Петербург, зима-2009

Это был мой первый зимний Питер после старой-престарой детской поездки. Зимний Питер показался... больше самим собой, что ли. Ну не идут этому городу яркие краски зелени, красоты голубого неба и розовой зари в белые ночи. А вот серое небо, холод, сумеречный день (зимняя антитеза белой ночи), стальные тона неба, снега и воды - все это как-то больше соответствует нервно-болезненной натуре города, которая завораживает и притягивает все вновь и вновь.

На это раз мы чуть ли не впервые (холодно!) доехали на метро до самого центра. И хотя я прекрасно знала, что увижу, вылезая из недр подземного монстра, где Петербург неотличим от родной Москвы, когда взгляд упал на громаду Казанского собора - это было как невозможное, все-таки ставшее возможным. Опять я делаю вдох и не могу выдохнуть, опять несется на меня простор полупустых улиц - знакомых, но кажущихся нереальными, потому что нет им места в "нормальной жизни". В общем, я опять в Питере.

На этот раз мы жили на Мойке (!!) в невообразимо шикарном отеле с сауной и джакузи в номере (!!), махровыми халатами и антикварной мебелью в холле (номер достался из-за несезона с сумасшедшей скидкой) где мы чувствовали себя почти олигархами. На этот раз мы поехали с дочкой, ради джакузи снизошедшей до общества родителей. Так что было много чего нереально-невероятного.

Когда идешь вдоль Мойки от Дворцовой площади, после одного из поворотов вдруг показывается купол Инженерного замка. Вот тут мы и жили.




Внутри отеля роскошь




А за окном - по контрасту – малоприглядный двор с постоянно дымящей котельной. Питер... куды ж без контрастов. Вот этот ледяной простор Мойки с ее разнообразными мостиками и стал камертоном нынешней поездки. А еще - треугольник с "кровавыми" ассоциациями - Инженерный замок - Спас на Крови - Марсово поле - в котором мы почему-то все время крутились.

Я постараюсь показать то, что удалось запечатлеть из зимних Питерских впечатлений. А тексты будут от моего заочного (по форуму) знакомого Алексея Смирнова, с которым мы нашли общий язык на почве любви к Петербургу. Полный текст (кстати, постоянно обновляющийся) можно найти здесь С ним мы гуляли по Питеру холодным воскресным днем. Многое правда снято и потом (а к каким-то текстам я могла бы подобрать старые фотографии с прошлой поездки), но какая разница? Просто на этот раз мне хочется представлять наши маршруты именно так.

Начали мы с угла Невского и канала Грибоедова. С стеклянного купола Дома книги Алексей собирался показать мне, как любителю оригинальных ракурсов, город (там сейчас офис, куда у него есть возможность доступа), но... не срослось. Останется до следующего раза... как и многое другое. Дальше – к Банковскому мостику. «Самые известные грифоны с золотыми крыльями сидят на Банковском мосту через канал Грибоедова - за Казанским собором». Их я уже снимала и показывала - но на этот раз ракурс другой. Да и сами они другие – зимние.




«Именно за львами, если помните, охотились некие придурковатые итальянцы». Благодаря не только создателям города, но и Эльдару Рязанову, львов теперь постоянно замечаешь. Даже не помню, где я этих сняла.




Михайловский сад. Павильон. Деревья.







От Михайловского сада - к Михайловскому (Инженерному) замку. «Новый памятник Павлу-во дворе и надпись на фронтоне дворца :"ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ".Существует легенда, что когда зАмок построили, некая юродивая со Смоленского кладбища предсказала, что царь проживет столько лет, сколько букв в этой надписи-посчитайте, их 47. В 47 бедного царя и убили в этом зАмке, задушив офицерским шарфом и пробив голову золотой табакеркой. Удар был такой силы, что на табакерке осталась вмятина. Кстати, эту табакерку и сейчас можно видеть-она лежит в "Золотых кладовых" Эрмитажа. Вмятину выправлять не стали-это тоже история.(Цифра 4 являлась сакральной для царя, и здесь-полная мистика-царствовал он 4 года, 4 месяца и 4 дня, прожив в замке 40 дней)». Лицо Павла на памятнике впечатлило меня очень сильно. Ну ясно - в таком городе, у человека, так окончившего свои дни, нормального лица быть не может. Памятник совсем свежий, 21 века.




«Вообще,для исследователей паранормальных явлений Михайловский замок является одним из самых мистических мест Петербурга и несомненным "местом силы". Возможно это связано с легендой о том, что Павел, будучи гроссмейстером Мальтийского ордена, спрятал в подземельях замка одну из главных святынь ордена-"ларец из вечного металла", который ему передали рыцари ордена, когда Мальту захватил Наполеон.Сама история замка завораживает и полна загадок-строили его с невероятной поспешностью, на том месте, которое, якобы, указал архангел Михаил, явившись одному из солдат, стоявших там на посту.Когда об этом доложили Павлу, он не удивился, а сказал, что воля будет исполнена.И строительство началось небывалыми темпами и с немыслимыми затратами.6 тысяч строителей работали день и ночь, деньги на работы собирали со всей России, практически прекратив все другое строительство, вселился туда царь даже не дождавшись, пока просохнут стены и, изменив традицию, назвал замок не "по месту" и не "по владельцу", а по имени архангела.В настоящее время эти же исследователи насчитывают в замке не менее 17 привидений, или, как они говорят- "сущностей", которые являются и нынешним охранникам замка.»




На границе Михайловского сада и Марсова поля – Мойка. И вот она - стальная Питерская вода вперемешку с ледяной крошкой.






«Сойдя с Троицкого моста к Мраморному дворцу, во дворе его можно увидеть многострадальный конный памятник царю Александру III, скульптора Паоло Трубецкого. Тот самый, что раньше стоял на Знаменской пл.(пл.Восстания), стал объектом знаменитого трехстишья "На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот",(Был еще один стишок-гораздо резче: "Третья дикая игрушка для российского холопа-был царь-колокол, царь-пушка, а теперь еще царь-****")затем был убран и долгие годы простоял во дворе Русского музея, невидимый из-за высокого забора. Совсем недавно ему нашли-таки новое место, поставив туда, где раньше (ирония судьбы) стоял броневик "Враг капитала" – с которого, якобы, выступал Ленин.»




Зимняя канавка




«Загляните в Миллионную улицу, идущую параллельно Мойке - там "…атланты держат небо на каменных руках"» (у меня правда ракурс не с руками...)




Традиционный ракурс Дворцовой площади. «Когда построили последний Зимний дворец, площадь была натуральной помойкой от оставшихся стройматериалов. Царю тогда подсказали удачную мысль-разрешить горожанам брать все, что хотят -и площадь очистили за одну ночь»




«На Дворцовой есть мое самое любимое место- которое я сам открыл. Описать его довольно сложно, но попробую. Если выходить с Дворцовой пл.в сторону Мойки и Капеллы, двигаясь вдоль здания, стоящего слева и глядя направо, можно дойти до определенной точки, с которой стена здания напротив будет выглядеть как некая пустая декорация- просто стенка, а за ней нет ничего.Эффект-потрясающий, надо только медленно двигаясь найти эту точку. Секрет в том, что здание имеет необычайно острый угол-ну это Вы увидите сами.»




Последний кадр с прогулки с Алексеем «Пройдя через Исаакиевскую пл. Вы увидите конный монумент Николаю I (таких в мире-считанные единицы-он стоИт на 2-х точках опоры-даже "Медный всадник"-на 3-х-2 ноги лошади и хвост, касающийся змеи-последнее почти незаметно, и, поэтому визуально, как "точка опоры", не воспринимается)»




Вечером мы оказываемся... все там же. Угол Марсова поля




Уголок Зимнего дворца




А это уже следующее утро. Решетка - все того же Михайловского сада




«Пройдя по краю Марсова поля, вдоль грандиозного здания, занимаемого "Ленэнерго", Вы попадете на одно из самых необычных мест города- Тримостие. Там где сливаются Мойка и канал Грибоедова построено уникальное сооружение в виде 3-х мостов, расходящихся под углом 120 градусов (один из них - фальшивый). С него - отличный вид на Спас-на-крови и Михайловский зАмок». Если честно, то я не уверена, что это то самое Тримостие. Но вроде слияние Мойки и Грибоедова.




Вид оттуда на Мойку. По правому флангу - двор, где вход в наш отель (светло-желтый трехэтажный домик)




И - да, великолепный вид на Спаса-на-крови, чьей мрачной истории у Смирнова нет, а сама я ее рассказывать не буду




Переходим Неву по Дворцовому мосту






Зимний Сфинкс все так же величественен




И вот - последний кадр в городе (но еще не конец моего рассказа) - перед тем, как нырнуть в метро. «Интересно попытаться представить, как выглядел город в "раньшие" времена. Я не говорю о тех временах Елизаветы Петровны, когда город заканчивался на берегу Фонтанки,а к Александро-Невской лавре вела просека через лес,в котором жили волки и пошаливали разбойники. Просеку позднее назвали "Невским проспектом".(Кстати, уже в 1819 г. зафиксировано нападение волка на фонарщика в районе нынешней пл. Восстания- глухое было место и опасное, а ведь городу уже было 100 лет!). И не о тех временах, когда в районе нынешней станции метро "Технологический институт" стояли загородные дачи вельмож, а на Дворцовой площади пасли скот. Я говорю, хотя бы о начале прошлого века-когда по Невскому ходила конка (эту конку вместе с лошадьми можно сейчас увидеть у выхода из ст.метро "Василеостровская"»




Теперь о музеях. Вообще-то я хотела попасть в Русский музей, который по старым воспоминаниям, на мой вкус гораздо интересней Третьяковки. И по тому, с какой жадностью скупала малюсенькие репродукции в предбаннике Инженерного замка, куда мы зашли погреться, и как сейчас на них дивлюсь и жалею, что не купила CD (думала, в интернете все есть - ан нет) , можно понять, что до Русского музея я таки дозрела. Но... попала совсем в другие, что тоже было по меньшей мере любопытно.

О том, что в Мраморном дворце представлено современное искусство мне сказал Алексей Смирнов - и по тому, с каким негодованием он говорил о нем, я поняла: это как раз то, что нужно моему любимому мужу. И не ошиблась Экспозиция произвела очень сильное впечатление возможно именно благодаря контрасту роскошных интерьеров 18 века(ах, какая там лестница...), благородных серо-бледно-розовых красок мрамора, Невы и Петропавловки за окнами - и того безобразия, которое выставлено на фоне всего этого великолепия. Нет, я не противник современного искусства - но предпочла бы, чтобы оно экспонировалось в какой-нибудь бетонной коробке или здании бывшего гаража (фабрики, электростанции). Смотрительницы залов - классические музейные старушки, которые, как мне показалось, испытывают сильную неловкость от того, за чем они должны присматривать. Во всяком случае милейшая кассирша прежде, чем продать билет, долго объясняла, что Мраморный зал закрыт, а тут в основном авангард, по-видимому предполагая, что мы забрели по ошибке и жалея наши денежки. Впрочем, судя по гардеробу, утром в понедельник в музее было около пяти посетителей.

Короче, половину второго этажа занимает выставка какой-то откровенной порнухи. Когда я ее покидала, смотрительница радостно сказала: а теперь вам на третий. Я немного удивилась, потому что на втором этаже была еще одна дверь, за которой собственно оказалась основная современная экспозиция. По-видимому смотрительница считала своей миссией избавить меня от ее просмотра. Ну что сказать про нее? Подобного я тут уже немало показывала. Есть поздний Пикассо . Есть куча всего Кабаковоподобного. Есть неплохой набор коллажей Сергея Бугаева (Африки - если кто помнит, художник, барабанщик группы Кино и исполнитель главной роли в фильме АССА), которые впечатлили не столько сами по себе, сколько казалось бы невозможным фактом: Африка в филиале Русского музея. В общем, муж был доволен. А на третьем этаже оказалась выставка из частной коллекции, с кучей замечательных картин Серебряковой, Кустодиева, Бенуа и много еще кого. Правда картин было много, а времени мало... Но в целом, в отличие от Смирнова, мы не пожалели об отданных за вход ста рублях с носа.

Вторым посещенным музеем (выбор дочки) был Зоологический. Неожиданно сильное впечатление. Прекрасное старое здание (на Стрелке, соседний дом с Биржей, рядом с Ростральной колонной). Замечательные виды из окон (правда очень пыльных). Куча старых экспонатов, которым 100 лет и более. В общем - нечто с совершенно особым духом и стилем. Самый потрясающий экспонат - 27-метровый скелет кита. Фото передает лишь бледную тень от впечатления «в реале».






На "галерке" смешались в кучу пыльные поблекшие подписанные пробирки. Чего там только нет... Из запомнившегося - "язык черепахи" и «сердце собаки» (привет Булгакову). Дальше бесконечная галерея, набитая скелетами, чучелами, кусками непонятно чего. Натуральный мамонт с облезшей шерстью и откусанным хоботом. Чучела одних зверей, поедающих других зверей. Гулкие старые коридоры. Многие старые экспонаты уже выцвели и кажется покрыты пылью веков. И среди всего этого с восторгом бегают и фотографируются детишки возраста детсадовского и выше. Во всем этом постмодернизма (чтоб я знала, что это такое) больше, чем в экспонатах Мраморного дворца. Не знаю, как переваривают все это детишки, а я вскоре дезертировала в раздевалку, где и поджидала собственное чадо.

Муж проигнорировал зоомузей и отправился вдоль Невы по своему любимому маршруту - к морю, в район гостиницы Прибалтийская. Его фотографией я и заканчиваю.Море у берега давно замерзло, и только если знать, куда смотреть, то у горизонта можно заметить намек на полоску воды, расчищенную ледоколами, по которой корабли идут в порт.




И вместо постскриптума:

Не знаю я, известно ль вам,

Что я певец прекрасных дам,

Но с ними я изнемогал от скуки...

А этот город мной любим,

За то, что мне не скучно с ним.

Не дай мне Бог, не дай мне Бог,

Не дай мне Бог разлуки...



Не знаю я, известно ль вам,

Что я бродил по городам,

И не имел пристанища и крова...

Но возвращался, как домой,

В простор меж небом и Невой.

Не дай мне Бог, не дай мне Бог,

Не дай мне Бог иного...

Фотографии с этой поездки можно посмотреть здесь и здесь



Hosted by uCoz


На главную страницу

Hosted by uCoz