Жизнь
должна давать человеку радость, и все дело в нас самих. Радость стремиться к
тому, что хочешь, и знать, что то, что хочешь - хорошо. Радость узнавать себя
в том, что только ты одна способна вкладывать в жизнь, и радость нести это
свое естество людям, зная, но не признавая, что кончается и твоя
дорога.
И дорога не кончается... Ты увидишь, как
предают себя, уступая посулам и обязательствам повседневной жизни и путаясь в
собственных фантазиях... Как возводят предательство в религию, поклоняясь
идолам долга, или страсти, или самоуважения, или еще каким, изобретенным ради
оправдания приносимых жертв... Как очнувшись, отчаиваются и клянут судьбу, или
окостеневают в самообмане, или мстят за свое отступничество, унижая
безответных и сея повсюду отраву воинствующей лжи.
Все это подстерегает и тебя... И тебя могут остановить неодолимые преграды. И
у тебя могут слишком быстро иссякнуть силы. И для тебя наступит минута, когда
уже не ждешь того, чем сияли нам обещания нашего детства... И все равно - пока
ты сама не отступишься от своего естества - ничто не сможет отнять у тебя
радости всегда приближаться к тому, что ты на самом деле есть по все той же
единственной, радостной и бесконечной твоей
дороге.
Дочери
Шуре было десять лет. В этот вечер она осталась в
квартире без взрослых.
У тети Бэлы - вечерняя лекция. Тетя Бэла
- вообще-то она не тетя, а бабушка, но Шура привыкла ее так называть - доцент.
Поэтому дождавшись Шуру из школы, она тороливо накормила ее обедом, объяснила,
что согреть на ужин и убежала в свой институт. Она вернется, когда Шура уже
ляжет спать, но обязательно проверит математику, а утром может еще и устные
уроки спросить. Впрочем, Шура и так не думает халтурить и почти весь вечер
собирается провести за занятиями - в пятом классе пятерки и даже четверки
достаются нелегко. Если бы еще не этот
французский...
Французский Шура любит делать с
тетей Лелей, которая знает, кажется все на свете слова и так хорошо объясняет
правила - гораздо понятнее, чем Ирина Львовна, учительница в ее французской
спецшколе. Но уже девятый час, а тети Лели все нет - никогда не знаешь, во
сколько она придет с работы в своей фирме - бывает, что ближе к полуночи.
Делать нечего, придется справляться самой. Как назло, завтра домашнее чтение -
надо подготовить перевод, а без тети Лели за каждым незнакомым словом
приходится лазить в словарь. Проклятый текст, кажется, никогда не кончится...
И все же она добирается до предпоследней фразы. А там - слово, которого нет в
ее маленьком словарике. Мелькает мысль: а может, обойтись без него, но Шура
сразу же ее отбрасывает: ладно уж, текста осталось всего ничего, можно
поискать в большом словаре тети Лели.
Шура волочит
стремянку из кладовки к полкам над письменным столом в комнате тети Лели.
Огромный словарь стоит на самом верху - тетя Леля в своей фирме переводит с
английского и французский ей не нужен. Очень неловко, держась за стенку,
подтягивать к себе другой рукой этакую махину, а она вдруг как загремит, да
так, что чуть не сшибла, и еще какие-то альбомы и папки полетели и все вдруг
рассыпалось и покатилось...
Отдышавшись, Шура
оглядывается: того, что случилось, уже не исправишь. И она растерянно
спускается и, ползая по ковру, задумчиво подбирает и разглядывает выпавшие
снимки.
...А это кто? Вовсе и на взрослого не
похож; какой-то встрепышенный. И как будто задается - только не нарочно, а
нечаянно; а глаза грустные. Сидит, облокотясь на обеденный стол, и думает,
думает... Потом она замечает идущую наискось по темному фону очень мелкую
надпись: "Леле от Володи на бесконечной дороге".
...На бесконечной дороге... Французский окончательно забыт... Неужели это
папа?
Папу она не помнит. То, что помнится, очень
смутно, расцвечено рассказами тети Лели , так, что уцелело лишь нечто вроде
захватанной руками картинки, и даже странно, что это действительно происходило
с нею.
Тетя Леля была необычно тиха и
сосредоточенна; и как только она, поговорив по телефону, вошла в Шурину
комнату, постояла, одернула Шурино платье, заглянула в платяной шкаф и тут же
его закрыла, потянулась но не взяла расческу - Шура сразу же посерьезнела и
вся вошла в ту таинственную и тревожную новость, которой явно предстояло
случиться. И когда все так же медленно и молча тетя Леля повела ее умываться,
она не играла и не брызгалась как обычно, и потом, когда еще раз оглядев ее
снизу вверх, тетя Леля чужим голосом и как-то вбок сказала: "Сейчас к тебе
придет твой папа", - она ничего не спросила, хотя едва ли не в первый раз
услышала это слово от своих близких.
И вот
открывается дверь, и у порога кто-то очень высокий, бледный и незнакомый, и
все-таки не чужой, и ужасно важно сделать сейчас что-то самое правильное. Она
сделала два шага навстречу и тоже стала молча смотреть ему в
глаза.
- Ну, здравствуй,
пузырь.
- Дастуй.
- А
ты знаешь, кто я такой?
-
Наешь.
- А знаешь, ты мне
нравишься.
- И ты мне
н-навишься.
- А ты что умеешь
говорить?
- Все.
-
Скажи-ка: таракан.
-
Та-а-кан.
- А что это
такое?
- Позает.
- Ух
и молодец же ты у меня...- он запнулся. - Бурстик. - Я не Бурстик, я
Шу-а.
- Нет, Бурстик,
Бу-у-урстик.
И подхватил, и поцеловал осторожно в
лоб, и подбросил, и завертел, и прижал к себе. И все не так, совсем не так,
как с мамой. И страшно, и неловко, и даже немного больно, и хочется, чтобы
было еще, и еще, и еще...
Потом была сказка о
Бурстиках, спешащих по далекой дороге к своему восхитительному городу... а он
все отодвигается. Только тетя Леля изредка рассказывая о них Шуре перед сном,
наверное, пропускала самое интересное, и тогдашнее волшебство и чудо уже не
повторялось, а постепенно рассеивалось. И было еще торопливое прощание -
вот-вот должны были приехать из дома отдыха мама с тетей Бэлой, и было
почему-то ужасно важно, чтобы они не встретились с
папой:
- Так ты хочешь повидать
Бурстиков?
- Да! Да!
-
Тогда жди - я обязательно за тобой приду...
- Да!
Да!
А его уже нет. И больше он не
приходил.
- У тебя нет отца, - строго ответила
мама на Шурины расспросы. - Когда вырастешь, поймешь
сама.
Ее яркое подвижное лицо сразу выцвело и
поникло - только губы подрагивают. И такая она была ожесточенная, беспомощная,
даже напуганная, что Шура больше ни о чем не
расспрашивала.
Спрашивала она тетю Лелю, и это
была их тайна. Тетя Леля вспоминать любила про смешное... Про то, как папа
сделал подарок тете Бэле на Восьмое марта. Он пришел на кухню, сказал:
"Смотрите, Изабелла Леонидовна, что я Вам принес" и кинул через всю кухню
что-то большое и тяжелое. Подарок упал на пол, но с ним ничего не случилось,
потому что это была новомодная миска из небьющегося стекла. Папа хотел броском
продемонстрировать ее свойства.
А еще папа взялся
чинить телевизор. Он открыл заднюю стенку, вынул кучу деталей, разложил их
вокруг себя, по очереди все осмотрел, а потом стал ставить обратно. Когда он
поставил все на место, оказалось, что одной детали не хватает, а вместо нее
есть другая, которую, наоборот, некуда ставить. Пришлось вызывать
телевизионного мастера, который долго ругался, что без него лазили в
телевизор.
- А потом?
Потом, оказывается, папа уехал в далекую южную страну, чтобы написать книгу о
войне, которая там шла. Но он попал в плен к злым духам и не может оттуда
спастись. Но обязательно спасется и приедет к
Шуре...
Все эти давние воспоминания стерты и
неясны. Шура не возвращалась к ним с тех пор, как... Нет, об этом она так
ничего и не помнит. В памяти провал, черная дыра. Потом - смутный образ себя
самой в чужом и непонятном мире, где так трудно, будто ты только что
выздоровела после тяжелой, почти смертельной болезни и нужно заново учиться
ходить, говорить, думать, жить... В этом новом мире не было прошлого, оно
оказалось скрытым за барьером невыносимой боли и прошло еще немало времени,
пока Шура научилась проверять, тихонько прикасаясь к воспоминаниям: болит? не
болит? - и возвращаться к той части прошлого, которое уже почти не твое, и
потому приносит душе не боль, а щемящую грустную
радость.
...Шура сидит в ванной, ей весело и
совсем не хочется мыть голову, она начинает брызгаться, сначала потихоньку, а
потом все сильнее, а мама сидит рядом и смеется, и тоже начинает потихоньку
брызгаться. Мамин халатик уже совсем мокрый, и Шурина голова и лицо тоже, а
мама вдруг хватается за мыло... но сегодня оно совсем не щиплется, а мамины
руки - такие ласковые и сильные. И вот Шура уже закутана в огромное полотенце,
мама несет ее в комнату и они, обнявшись, вместе смеются... В доме гости, Шура
сидит у мамы на коленях, мама кладет на тарелку всякие вкусные вещи, которые
Шура тут же съедает, а потом мама идет танцевать. Захваченная танцем, она
удивительно красива, черные волосы вьются по плечам, глаза светятся веселым
блеском, руки и ноги вытворяют чудеса. Шура смотрит на нее, забыв о сладостях,
забыв обо всем на свете, думая о том, что лучше и красивее мамы никого нет и
быть не может... Мама сидит за столом и что-то пишет - она работает, а Шура,
устроившись на столе, смотрит на нее. Мама разрешила ей сидеть на столе с
условием, что Шура не будет мешать ей работать, и теперь она так старается
сидеть тихо, что даже повернуться боится. Мама смотрит в свои бумаги и
хмурится, потом пишет, потом задумывается - но вот она поднимает взгляд на
Шуру и улыбается ей - между ними возникает неуловимая ниточка связи, которая
теперь не прерывается, даже когда мама сидит, уткнувшись в
бумаги...
Все это давно в прошлом, потому что
четыре года назад мама погибла в автомобильной катастрофе. Но что же стало с
папой? На какой он был войне? И к кому попал в плен? А может быть, он до сих
пор там? А если нет, то где же?
...В тот вечер,
прибравшись в комнате тети Лели и доделав наскоро уроки, Шура мечтала только
об одном: чтобы тетя Леля поскорее пришла с работы. Лежа в кровати, услышала
звук отпирающейся двери и выскочила в пижаме в коридор. Не смогла сдержать
нетерпение и схватила вошедшую за рукав мокрого пальто: - Пожалуйста! Ну
пойдем скорее ко мне! Мне очень нужно!
Шурино
нетерпение, кажется передается тете Леле и та, едва переодевшись, появляется
на пороге ее комнаты, садится на кровать, гладит девочку по волосам и тихо
спрашивает:
- Ну что? Что
случилось?
- Тетя Леля! - выпаливает Шура. -
Расскажи мне о папе! Где он?
- О папе? - тетя Леля
смущена, взволнована, но кажется не очень удивлена. У тебя, детка, был
удивительный папа...
- Был!? - вскрикивает
отчаянно Шура. - Он что, умер!?
Тетя Леля мнется и
морщится, как от зубной боли. Она пытается что-то сказать, несколько раз
начинает фразу, но не может произнести ничего, кроме каких-то
нечленораздельных звуков. Потом замолкает, тяжело вздыхает и наконец
начинает:
- Детка, мы так и не знаем, что с ним.
Ты знаешь что-нибудь об Афганской войне? Она кончилась пять лет назад. - Шура
кивает, хотя, кроме самого словосочетания "Афганская война" она, кажется
ничего не знает. Но слушать объяснения, пока она не узнала главного, ей
невыносимо. - Он был журналистом на той войне и попал в плен к афганцам. Никто
не знает, что случилось с ним дальше. Может быть, он умер, а может быть и жив,
но не может с нами связаться.
- Но
почему!?
- Ох, это политика, это так трудно
объяснить - мы бы все равно почти ничего не узнали, зато бы имели кучу
неприятностей. - Но ведь сейчас все изменилось...
- Ну откуда я знаю, - тетя Леля почти кричит. - Детка, уже очень поздно, тебе
надо спать, давай поговорим об этом завтра - я постараюсь пораньше придти с
работы. Ну успокойся, ну родная, ну не надо.
Поздно. Волнение слишком велико и выразить его можно только плачем. Шура
рыдает отчаянно, навзрыд, кажется впервые в жизни оплакивая свое безнадежное
одиночество, неожиданно вспыхнувшую мечту об отце и напряженное ожидание
правды о нем, ожидание, которое так ничем и не завершилось. Тетя Леля гладит
ее по волосам, обнимает, шепчет какие-то глупые слова утешения. Голос ее
начинает дрожать и вдруг она стремительно выбегает из комнаты и прежде, чем
захлопывается дверь, до Шуры доносится протяжный всхлип, почти такой же
горький и отчаянный, как ее собственный.
Шура еще
долго плачет, кажется, на плач у нее уже нет сил, а слезы все льются и льются.
Голова гудит и звенит, в ней носятся обрывки мыслей и фраз и вдруг, непонятно
как, они начинают сами собой складываться в
строчки.
Город. Город. Город.
Ночь. Ночь. Ночь.
Темное, темное небо.
Никто не хочет помочь.
Сердце. Сердце. Сердце.
В нем темнота, темнота.
В нем не осталось надежды.
Оно ведет в никуда.
Ночь. Ночь. Ночь.
Она не сверкает огнями.
Ты мне не можешь помочь.
Пропасть лежит между нами.
Сердце. Сердце. Сердце.
Я не боюсь одиночества.
Боюсь я всех вас.
Боюсь этой темной ночью.
Все еще не очень хорошо понимая, что с
ней произошло, Шура встает, находит чистый лист бумаги и записывает то, что
получилось. Изумленно смотрит на строчки и, кажется, не верит до конца, что
написала это сама. Потом гасит свет и снова ложится. Удивительно, но ей
становится не то, чтобы легче, а как-то спокойней, будто выплеснув боль и
горечь на бумагу, она обрела возможность отдалиться от них. И повторяя про
себя "Город. Город. Город. Ночь. Ночь. Ночь" - Шура постепенно
засыпает.
* * *
Следующий день катился как обычно. Шура получила
пятерку по математике и четверку за французский перевод; тетя Бэла ждала ее
дома с обедом; она поинтересовалась отметками, кажется, была не очень довольна
четверкой, хотела что-то сказать Шуре, но промолчала. Шура довольно быстро
разделалась с уроками, прочла тете Бэле заданное наизусть стихотворение и села
смотреть телевизор. Тетя Бэла опять, по-видимому, была недовольна (если уж
есть свободное время, лучше почитать книжку, а не смотреть дурацкую мыльную
оперу), но опять сдержалась. Шуре было все равно, что смотреть: она ждала
прихода тети Лели. Ждала и одновременно боялась продолжения вчерашнего
разговора.
Тетя Леля подвела. Она вернулась в
половине одиннадцатого, когда никакие разговоры были невозможны: спать Шуре
полагалось в десять, в крайнем случае, в четверть одиннадцатого. Поздно пришла
она и на следующий день, зато через день, когда у тети Бэлы снова была
вечерняя лекция, появилась еще до семи, с бутылкой фанты и коробкой Шуриных
любимых пирожных.
Словно по уговору, они весь
вечер болтали о пустяках, быстро-быстро переделали все дела, поглотили
пирожные с фантой, и еще до девяти Шура оказалась в постели, а тетя Леля -
рядом с ней. Свет был погашен, но Шура чувствовала, как та напряглась в
ожидании вопроса... и сама испугалась спрашивать о тяжелом и непонятном. Долго
молчала, а потом неожиданно для себя самой
спросила:
- Тетя Леля, а папа любил
меня?
- Очень любил. - Тетя Леля вздыхает с
облегчением. - Он столько о тебе заботился. Когда ты только родилась, ты была
такая беспокойная и крикливая - по ночам никому не давала спать. Тогда папа,
чтобы дать нам выспаться, уходил с тобой гулять ночью в парк и гулял там, пока
ты не засыпала - иногда по полночи. А один раз ты не спала всю ночь. Папа
потом нам рассказывал, что он ходил по парку, пока не рассвело и не показались
первые люди. Тогда он сел с тобой на скамейку, а ты лежала в коляске тихая и
серьезная. Папа сказал: "Ты знаешь, мне очень хочется спать, а я не могу лечь,
пока ты не заснешь. Пожалуйста, засни, я очень тебя прошу." Ты посмотрела на
него, закрыла глаза и заснула.
- А маму, маму он
любил?
- Любил. - Тетя Леля отвечает уверенно, но
с какой-то совершенно другой интонацией, будто через силу. - Он ее называл
чаще всего не по имени, а "красавица" - она ведь действительно была очень
красивой. После свадьбы он нес ее на руках от нашего подъезда до самой
квартиры - четыре этажа пешком. А ведь папа был не такой уж сильный - высокий,
стройный, тоже по-своему красивый, но худой и совсем не мускулистый, однако
если уж он ставил себе цель, то добивался любой ценой. И так любил целовать
твою маму - они могли начать целоваться в любой момент - за обедом, в
транспорте, над твоей коляской, в середине
разговора...
- Но почему же ...? - вопрос не
задан, но он и так ясен.
- Это такая длинная
история, и совсем не для детей.
- Нет, -
упорствует Шура. - Расскажи.
- Ну хорошо, - тетя
Леля опять вздыхает. - Только постарайся понять - хотя так это сложно, и нам,
взрослым, не под силу. Так вот, твой папа был удивительным человеком - очень
талантливым, лучшим студентом на курсе, где они с мамой учились. А еще он был
"не такой как все" - так он сам про себя говорил. Ему было все равно, что
думают о нем другие. Он никогда не делал ничего, потому что так принято или
так полагается - ему на это было наплевать. Жил так, как сам считал нужным и
не слушал ничьих советов. А хотел он стать великим писателем и считал это
главным в своей жизни. А твоя мама, наверное, так и не смогла его до конца
понять и принять. Ей казалось, что если папа талантлив, значит, у него будет
хорошая работа, деньги, почет и уважение, и у нее с ним будет легкая и
счастливая жизнь. А его планы стать писателем, по-моему, вообще всерьез не
воспринимала. Но все оказалось совсем не так, как она
думала.
Когда мама с папой поженились, папа
переехал к нам - сам он был не из Москвы и до свадьбы жил в общежитии. Тетю
Бэлу и дедушку - он тогда еще был жив - он раздражал и часто
шокировал.
- Почему?
-
Ну я же тебе объяснила - он почти никогда не вел себя так, как им казалось
правильным, у него были ужасные манеры, ну и вообще... поймешь, когда сама
замуж выйдешь. Короче говоря, папа был для них чужим, но они терпели, потому
что видели, как он предан маме, а потом и тебе. А потом... потом все это очень
быстро кончилось.
Дедушка умер от инфаркта, когда
тебе было два месяца. Сразу же стало трудно с деньгами - а папа был уже на
последнем курсе. Тетя Бэла из кожи вон лезла, чтобы найти ему хорошую работу,
просила, интриговала, использовала дедушкины знакомства - в конце концов нашла
- референтом в министерстве.
- А что это
такое?
- Бумажки готовить, переводить немного -
ничего особенного, зато хорошие перспективы - поездки за границу, возможности
подработать, ну и еще много всякого - ты об этом сейчас мало что знаешь. В
общем, когда все было, наконец, устроено, папа категорически отказался. Он
сказал, что получил филологическое образование, чтобы стать писателем и не
собирается всю жизнь вертеться как белка в колесе, зарабатывая деньги - ему
нужно время для творчества. Тетя Бэла рассвирепела и заявила, что не
собирается держать дома нахлебника - папа обязан содержать жену и ребенка.
Тогда папа нашел работу дворника и через несколько дней сказал, что все
устраивается: ему дают комнату, куда он переезжает с мамой и тобой, мама идет
доучиваться, его зарплаты и маминой стипендии хватает на жизнь, и у него
остается много времени, чтобы писать... На этом все и
кончилось.
- То есть, как
кончилось?
- Мама испугалась. Она так с тобой
намучилась, пока ты была грудной - недосыпала, смертельно уставала,
волновалась - ты очень много болела. У нее не осталось сил ни на какие
перемены - она испугалась безденежья, отсутствия помощи родных и привычной
удобной квартиры. Так что папа ушел один. Сначала он часто приходил к тебе,
приносил деньги, старался чем-то помочь, но скоро тетя Бэла перестала его
пускать. Ни она, ни мама не простили его.
- А папа
стал великим писателем?
- Он два года писал
большую статью о современной поэзии.
- Целых два
года одну-единственную статью!?
- Да, вот так
трудно и медленно он писал. Когда кончил, хотел ее издать в каком-нибудь
журнале, но никто не стал печатать. Говорили, что талантливо, но очень сложно.
Что так не пишут. Что ничего нельзя понять - а папа считал, что если читать,
вдумываясь в смысл каждой фразы, то все станет
ясно.
Тогда папа начал писать роман. Но у него
долго ничего не получалось. Он решил, что для романа у него не хватает
жизненного опыта и что надо изменить жизнь и поехать туда, где можно этого
опыта набраться. Устроился внештатным корреспондентом в газету и взял
командировку в Афганистан. Дальше ты знаешь.
- И
совсем ничего не осталось, кроме одной статьи?
-
Ну, еще стихи студенческие.
- Прочитай
мне.
- Я не помню. Да ты ничего и не
поймешь.
- Все равно
прочитай!
- Ну ладно, одно, кажется, помню. Это
твоей маме, вскоре после свадьбы.
Я живу ожиданием в мире,
Где доверье давно не в цене
И нелепо стоишь оттопырясь,
Хоть и платишь за это вдвойне.
Ну а ты, ну а ты - не устала
Это чудо напрасное ждать?
Начинаешь все время сначала
И немеешь, и веришь опять.
- Еще
прочитай.
- Ну я правда больше не помню. Я
постараюсь вспомнить и тебе в другой раз прочитать. А теперь пора спать. Спи
детка, уже очень поздно.
Тетя Леля целует Шуру и
торопливо уходит, как будто бы боится продолжения разговора. Шура остается
наедине с мыслями, которые не дают ей заснуть. Она ворочается, пытается
считать в уме, но ничего не помогает. Тогда Шура решает почитать про себя
стихи и тут же начинает думать о папиных. И вдруг вспоминает то, что сложилось
у нее несколько дней назад. Неужели это тоже стихи? Или просто рифмовки, вроде
тех, что они читают в школе, поздравляя учителей с праздниками - их сочиняют
родители, а Шура, старательно их разучивая, всегда в душе смеется над ними?
Или все-таки стихи, как у папы? А вдруг получится еще!? Надо
попробовать.
И опять необъяснимо для нее самой
появляются слова и строчки. О чем они? И почему сложились именно такие и
именно сегодня? Не в силах ответить самой себе, Шура записывает придуманное и
быстро засыпает. И почти на грани сна и яви вдруг четко понимает: она забыла
спросить у тети Лели что-то очень важное, может быть, самое главное. Шура
пытается вспомнить, что же именно, но не успевает и проваливается в
сон.
Я иду по улице пустой.
Небо серое над головой.
Никого на улице нет.
Никто не шлет свой привет.
Я отхожу в сторонку.
Рядом только ворона.
И вдруг я вижу свет -
Яркий, удивительный цвет
Красивый, нежный цветок.
Как от меня он далек.
Как возвышен и чист,
Как зелен его лист.
Но он далек от меня,
Я живу среди серого дня.
* * *
Утром, проснувшись, Шура сразу поняла, о чем она
не спросила накануне тетю Лелю. Но времени на разговор не было, оставалось
ждать следующего случая. Шура интуитивно догадывалась, хотя не отдавала себе в
этом отчета, что случай этот представится, когда у тети Бэлы опять будет
вечерняя лекция. Так оно и случилось.
- Тетя Леля.
- Шура сгорает от нетерпения. - Расскажи мне сказку о
бурстиках.
- Да, действительно, была такая сказка
- о бесконечной дороге. Но я уже ничего не помню, - смущенно улыбается тетя
Леля.
- Как не помнишь?! Ты же мне ее
рассказывала! Я должна - понимаешь, должна знать, что там происходило. - Шура
почти плачет. Ей кажется, что вспомни она сказку - и она поймет что-то
необычайно важное, от чего жизнь ее сразу изменится к
лучшему.
- Ну прости меня, прости детка, я правда
забыла. Но я вспомнила кусок папиного стихотворения - хочешь, прочту? Только я
начало не вспомнила.
Шура безмолвно кивает и тетя
Леля читает.
...И гул полноты погруженья,
И музыки власть и смятенье,
И сладкая боль обнаженья -
Внезапно, не зная стыда.
Чирикал, любил, ущемлялся,
Вверяясь во всем естеству;
Неведомый трепет старался
Унять, передав наяву.
Казалось, что сил не хватило,
Но вижу и верю в свое.
И все это было и било
И вложено мной в бытие.
Это прощальные стихи, перед отъездом в
Афганистан.
- Зачем он уехал, зачем? Почему не
подумал обо мне?
- Не надо так... - тетя Леля
запнулась, а потом вдруг сказала: - не надо, Бурстик. Я уверена, папа всегда
любил и любит тебя. Знаешь, когда ты еще не родилась, папа уехал в горы, в
поход и присылая оттуда письма маме, вкладывал листки с рисунками и текстом
печатными буквами - для тебя. Он хотел, чтобы ты подросла и узнала про то,
какими он видел горы. Не суди папу - такова его
дорога.
- Бесконечная?
- Наверное, да...
- А
моя...?
- Ее можешь знать только ты сама. Ну
ладно, спи... Бурстик. Шура остается одна и пытается представить горную
дорогу, которой шел папа. Что он видел на своем пути? Снежные вершины? Скалы?
Горные реки? Водопады? И вновь рождаются строки.
И только изредка мелькнет
В седой ораве шумных вод
Последний блик, чей светлый лик
Уже совсем давно поник.
О, водопад, ты силе рад.
Остановись, не сыпь свой град.
Твой пенный рев несется в ров.
Ты так жесток, но одинок.
* * *
На следующий день тетя Леля уехала и Шура
осталась наедине со своими стихами, мыслями о папе и бесконечной дороге. Тетя
Леля уехала в Свердловск, к дяде Леше, своему другу. Они живут в разных
городах и чтобы выбраться к нему на несколько дней, тетя Леля набирает на
работе отгулы. А дядя Леша не может переехать к ним в Москву, потому что в
Свердловске у него - рок-группа. Шура видела его год назад, когда он выступал
в Москве и тетя Леля взяла ее на концерт.
Они
долго добирались до клуба где-то на окраине Москвы.. В зале их окружали в
основном молодые плохо одетые длинноволосые парни. Шура почувствовала себя
среди них очень неловко, да и аккуратная тетя Леля тоже выглядела здесь чужой.
Когда появились исполнители, она показала ей дядю Лешу. Он тоже был в драных
джинсах, майке-безрукавке и с длинными спутанными волосами, только лицо у него
было усталое и немолодое. Загрохотала музыка, зал взревел и зрители рядом с
Шурой стали размахивать руками в такт музыке. Дядя Леша носился по сцене,
выкрикивая слова песни. Иногда он хватал подставку для микрофона и зачем-то
размахивал ей наперевес. Оглушенная музыкой и ревом вокруг, Шура, как ни
старалась, не могла разобрать ни слов, ни мелодии. Она взглянула на тетю Лелю
и в глазах ее увидела тот же казавшийся ей безумным азарт, что и у других
зрителей. Шура подумала, что тете Леле тоже, наверное, хочется кричать и
бесноваться вместе со всеми, но неудобно. Уже на третьей песне Шура совсем
устала, перестала хоть что-либо воспринимать и с нетерпением ждала, когда же
все кончится.
Наконец, объявили перерыв. "Ну как?"
- спросила тетя Леля с сияющим, разгоряченным лицом. Но посмотрев на девочку,
сразу сникла и тихо сказала: "Ладно, поехали домой". "Но как же, еще ведь не
все" - пыталась возразить Шура. "Да я это десять раз на репетициях слышала".
"А дядя Леша придет к нам в гости?" "Нет" - грустно ответила тетя Леля, и было
в ее голосе что-то, что заставило Шуру отказаться от вопросов, вертевшихся в
ее голове. Больше она дядю Лешу не видела, хотя тетя Леля довольно часто
ездила к нему в Свердловск.
Кажется, никогда еще
Шура не тосковала так по тете Леле. Каждый вечер она представляла себе, как
они разговаривают о папе, как узнает она что-то очень важное, от чего уходит
непонятное беспокойство, все чаще овладевавшее ею. Чтобы хоть как-то с этим
беспокойством справиться, она думала о бесконечной дороге, которая уже давно
вышла из гор и идет вдоль моря. Море Шура представляла себе гораздо лучше (о
горах он только читала, а на море несколько раз была в детстве) и стихи
складывались легче.
Прозрачная вода шумела в море.
Казалось бы, что на таком просторе
Она была бы поспокойней, но она,
Хотя ее душа нам всем и не видна,
Но сердце изумрудное все пенной силой блещет,
А волны плещут, плещут, плещут...
Дни,
заполненные школой, уроками, отметками, пустой болтовней и надоевшими
обязанностями, длились невыносимо долго и скучно. Иногда Шуре начинало
казаться, что весь ее привычный мир - лишь затянувшийся сон, а настоящая жизнь
- там, на бесконечной дороге. Ей хотелось поделиться этим новым, открывшимся
ей миром, с тетей Лелей (а может быть, даже с дядей Лешей), а ее все не было и
не было. И вот, наконец, последний день. Ночью она должна
вернуться.
* * *
Той ночью она спала
беспокойно. Сквозь сон ей чудился звонок в дверь, радостные возгласы тети
Бэлы, бульканье кипящего чайника и обрывки непонятного
разговора.
- Запрос Красного Креста... прошло три
года... ты написала, что девочка погибла вместе с матерью... мы так ничего и
не узнали... невозможно... мы должны...
- Нет!
Нет! - это кричит всегда такая спокойная и выдержанная тетя Бэла, и от крика
Шура окончательно просыпается. Это не сон, и на кухне действительно идет
странный разговор, который совершенно не предназначен для чужих ушей. Но
спорящие, кажется забыли обо всем на свете, и их громкие голоса слышны так,
будто они совсем рядом с Шурой.
- Хватит с меня
того горя, что он нам уже принес. Твой отец умер, не прожив с ним рядом и
года. Марина осталась одна с ребенком. До сих пор не могу себе простить, что
не настояла на аборте, а согласилась на этот дурацкий брак. Они оба были бы
живы и здоровы...
- Но он нужен
девочке...
- А что он сможет ей дать? Он умеет
только увлекать красивыми идеями, которые ломают людям жизнь. Не смотри на
меня так, я же знаю, он и тебя ими заразил. Ты любила его, любила даже
сильнее, чем Марина, правда он видел в тебе лишь младшую сестру жены. И Лешу
своего выбрала, потому что похож на него - такой же никчемный, но с красивыми
идеями.
- Нет это ты поломала мне жизнь - ты не
даешь нам пожениться, требуешь, чтобы я жила с тобой, а Лешу даже не хочешь
видеть.
- Ольга, не смеши меня. Может быть, твой
Леша предлагал тебе руку и сердце? Нет, дорогая, ты его вполне устраиваешь в
качестве любовницы. Самостоятельная, обеспеченная - еще и ему денег временами
подкидываешь, я же знаю, да еще в другом городе - надоесть не успеваешь. Твой
Леша ничтожество и ты это прекрасно знаешь.
- Не
смей! Он талантливый, он музыкант и поэт!
- Ну да,
а еще пьяница и бездельник, который сам себя не может прокормить. Хорошо еще,
если он не колется.
- Зато он живет так, как
считает правильным, а ты меня заставила отказаться от любимой работы и пойти в
эту проклятую фирму. А мне так нравилось в школе, и дети меня любили, и вообще
это были лучшие годы в моей жизни.
- А как иначе
мы могли прожить? На мою доцентскую зарплату и твою учительскую? С нынешними
ценами? Ты же сама все прекрасно понимала, когда уходила из школы. И не надо
на меня сваливать, это было твое решение и другого выхода не было. По крайней
мере, сейчас у тебя есть деньги на билет к своему Леше, а останься ты в школе,
вы бы вообще не могли видеться!
- Все равно, это
ты, ты во всем виновата! Ты всегда все за нас решала - и за меня, и за Марину.
Мы всегда жили по твоей указке, а теперь ты хочешь так же все решать за Шуру.
- дальше все тонет во всхлипываниях.
- Девочка
моя, ну успокойся. Ну прости меня, я наговорила лишнего. Я же люблю тебя, у
меня никого нет, кроме тебя и Шуры. Я тебе так благодарна, что ты со своей
работой даешь нам возможность прокормиться и вытянуть девочку. У нас же все
хорошо, мы все друг лруга любим. Шура такая замечательная растет - и учится
хорошо, и послушная, и трудолюбивая. Вот увидишь, она вырастет и будет
счастлива. А станет полегче с деньгами, вернешься в школу или найдешь другую
работу по душе. Ну пожалуйста, не надо больше
плакать.
Всхлипывания постепенно затихают и Шура
вскоре засыпает. Наутро голова у нее тяжелая и она никак не может понять, был
ли ночной разговор на самом деле или он лишь почудился
ей.
* * *
Разговор с тетей Лелей начался только через
несколько дней. После той странной ночи она ходила бледная и молчаливая, и
Шуре почему-то было страшновато подступаться с разговорами или расспросами. Но
слишком много надо было сказать и выяснить, чтобы долго
терпеть.
- Тетя Леля, а ты любила моего папу? -
тетя Леля, склонившаяся над Шурой которая лежит в постели, медленно встает и
отходит к окну. Долго-долго стоит спиной к Шуре, потом опять садится на
кровать, но сидит прямая, как палка, пряча лицо в тени от настольной
лампочки.
- Значит, ты слышала. Что ж, может быть,
это судьба. Да, любила и, наверное, до сих пор люблю. И очень рада, что он
встретился мне в жизни - потому что это, наверное, самый лучший и самый
интересный человек, которого я знала. Только пожалуйста, больше ни о чем меня
не спрашивай. И ни с кем больше о папе не говори. Поверь, это очень важно. Я
тебе потом сама все объясню. Пожалуйста, потерпи.
Хорошо?
Тетя Леля пытается улыбнуться, но улыбка
кривая и неестественная. Потом она склоняется к Шуре, шепчет ей на ухо
"Бурстик" и сразу же уходит, оставив девочку в полном замешательстве. Вопросы
роятся в голове, но теперь она не знает, где искать
ответ.
* * *
Странная жизнь
началась с тех пор. Тетя Бэла была почти такая же, как всегда. Только чуть
жестче звучал ее голос, когда она интересовалась Шуриными отметками или
планами тети Лели, а еще Шура порой ловила ее напряженный взгляд, полный, как
ей казалось, непонятной боли. Если Шура перехватывала такой взгляд, тетя Бэла
сразу же отворачивалась и начинала неестественно громким голосом говорить о
каких-то делах.
Тетя Леля еще больше, чем раньше,
пропадала на работе, приносила переводы домой, часто уезжала в Свердловск и
почти каждые выходные куда-нибудь исчезала. А иногда вдруг приходила с работы
рано, приносила кучу вкусной еды и изо всех сил старалась казалаться веселой и
оживленной. В такие дни она могла потащить Шуру в магазин и накупить ей модных
тряпок или повести ее в театр, по дороге рассуждая о том, что вредно все время
сидеть за учебниками и надо больше развлекаться. А один раз торжественно
подарила Шуре плейер и внушительную сумму денег на
кассеты.
Шура одинаково безучастно реагировала на
строгость тети Бэлы и подарки тети Лели, на хорошие и на плохие отметки, на
редкие звонки школьных подружек и упреки учителей. Она все дальше уходила по
своей бесконечной дороге в тот мир, который она старалась воплотить в стихах.
На этой дороге - Шура точно знала - ее ждет что-то очень важное и хорошее. И
она ждала, смутно предчувствуя радость, к которой трудно, но верно
приближалась.
В моей душе какой-то мрачной
Сидит чертенок. Смачно
Он направляет всю меня
Искать зеленого огня.
Где? Не могу его найти.
Мне надо ль за море идти?
А может он в моей груди?
Но сколько руку не клади
Ты не возьмешь лишь одного -
Огня зеленого - его, его.
И сколько не искала,
Искать его трудней лишь стало.
И может он хоть в небе реять
И не давать себя лелеять.
Люблю я лес под сенью туч.
Не нужно мне высоких круч.
Люблю я луч, зеленый, светлый.
Он ласковый и незаметный.
Пусть солнца нет, но он плывет
По глади светло-серых вод
Его не видит он, не видишь ты,
А лишь трава, кусты, цветы
И я. Я вижу луч, люблю его.
И не было б в лесу без света ничего.
А счас прекрасный лес - без солнца он,
Но все равно могуч он и силен.
И луч зеленый ласково скользит,
Чего-то он хорошее цветочкам говорит.
Люблю я волны запыленные -
О изумрудные, изнеможденные,
Прекрасные - на берег выплывая
И радостно со мной играя,
Кидают пену серебристую,
Даря улыбку мне лучистую.
Так весело они смеются.
То разольются, то сольются,
То искорками разбегутся,
То снова вместе соберутся,
То в дальне море убегут,
То снова все ко мне идут.
Но что я им - да на таком просторе
Волны бегут обратно в море.
А дорога все
длилась, и Шура все шла по ней, и однажды она начала писать поэму.
На летнем утреннем рассвете
Подобно огненной комете
Взлетают маленькие, золотые
Комочки завитые.
Что это? Это облака.
Они плывут издалека,
Они играют и смеются,
Они несутся и несутся...
Вот облачко какое-то плывет
По глади солнечных лазурных вод.
Что говорит, что чувствует оно?
Живет оно на свете мало иль давно?
Оно для счастья ль рождено?
И дружит с птицами или живет одно?
Когда-то родилось на свет
(Таких чудес на свете нет)
Малюсенькое облачко. Оно
Было игривое. Ему это дано.
(Хотя другим степенным облакам
Не суждено понять веселый тарарам).
Так вот, оно резвилось
И тут в его душе желанье поселилось.
Оно смотрело на моря и океаны,
Смотрело и на вязы, на каштаны,
Смотрело на людей и города,
Смотрело, и смотрело, и тогда...
Оно решило на землю спуститься
И песенкой веселой обратиться
И радовать, и радовать людей,
Чтоб людям в жизни стало веселей.
И вот все получилось.
И в песню превратившись,
Летит оно. Красивый звук
Обрадует ну просто каждый слух.
Что раньше было облачком,
Теперь несется светлячком
Надежд и радостей. Она -
Мелодия, хотя и не грустна,
Но так протяжна, мелодична,
Имеет скромное величье.
И к облачку, когда-то шаловливому,
Прибавился еще и звук красивый.
На этом месте Шура застряла. Она никак не
могла понять, что должно быть дальше. Острее, чем когда-либо, она чувствовала,
как одинока, как нужно ей обязательно рассказать кому-нибудь о том, что с ней
творится, поделиться своими стихами, услышать слова любви и поддержки. Ее
дорога зашла в тупик...
И тогда Шуре приснился сон
- такой удивительный, что она опять не могла понять, не перепутался ли он с
явью и что происходит во сне, а что - на самом
деле.
Приснились Шуре
бурстики - маленькие добрые существа, напоминающие одновременно мягкую,
пушистую ожившую игрушку и хоббитов из любимой Шуриной сказки. Они отправились
в путь по бесконечной дороге, полной преград и опасностей. Бурстики
переправлялись через бурные реки, поднимались на высокие горы, пугались и
возвращались обратно, отставали, чтобы отдохнуть. И только несколько из них
упрямо шли вперед, преодолевая все новые препятствия. Один из них был
бурстик-Шура. Вот их осталось только двое, вот отстал последний
товарищ-бурстик, чем-то неуловимо похожий на тетю Лелю. Он присел без сил у
края дороги и мог только помахать вслед своему другу... А впереди сгущались
сумерки, гремел гром, надвигалась гроза, а дорога шла через темный лес, полный
страшных звуков и шорохов...
Вдруг из за поворота
дороги показался еще один бурстик. Он обнял бурстика-Шуру и пошел рядом с ней.
Они шли рядом, взявшись за руки и им совсем не было страшно. Гроза отступила,
лес ласково шумел и вскоре дорогу осветил яркий луч. Они приблизились к
чему-то невыразимо прекрасному, светлому и доброму. Сейчас они вступят туда.
Шура сделала шаг, услышала, как кто-то зовет ее "Бурстик" и...
проснулась.
Рядом с
ней сидел папа.
На главную страницу