Москва "Мастера и Маргариты"
Эта статья - результат разнообразных поисков - в интернете и на московских улицах. Толчок был дан просмотром сериала, снятого где угодно, только не в тех местах, где события реально разворачивались. Между тем, действие Булгаковского романа очень четко привязано к конкретным местам, которые захотелось увидеть. Маршрут, который я хочу предложить вашему вниманию, складывался постепенно, в течение года с лишним. Фотосъемка проводилась во время, максимально приближенное к времени действия романа - позднеапрельское полнолуние. Точнее, большинство снимков сделаны первого мая. К сожалению, погода подвела и "небывало жаркого заката" не получилось.
В описаниях мест, где происходит действие романа, Булгаков очень конкретен, и поэтому специалистам удалось определить большинство из них. Исключение составляет дом Маргариты, а ведь именно про него Булгаков писал: "Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу - особняк цел еще до сих пор". Многочисленность "кандидатов" на дом Маргариты и недостатки каждого из них заставляют думать, что возможно до наших дней он не уцелел. Тем не менее, каждый из "кандидатов" по своему интересен и некоторых (не всех!) из них мы посмотрим.
Составляя маршрут, я стремилась, чтобы он примерно соответствовал сюжету романа: начать там, где он начинался, кончить тоже. К сожалению, тогда пришлось бы много возвращаться, поэтому получившийся маршрут - компромисс между сюжетом и географией Московских улиц.
Но хватит предисловий. "За мной, читатель!"
Начинаем от станции метро "Маяковская" (угол Тверской и Б.Садовой улицы). Наш первый объект по Б.Садовой - сад "Аквариум" (там, где находится театр Моссовета). На месте нынешнего театра Сатиры находился Московский мюзик-холл, прототип Варьете из романа. Именно в этом саду расправлялась с Варенухой свита Воланда.
Следующий адрес - знаменитая "нехорошая квартира" (Б.Садовая, д.10, пройти совсем немного по Б.Садовой и свернуть во двор рядом с вывеской Кофе-Хаус). Не зря именно там стремился поселиться Воланд - от Варьете рукой подать. Классический Московский колодцеобразный двор Первая дверь отремонтирована, отделана и на ней надпись "Музей Булгакова" (там нам так и не удалось побывать). Все правильно, сам писатель жил в этом доме. Но отнюдь не в квартире 50. Квартира дальше, в глубине двора.
Да, в этом подъезде побывать нужно. Уже забытый колодец старых
московских лестниц исписан плотными слоями. Здесь и Цой, и Диана
Арбенина и классические надписи по типу "здесь был Вася" и
"Боги, боги, как грустна наша жизнь" и стихи (по-видимому
собственные) и черный котище, нарисованный на окне. В общем, четыре
этажа мы пробираемся между "говорящими стенами",
насыщенными духом того, что народ хотел сказать перед лицом героев
романа. Последний штрих - бомж, спящий посередине последнего
лестничного пролета.
Следующий объект - начало романа - Патриаршие пруды (пройти
дворами совсем недалеко, хотя в первую прогулку мы позорно
заблудились (вот она, аура "нехорошей квартиры"!).
Первое, на что натыкается взгляд - памятник и какие-то скульптурные фигурки вокруг него; хоть и знаешь, что такого не должно быть, инстинктивно начинаешь искать среди них Булгакова и его персонажей. Нет, извините, это памятник... И.А.Крылову и героям его басен.
Ну что сказать про Патриаршие? Наверное все уже сказал Булгаков. Можно просто пройтись и попытаться представить, где же стояла та самая лавочка, где рассказывал о Понтии Пилате Воланд, и где со стороны Бронной был тот самый турникет, около которого Аннушка пролила масло.
Дальше наш путь примерно повторяет погоню Бездомного за Воландом и его свитой, а также путь Бездомного в эпилоге. Обходим пруд и по Б.Патриаршему переулку (можно заглянуть в любопытно оформленную аптеку "Борменталь" в доме 8) выходим на Спиридоновку. Здесь обращаем внимание на д.17 - особняк Саввы Морозова (архитектор Шехтель) - именно здесь, по одной из "экзотических" версий, подкрепленных сложными рассчетами, жила Маргарита (кстати, по этой же версии прототипом Мастера был Горький, чем дом в начале Спиридоновки, рядом с Никитскими воротами, стоит посмотреть). С первого взгляда кажется довольно странным, что в таком роскошном доме мог жить даже "крупный специалист" со своей женой, да и особняк не столько готический, как в романе, сколько в восточном стиле, но посмотреть в любом случае стоит - тем более, что мимо него, догоняя Воланда бежал по Спиридоновке Бездомный и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки".
Спиридоновка приводит нас к площади Никитских ворот. Дальше пути Воланда и его спутников разделились, соответственно разветвляются и возможные маршруты. Можно пройти по Большой Никитской к Александровскому саду (именно так, судя по тексту, Бездомный гнался за Воландом), где беседовал с Маргаритой Азазелло, и вернуться на Арбатскую площадь по Знаменке, кинув взгляд на стоящее на углу Моховой и Знаменки здание дома Пашкова, "одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад", на каменной террасе на крыше которого в последних главах романа наблюдал за сгущающейся грозой Воланд и куда приходил к нему Левий Матфей. Можно от Никитской площади пройти по Никитскому бульвару до Арбатской площади (туда уехал на трамвае Коровьев). Если вы располагаете временем и силами, стоит пройти в противоположную сторону - по Тверскому бульвару (возможно именно так поехал на подножке трамвая Бегемот) до дома 25: "старинный двухэтажный дом кремового цветапомещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунной решеткой". Сейчас это здание Литературного института, а в романе - Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ. Кстати, еще одна возможность приблизиться к МАССОЛИТовскому духу - поообедать в знаменитом дубовом зале ресторана современного Дома Литераторов - ЦДЛ, Б.Никитская, д.53 - куда, сколько знаю, сейчас пускают всех желающих. Обратно к площади Никитских ворот можно вернуться по бульвару, а можно - по Большой Бронной.
Наш основной маршрут повторяет путь Бездомного в эпилоге - по Большой Никитской улице до Ножового переулка и дальше в Малый Ржевский переулок, д.6 - именно здесь находится самый подходящий (на мой субъективный взгляд) "кандидат" на дом Маргариты. Это действительно "готический особняк", точнее интересный образец модерна начала 20 века. Расположен в Арбатских переулках, но достаточно близко от Патриарших, так что многое роднит его с описанием Булгакова. Тот ли это "прекрасный особняк в саду в одном из переулков близ Арбата" - кто знает? Сейчас переулок плотно застроен, от сада нет и следа, а в доме располагается посольство Грузии в России. Правда большое красивое окно второго этажа, в которое наверное высовывалась Маргарита, в любом случае смотрит в переулок и никак не могло смотреть в сад.
Жаль, что появившаяся много после Булгакова "вставная
челюсть" Нового Арбата уже не дает возможности проследить путь
полета Маргариты. Однако в последнее время именно здесь появилась еще
одна интересная точка маршрута - "на
задворках" магазина Дом Книги на Новом Арбате, двор дома №10 по ул.
Малая Молчановка. В этом безымянном дворе находятся четыре скульптуры,
из которых три имеют отношение к "Мастеру и Маргарите": Коровьев с
Бегемотом, обнявшапяся пара - Мастер и Маргарита - и автомобиль в
величину не меньше, а то и больше натуральной: "...буланая открытая
машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а
черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и перчатках с раструбами."
Автомобиль на меня произвел впечатление неизгладимое... Это фрагменты
памятника Булгакову работы Александра Рукавишникова, который должен был
стоять по первоначальному плану на Патриарших (из-за протестов
общественности от проекта отказались), потом на Воробьевых горах, но
так пока и не поставлен...Поэтому дальше нужно по
возможности быстрее
миновать его, как досадное препятствие на Булгаковском маршруте.
Дальше наш путь - на Арбат, чтонее - в Большой Николопесковский переулке, ведущий к Арбату. Именно здесь летала Маргарита и здесь в Доме Драмлита Маргарита громила квартиру Латунского. Правда по данным литературоведов, сама "роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома" перенесена фантазией Булгакова из Лаврушинского переулка (д.17 , р-н метро Третьяковская).
Арбат вообще-то стоит постараться миновать как можно быстрее - уж очень отлакирован и набит питательно-развлекательными заведениями, мало что роднит его с тем Арбатом, где "под Маргаритой плыли крыши автобусов, троллейбусов и легковых машин". Однако можно пройти его до конца - до дома 54, углового с Садовым кольцом. Именно здесь находился Торгсин, где состоялись последние московские похождения Коровьева и Бегемота. Дом выглядит вполне современно, однако построен в 1933 году и вполне мог фигурировать в Булгаковском романе. Сейчас там находится магазин Седьмой континент, а в не столь далекие времена был известный москвичам Смоленский гастроном.
Дальнейший маршрут строго не фиксирован, потому что выйти с Арбата
на Пречистенку можно разными путями. Арбатские переулки неплохо
сохранились, можно поплутать по ним, пытаясь представить себе пути
погони Бездомного за Воландом (мы опять к нему возвращаемся) и пути
других булгаковских героев. Выйдщя на Пречистенку, нужно перейти ее и
по Мансуровскому переулку выйти к одному из самых интересных мест на
маршруте. Дом 9 - дом Мастера, те самые "две комнаты в подвале
маленького домика в садике".
То, что это дом Мастера, основано на биографии Булгакова - здесь жили его друзья и сам он часто у них бывал. Удивительно, но в самом центре Москвы, в пяти минутах от метро сохранился деревянный домик. Да еще судя по всему с печным отоплением (у соседнего домика лежит поленница). Так и хочется повесить мемориальную доску, чтобы уберечь это чудо от исчезновения.
Между тем, домик живет обычной московской жизнью. Стены обклеены рекламой, железные ворота наглухо перекрывают вход во дворик и лишь заглядывая в их щели, можно увидеть тот подвальчик, где по-видимому и жил Мастер. Можно еще заглянуть во дворик соседнего домика - 11-го, где на сегодня нет запертых ворот и сохранились остатки садика.
По Мансуровскому переулку выходим на Остоженку и проходим немного налево, до дома 21. Это последний "кандидат" на дом Маргариты. Небольшой и очень красивый дом действительно напоминает маленький готический замок, а в большом полукруглом окне второго этажа так легко представить Маргариту. Одна беда - шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков". Излишне говорить, что сегодня никакого сада нет; дом занимает диппредставительство какой-о из арабских стран.
На этом можно закончить маршрут, выйдя по Остоженке к метро Парк культуры или Кропоткинская. Можно попытаться пройти до конца путь погони Бездомного и найти дом 13 в переулке, описанном, как "унылый, гадкий и скупо освещенный", где в квартире 47 тот пытался найти Воланда. Из всех оставшихся на сегодня тринадцатых домов в переулках, ведущих к Москве-реке, наиболее подходящим мне показался дом в 1-м Зачатьевском переулке, построенный в 20-е годы 20 века. Переулком можно выйти к реке, где купался Бездомный. Спуска к воде сейчас нет, но сама река и вид на фабрику Красный Октябрь почти такие же, как в те времена.
Если еще остался энтузиазм можно закончить прогулку там же, где прощаются с Москвой ее герои: у метро Парк Культуры сесть на 28-й троллейбус, переехать на нем Москва-реку, выйти и пройти немного назад.
Вы на Воробьевых горах, откуда прощались с городом Воланд со свитой и Мастер с Маргаритой и издавал свой свист Коровьев. Скорее всего они были немного левее, в районе современной обзорной площадки (куда вы тоже можете пройти), где видны "пряничные башни Девичьего (Новодевичьего) монастыря" (сегодня их с трудом можно разглядеть на фоне домов). Гляньте и вы на город, приобретший со времен Булгакова уже совсем иной облик, где за современными зданиями скрыты те улицы и переулки, по которым ходили наши герои. Как вы думаете, он не "созрел" для нового визита Воланда?
В завершение - примерный маршрут "экскурсии". В скобках - те участки, которые можно при желании пропустить.
Метро "Маяковская" - Б.Садовая ул. - сад Аквариум - Б.Садовая, д.10 - Патриаршие пруды - Б.Патриарший пер. - Спиридоновка - пл.Никитских ворот - (Тверской бульвар - до д.25 - обратно можно за домом 27 свернуть в переулок и вернуться на Никитскую площадь через Большую Бронную улицу) - Большая Никитская ул. - Ножовый пер. - Малый Ржевский пер. д.6 - выйти на Новый Арбат по Б.Ржевском пер. - Малая Молчановка, д.10, двор позади Дома книги на Новом Арбате - перейти Новый Арбат по подземному переходу - проход между д.17 и 19 - Большой Николопесковский пер. Арбат - (дойти до д.54) - свернуть в переулки и любыми переулками выйти на Пречистенку - Мансуровкий пер. д.9 - Остоженка д.21 - (1-й Зачатьевский пер. и д.13 - выйти к Москве-реке) - метро Парк Культуры или Кропоткинская - (на троллейбусе 28 доехать до Воробьевых гор).
Другие адреса, не вошедшие в маршрут и не упомянутые выше.
Место встречи Мастера и Маргариты - Большой Гнездниковский пер.
Психиатрическая больница, где лежал Бездомный - "знаменитая психиатрическая клиника, недавно отстроенная под Москвой на берегу реки" - неизвестно. Больше всего подходит больница им.Ганнушкина в Сокольниках, на берегу Яузы, она же - научно-исследовательский Институт психиатрии. Однако это во времена Булгакова было далеко не "под Москвой".
Фотографии здесь (для увеличения кликнуть в левом нижнем углу)
На главную страницу