Предисловие "длительной выдержки" (Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многосторонего исследования личности. 3-е издание) Этот текст был написан примерно в 2007 году для третьего издания книги "Методика Многостороннего исследования личности" Ф.Б.Березина, М.П.Мирошникова и Е.Д.Соколовой. Издание готовилось долго и мучительно, и в какой-то момент предисловие было заменено на более академичный вариант; тогда я решила поместить его на сайт. Предисловие готовилось на основе бесед с единственным оставшимся в живых из авторов Ф.Б.Березиным, писалось оно искренне. Как ни удивительно, книга не только вышла в 2012 году, но и с этим предисловием, лишь немного измененным. Новый вариант можно найти Здесь Книга, которая находится перед читателем, интересна прежде всего своей двойной сутью – это и практическое пособие для повседневной работы психологов и одновременно – своего рода “памятник истории”, точнее истории психологии, книга, сыгравшая ключевую роль в становлении отечественной психодиагностики 70-х – 80-х годов прошлого века. Для того, чтобы разобраться в том, как и почему это случилось, нужно начать издалека. Тестирование с давних пор стало ахиллесовой пятой отечественной психологии. Впервые оно стало внедряться в массовом порядке в еще в 20-е 30-е годы 20 века под маркой так называемой педологии – науки, посвященной целостному, междисциплинарному (на стыке педагогики, психологии, социологии, физиологии и других наук) изучению ребенка. Педология – яркое, неоднозначное и до сих пор не получившее всесторонней оценки явление в истории отечественной науки. Во всяком случае, как размах, так и уровень педологических исследований были удивительны для полуголодной страны, где 70% населения были неграмотны. Молодая советская страна ставила перед педологами серьезные задачи: комплектование учебных групп в школах, изучение отклоняющихся от нормы детей, работа с родителями, изучение социальной среды и многое другое. Индивидуальная работа с ребенком и семьей, наблюдение и исследования требовали высокой профессиональной квалификации и большого количества времени. Поэтому, невзирая на то, что в педологии продуктивно работали многие замечательные специалисты, чья работа была полезна и высоко ценилась, на массовом уровне педология сводилась к быстро вошедшему в моду тестированию, часто непродуманному и безграмотному. Современник писал в 1927 г.:"Тестирование грозит стать бытовым явлением нашей школьной жизни. Одни школы пачками выписывают тесты из центра и с поразительным рвением пытают по ним детей. Другие берут на себя разработку местных тестов" (можно только догадываться об уровне этих “местных тестов” и о том, какие заключения и рекомендации давали детям провинциальные педологи на основе их результатов). История отечественной педологии завершилась 4 июля 1936 года, когда было принято постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (кстати, педология, единственная из "лженаук" в нашей истории, была "удостоена" постановления ЦК, генетику и кибернетику позднее громили уже не на таком высоком уровне). Вред педологии, в частности, объяснялся распространением "бессмысленных и вредных анкет и тестов", которые имели целью "найти максимум отрицательной и патологически извращенной информации, характеризующей советского школьника". Постановление утверждало, что "обследования умственного развития и одаренности школьников представляют собой форменное издевательство над учащимися". Реальные причины разгрома педологии сложны и до конца неизвестны, однако существенную роль, несомненно, сыграла практика чрезмерно широкого и часто необоснованного применения тестирования и те "диагнозы", которые выносились детям по его результатам. Известна неподтвержденная легенда, что постановление явилось следствием неблагоприятного диагноза, посталенного педологами сыну одного высокопоставленного лица (по одним данным - Сталина, по другим - Жданова). И все же представляется, что причины разгрома педологии связаны не только с ее очевидными проблемами и недостатками. Объективные данные о людях оказались ненужными и даже опасными для идеологизированной страны в условиях надвигающегося культа личности. Разве могла в те годы существовать наука, согласно данным которой, например, интеллект советских школьников был ниже, чем у их американских сверстников, а интеллект у детей служащих выше, чем у детей рабочих (результаты исследований конца 20-х годов)? Фактически гибель педологии, а вместе с ней и самой идеи психологического тестирования в условиях тогдашнего советского общества была предрешена. То ли печальная судьба педологии, то ли презрительно-ироническое отношение к тестам, которое оставила после себя все та же педология, то ли еще что-то, но так или иначе долгие годы последующего развития советской психологии, во многом интересного и продуктивного, тестирование считалось едва ли не самой вредоносной выдумкой буржуазной науки. Для оценки индивидуально-психологических различий, без которой психология существовать не могла, была создана система методов, стыдливо названная “функциональными пробами” – лишь бы кто не подумал, что она имеет хоть что-то общее с тестами. К созданию этих методов причастны такие выдающиеся психологи, как А.Р.Лурия, Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, их разработки оказались очень продуктивными в условиях психиатрической и неврологической клиники, для работы дефектологов. В их основе лежала тщательная и индивидуализированная работа с каждым человеком, развитая интуиция психолога и… абсолютная неприемлемость количественных данных и каких бы то ни было статистических норм. Поколения психологов должны были твердо усвоить, что тесты с их количественным подходом это зло. Так, автор предисловия, обучаясь в 70-е годы на факультете психологии МГУ, в одну из сессий должна была подготовить билет "Критика тестового подхода" сразу к трем экзаменам. И это при том, что тех тестов, которые мы были обязаны критиковать, мы как правило никогда не видели. Учитывая все описанное, нетрудно понять, почему в нашей стране после многолетнего перерыва тестированием занялись в первую очередь не психологи, а медики. Психиатры не меньше, чем психологи, испытывали необходимость в инструментах количественной оценки индивидуально-психологических различий. Однако их принадлежность к сфере, казалось бы далекой от идеологии, не спасала от идеологического контроля и давления. В середине 60-х годов идея поиска зарубежного теста, который позволяет оценить психическое состояние человека, его адаптации и последующего использования возникла в небольшом кружке тогда еще сравнительно молодых психиатров – Ф.Б.Березина, М.П.Мирошникова и Е.Д.Соколовой. Первый из будущих соавторов методики готовил докторскую диссертацию и перед ним стояла проблема оценки эффективности действия некоторых лекарственных препаратов на психическое состояние. Вот тут-то и стало понятным преимущество тестов, которые давали возможность произвести точную количественнную оценку, но… которых на русском языке не было. Оставалось единственная возможность – самим провести всю работу по их созданию. Вся процедура адаптации MMPI и создания его отечественного варианта описана в самой книге. Мы же проследим историю издания книги “Методика многостороннего исследования личности”. Первые публикации по русской модификации MMPI относятся к 1967-69 годам. Книга вышла лишь в 1976. За это время с помощью теста были обследованы тысячи человек – больных и здоровых, сотрудников МВД и моряков-подводников, на Дальнем Востоке и острове Врангеля. Была доказана эффективность теста для решения самых разных прикладных проблем. И тем не менее, издание книги, которая могла познакомить научную общественность с тестом и возможностями его применения, столкнулось с огромными трудностями идеологического порядка. Выяснилось, что на вопрос о том, соответствуют ли тесты марксистско-ленинской идеологии, по-прежнему нет ответа. И поэтому решение о том, можно ли издавать книгу про тест, должно приниматься на уровне ЦК КПСС с привлечением виднейших психологических и психиатрических светил. Многие из этих светил слишком хорошо помнили время, когда заниматься тестами было опасным и призывали своих коллег к осторожности. Выяснилось, что кое-кто из психологов потратил свою жизнь на то, чтобы тестов не было и не собирается мириться с их приходом на родную землю, а есть такие, которые уверены, что можно с большей пользой потратить свою жизнь, нежели на разработку тестов. По иронии судьбы вся эта вакханалия творилась в 1976 году – ровно через 40 лет после выхода постановления “О педологических извращениях…”, дух которого проявился в казалось бы совсем другую эпоху. Тем не менее, книга все же увидела свет в том же 1976 году в издательстве Медицина: защитники нашлись. Хотя жертвой цензуры оказалась глава с соотношении особенностей личности и лидерства (она в итоге была утеряна) и некоторые другие фрагменты. Прошло несколько лет, и еще в советскую эпоху тесты постепенно перестали быть вредоносной буржуазной выдумкой, психодиагностика вошла в программы подготовки психологов, а использование MMPI в психологических исследованиях стало чем-то вроде хорошего тона. Книга “Методика многостороннего исследования личности” быстро превратилась в раритет, и второе издание вышло в 1994 году, когда эпоха цензурных и идеологических ограничений ушла в прошлое. По сравнению с первым изданием, в нее были добавлены результаты исследований с применением теста, проведенных за прошедшие между двумя изданиями годы, внесены некоторые изменения в интерпретацию. При подготовке третьего издания был внесен ряд изменений и написаны новые разделы. Вместе с тем, костяк старого текста был оставлен без изменений: ведь этот текст – еще и своего рода “раритет” – документ, обладающий исторической ценностью. При этом он не устарел, а его главная часть – основы интерпретации – полностью сохранила свою актуальность. Более того, возможно, что сегодня она еще более актуальна, чем во времена первых изданий книги. Дело в том, что до начала 90-х годов, когда психодиагностика была уделом “диссидентов от психологии” или немногих “посвященных”, искусству интерпретации тестов учились долго, неторопливо и вдумчиво, а пособия по интерпретации воспринимались как некая основа для размышлений, которую надо интегрировать с собственным опытом и научиться применить к особенностям уникального конкретного случая. Не то сегодня, когда тестирование поставлено “на поток”, тесты все чаще воспринимаются как инструмент, которым может пользоваться каждый желающий, а интерпретации – как тексты, откуда можно списать нужный фрагмент, выдав его за описание испытуемого, а еще лучше, если это сделает за вас компьютер. Издержки подобного подхода – тема для отдельного разговора, в контексте же нашей темы стоит отметить, что авторы современных руководств по интерпретации так или иначе учитывают эти запросы, многие тексты руководств упрощаются, укорачиваются, становятся более категоричные, при этом неизбежно теряя в точности и применимости к разнообразным ситуациям. Предлагаемая книга предназначена для иной интерпретации – тонкой, вдумчивой, индивидуализированной – которая искусство не в меньшей степени, чем наука и которая к сожалению нечасто встречается в наше время. Поэтому и руководства для подобной интерпретации тоже достаточно редки. Если же читатель считает себя недостаточно готовым к такому уровню интерпретации одного из сложнейших современных тестов, то он возможно просто получит обширную информацию и пищу для размышлений о типах людей и психологических защитах, о стрессе и тревоге – о том, что важно и нужно для работы любого практического психолога, независимо от его отношения к тестам и тестированию. Книга “Методика многостороннего исследования личности” дарит нам возможность соприкоснуться с делами и мыслями поколения, создавшего сегодняшнюю психологию. Поколения, которое уходит. Или уже ушло и никогда не вернется…
|