будущего (методика "Психологическое время"). Указано по 7 событий в прошлом и будущем. Последовательность событий будущего свидетельствует, с одной стороны, об оптимистическом прогнозе на последующую жизнь, с другой стороны, о некоторой незрелости и "нелогичности" прогноза. Так, "красивый роман" запланирован на первый год после рождения первого ребенка, а "работа, связанная с театром" совпадает с рождением второго. Замужество клиентка не запланировала, однако рождение ребенка предполагается не более, чем через полтора года после обследования.
Значимые темы и проблемы (методика неоконченных предложений). Выявлена неудовлетворенность нынешним профессиональным статусом и отсутствием постоянной работы (Моя специальность... закончилась ничем. Работа... не люблю. Меня беспокоит...безделье). Ответ-уход, связанный с темой планов (Мои планы...есть ли у вас планы, мистер Фикс?). Приведем еще один вероятно значимый ответ-отказ: Бороться... а можно не отвечать?
Сформулируем основные психологические особенности клиентки. Следует отметить, что данные различных методик в основном соответствуют и хорошо дополняют друг друга, однако можно выделить и некоторые противоречия.
- Неблагоприятные жизненные обстоятельства, наличие выраженных стрессоров как в недавнем прошлом, так и в настоящем. О прошлом свидетельствуют биографические сведения и данные шкалы Холмса - Раге, о настоящем - неудовлетворенность ситуацией с работой (неоконченные предложения) и нереализованность главной для клиентки ценности - любви.
- Выраженное психологическое неблагополучие, которое, по крайней мере, частично может объясняться жизненными обстоятельствами: высокий нейротизм (опросник Айзенка), высокая личностная тревожность, большое количество соматических жалоб, которые, по крайней мере честично, могут быть связаны не с конкретным заболеванием, а носить психосоматический характер (Гиссенский опросник), низкий уровень энергии и активности (личностный дифференциал, Гиссенский опросник). Следует также отметить недовольство собой: невысокие показатели Оценки в личностном дифференциале, низкий уровень реализации наиболее значимых инструментальных ценностей.
- Позитивные сдвиги по сравнению с прошлым (личностный дифференциал, показатель Силы) и оптимистическая оценка будущего (личностный дифференциал, "Психологическое время"). В этом контексте также стоит отметить отсутствие депрессивных тенденций. Позитивные сдвиги, вероятно, связаны с участием в психологическом тренинге, который клиентка оценивает очень высоко.
- Стиль общения, ориентированный на сопереживание и адаптацию к потребностям других: опросник Томаса, наиболее значимые инструментальные ценности.
- Пассивная и возможно инфантильная жизненная позиция: низкий УСК, регрессия как ведущая защита, избегание как ведущий тип регулирования конфликта, уход от ответа на слова "бороться" и "планы" в методике неоконченных предложений, а также обеспокоенность собственным бездельем, судя по этой же методике.
- Некоторая нереалистичность планов на будущее, о которой свидетельствует выполнение методики "Психологическое время". Стоит также отметить, что отмечая как наиболее важные для себя абстрактные возвышенные ценности (методика Рокича), клиентка считает гораздо менее значимыми кокретные практические ценности, такие как семья, работа, здоровье, материальный достаток (12 место и ниже), без которых вряд ли возможна реализация главных жизненных целей.
Таким образом, из особенностей клиентки следует прежде всего отметить неблагоприятное психическое состояние в настоящем, включая соматизацию, позитивные изменения по сравнению в прошлым (скорее всего, результат появления новых ресурсов после участия в тренинге), оптимистическая оценка перспективы на будущее, которая однако не подкреплена серьезными внутренними ресурсами клиентки. Она верит, что у нее все будет хорошо, однако не представляет, как это получится, не прилагает и не собирается прилагать усилий для достижения того будущего, которое, по ее представлению, ее ждет.
После обсуждения результатов психодиагностического обследования с клиенткой психолог предложила ей пройти индивидуальная психотерапию, чтобы обрести те ресурсы, который помогут клиентке реализовать прогнозируемый ею позитивные изменения. Это предложение оказалось для клиентки достаточно неожиданным, она не дала сразу согласия, но обещала "подумать".
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб, Питер, 2001.
Барлас Т.В. Психодиагностика в практической психологии: проблемы и перспективы. - Журнал практического психолога, 2001, №1-2 (а)
Барлас Т. Психологический практикум для "чайников". Введение в профессиональную психологию. - Независимая фирма "Класс", 2001 (б)
Основы психодиагностики. ред. А.Г.Шмелев. - Ростов н/Д, Феникс, 1996.
Рукавишников А.А., Соколова М.В. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. - Ярославль, Дебют, 1991. Также в кн.: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб, Питер, 1999.
Современная психотерапия. ред. Р.Корзини.
2. Моя семья...
3. Боюсь...
4. Деньги...
5. Моя мечта...
6. Работа...
7. Мои сны...
8. Бороться...
9. Больше всего я люблю...
10. Дома...
11. Моя голова...
12. Дети...
13. Меня беспокоит...
14. Смерть...
15. Мой вид...
16. Друзья...
17. Если бы я мог...
18. Мои планы...
19. Скрываю...
20. Когда мыслю...
Список можно дополнить началами предложений по темам, которые могут быть значимыми для конкретного испытуемого (по выбору психолога).
============================================================ обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 непривлекательный слабый 3 2 1 0 1 2 3 сильный разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 молчаливый безответственный 3 2 1 0 1 2 3 добросовестный упрямый 3 2 1 0 1 2 3 уступчивый замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 открытый добрый 3 2 1 0 1 2 3 эгоистичный зависимый 3 2 1 0 1 2 3 независимый деятельный 3 2 1 0 1 2 3 пассивный черствый 3 2 1 0 1 2 3 отзывчивый решительный 3 2 1 0 1 2 3 нерешительный вялый 3 2 1 0 1 2 3 энергичный справедливый 3 2 1 0 1 2 3 несправедливый расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 напряженный суетливый 3 2 1 0 1 2 3 спокойный враждебный 3 2 1 0 1 2 3 дружелюбный уверенный 3 2 1 0 1 2 3 неуверенный нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 общительный честный 3 2 1 0 1 2 3 неискренний несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 самостоятельный раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 невозмутимый ============================================================Обработка. Подсчитываются обобщенные показатели Оценки, Силы и Активности по следующим правилам. Оценка - сумма баллов в строках 1,4,7,10,13,16,19. Сила - сумма баллов в строках 2,5,8,11,14,17,20. Активность - сумма баллов в строках 3,6,9,12,15,18,21. При этом для нечетных строк - 1,3,5 ... 21 - показатель учитывается со знаком "+", если он стоит в левой части листа и со знаком "-" - в правой части. Для четных строк - 2,4 ...20 - показатель учитывается со знаком "-" в левой части и со знаком "+" - в правой. Итоговый показатель может вариьровать от -21 до +21. Например, по характеристикам фактора силы испытуемый так оценил себя: сильный-слабый 0; упрямый 3; зависимый 2; нерешительный 1; расслабленный-напряженный 0; неуверенный 1; самостоятельный-несамостоятельный 0. Подсчет: 0+3-2-1+0-1+0=-1. Показатель силы: -1.
Принципы интерпретации. Методика позволяет оценить представление испытуемого о себе как по отдельным качествам, так и по трем обобщенным факторам Оценки, Силы, Активности. Методика не может дать объективной оценки этих качеств.
Показатель оценки характеризует такие аспекты испытуемого, как принятие себя как личности, признание у себя социально одобряемых качеств (высокие показатели)- критическое отношение к себе, недостаточный уровень самопринятия, неудовлетворенность собой (низкие показатели). О низкой самооценке как правило свидетельствуют близкие к нулю и отрицательные показатели.
Показатель силы характеризует уверенность испытуемого в себе, склонность полагаться на свои силы в трудных ситуациях (высокие показатели) - восприятие себя как человека зависимого от внешних обстоятельств, неспособного добиваться желаемого, контролировать ситуацию, настаивать на своем (низкие показатели). О низкой самооценке как правило свидетельствуют отрицательные показатели.
Показатель активности характеризуют самовосприятие испытуемого как человека общительного, активного, энергичного, эмоционально откликающегося на ситуацию - или замкнутого, спокойного, сдержанного (речь идет лишь о том, каким считает себя испытуемый, а не о том, какой он на самом деле). Однозначной связи с самооценкой у этого фактора нет.
На главную страницу