Киев: 4 года спустя.
Опасная штука - возвращаться туда, где тебе было хорошо. Слишком много возможностей для сравнения, в том числе и с самой собой существенно моложе. Киев выдержал это испытание - но было трудно. Никогда не думала, что за 4 года без революций и катаклизмов город может так поменяться. А может быть это просто я поменялась?
День первый. Киев в стиле "поп".
Первое, что нас потрясло при выходе из маршрутки, доставившей нас к вокзалу - так это сам вокзал. В памяти вокзал города Киева остался довольно старым зданием, огромной барахолкой, привычной для вокзалов суетой и грязью и Макдональдсом в углу площади. Теперь на чистенькой и относительно пустой, без торговцев площади, мы увидели модерновое сверкающее здание. Перед ним стояла церковь-новодел, на которую у меня не поднялся фотоаппарат. Вообще-то потом выяснилось, что старый вокзал вместе с суетой, барахолкой и Макдональдсом цел и невредим, просто нас высадили с другой стороны путей, где оказывается есть еще один вокзал. Так что перемены не столь радикальны как показалось поначалу.
В общем, оказавшись дезориентированными вокзалом, мы пошли совсем не в ту сторону. И обнаружили там... не очень знакомый нам Киев. Тихие дворики, зелень, покой.
Поплутав, мы все-таки разбираемся, как же нам двигаться, и потихоньку выбираемся к знакомым местам. Первое знаковое место - Ботанический сад. Четыре года назад мы жили тут поблизости и каждое утро начинали с прогулки в этом саду. Мы попали как раз на потрясшее меня цветение магнолий - и этот трепет душевный от белых цветов и розовых бутонов я помню до сих пор. Сад по-прежнему манящ и свеж, ароматы дурманят, но... ничто уже не цветет, нас встречает лишь буйство зелени, а любимые нами холмики оказываются огорженными забором.
Поздоровавшись с садом, двигаемся дальше. Остановка следующая.
Владимирский собор тонет в полумраке. Потрясшая меня в прошлый раз центральная фигура богоматери почти не видна, но в этой полувидимости она возможно естественней. Поворачиваемся к выходу. Там тоже полумрак - и из этого полумрака как шок - черный ангел. Не знаю, кто это был, а я увидела именно черного ангела. Вспомнился Врубель, хотя вообще-то это Васнецов.
Идем до Золотых ворот. Ну что я про них могу сказать? Когда мы тут были в прошлый раз, они как раз были под интенсивной реставрацией, а попросту - заново их строили Да, знаю, половина, если не больше, старины - новодел, но вот именно Золотые ворота всерьез вопринимать не могу. Может быть, как раз потому что видела их в процессе сооружения.
Можете смеяться, но я шла к Золотым воротам за некой достопримечательностью, существенно более юной и меньшего размера. В скверике за воротами - скульптура кота. Смотреть на ворота не желает: отвернулся.
От Золотых ворот мы идем смотреть еще одну недавнюю достопримечательность, расположенную в скверике недалеко от предыдущей: Ежик в тумане, основной "стройматериал" - шурупы. Почему-то под ним написано "лошадка".
Ежик
скромно расположился в глубине скверика, а в его центре памятник
что-то типа "украинским пограничникам всех времен". Перед
ним стоит группа с экскурсоводом, а рядом - главная контора местного
погранведомства.
Вот
так мы добрались до Софии. Никогда не мога поверить и
принять, что София и Лавра - то 11-12 век. Потом нашла разгадку -
София была радикально перестроена в 17-18 веке и от старины там мало
что осталось; специалистам может и заметно, мне - нет. Да, красиво,
но не задевает душу глубоко.
Рядом
с Софийской площадью есть одна замечательная улочка, называется улица
Аллы Тарасовой. Справа - Хайятт, то ли отель, то ли бизнес-центр. А
слева - старые домики, частично выселенные (то ли рушить будут, то ли
наоборот реставрировать), пустые парадные, а где-то еще живут - может
бомжи, а может и кто-то из постоянных жильцов остался. Контраст
впечатляет. Поплутав
по дворам, мы наконц выходим на Майдан и утыкаемся в какой-то
караван-сарай восточного фаст-фуда. А так все по-прежнему - жара,
фонтаны, тусующиеся толпы и даже кто-то строится в колонны и
разворачивает флаги и лозунги. Все они в одинаковых белых майках, и я
почему-то решаю, что это местные Наши. Время близится к
12-ти и несколько сдурев от жары и всего увиденного, я говорю, что
хочу в отель кратчайшей дорогой. Так мы и делаем. Отель
у нас был помпезный и роскошный.
Все
лестницы увешаны фотографиями звезд, здесь останавливавшихся - от
Аллы Пугачевой до Иванушек Интернешнл. Эти же фото на сайте и в
проспекте отеля. Когда все эти звезды успели побывать в Киеве и
пожить именно в этом отеле, я не знаю, если учесть, что отелю всего 4
года. Брали мы его не из-за роскоши, котоаря скорее напрягала, а
из-за местоположения: на фото – вид от входа, а сам отель
(ужасающе розового цвета с помпезным названием «Перлина
Днепра») находится на дебаркадере. Бросив
вещи и отдохнув, мы едем в Гидропарк. Мамадорогая, наверное в России
тоже есть такие места, но я туда по счастью не попадала. Представьте
оживленный выход из метро и увеличьте в масштабе раз в пять. Сплошной
чередой идут лотки, киоски, гремит музыка, жарится шаурма и прочий
фаст-фуд, мигуют вывески, стреляют тиры, мигает реклама казино и
ночных клубов, работают аттаркционы, бегают и издают звуки игрушки,
которыми торгуют, тут же кто-то ест, покупает - и все это раскинулось
на сотни метров. Мы выбираеемся в дальний конец парка,
где расположено первое, зачем мы ехали - музей "Киев в
миниатюре". Уж не знаю, все ли музеи "чего-то там в
миниатюре" хороши только на фотографиях или это киевляне
подкачали, но вид у экспонатов на редкость убогий. Единственная
радость - сделать прикольные кадры - и та малодоступна из-за
развешанных табличек "по газонам не ходить".
Дальше
нас застигает дождь и загоняет в сомнительного вида забегаловку, где
официантка говорит только по-украински (значит и такое бывает),
путает все блюда, с очаровательной улыбкой уверяя, что это тоже
"добре". Кстати, единственное, что она не спутала,
действительно оказалось "добре". Дальше - катание на лодке.
Потом
мы возвращаемся в центр и едем на прогулку по Днепру. Зазывалы на эти
самые прогулки назойливы почти как турки - зачем, неясно, народ и так
давится. При выборе на час, но без дискотеки или на полтора с
дискотекой мы предпочли без дискотеки. И мало что выиграли: попса
грохочет на весь катер, публика потягивает пиво и шампанское прямо из
горла, на корабле суета и теснота, сидячие места нам достаются только
на каком-то ящике на корме. А Днепр все равно
завораживает своими просторами... Скажу
пару слов про Лавру, потому что в этот приезд мы там не были, только
с воды посмотрели. В прошлый приезд тоже были очень бегло: я чего-то
не поняла в надписи по-украински, была одернута резко, разозлилась и
сказала: ну ее эту Лавру. Возможно я неправа, но большого желания
пробиваться через двойные заслоны религиозных порядков и
необходимости разбираться в них по-украински не возникло. Лавра
оставила почти равнодушной: то же барокко 17 века, есть где-то одна
церковь 12-го, но она осталась неувиденной. Так что это до следующего
раза.
И
вот мы снова на берегу, поднимаемся на фуникулере в Михайловскому
монастырю. Там у входа памятник и соответствующая
наглядная агитация про "коммунистический холокост". А мы
гуляем, потихоньку приближаясь к Майдану. На Майдане взгляд упирается
в старый Форд, который непонятно что там делает. Невзирая на
советский номер, это было единственное оранжевое, что попалось нам на
глаза в этот приезд. А сколько оранжевого было 4 года назад... Пока
мы ужинаем в кофейне в углу Майдана, постепенно темнеет. Кто-то
запускает фейерверк.
Поужинав,
мы обходим Майдан. Как я и ожидала, здесь больше не поют... Все та же
тусующуся, жующая, потягивающая пиво молодежь в погожий летний день.
И все-таки, убейте меня за дурновкусие, но вечерний Майдан хорош.
Неожиданные световые сочетания привлекают, а темнота скрывает
убожество архитектуры. Ну и фонтаны... Вот
так кончается наш первый день в Киеве. День второй. Киев в
стиле джаз, рок и классика. Это
наш завтрак. После
завтрака мы покидаем отель и не торопясь идем по Подолу к
Контрактовой площади. Там есть одна церковь, название которой помнит
каждый, кто хорошо учился в школе: "Игорь идет по Боричеву к
святой Богородице Пирогощей". В прошлый приезд, хоть мы немало
времени провели на Контрактовой, я ее не углядела. Теперь искала
прицельно. Ну что я могу сказать? Да, это тоже новодел
конца 20 века. Коммунисты постарались в 30-е годы.... Но вот этот
новодел почему-то тронул... есть что-то в оставшемся от 12 века, что
задевает где-то глубоко. До
этой поездки мои познания о восстановленных новоделах в Киеве
исчерпывались Михайловским монастырем. Оказывается, Киев может в этом
плане конкурировать с Москвой, а Контрактовая площадь - с Манежной.
Так, Гостиный двор, построенный в в 19 веке, остался одноэтажным
из-за пожаров, войн и недофинансирования. Простоял 150 лет, пришел в
полную негодность, и в начале 80-х 20 века подняли старые чертежи,
снесли то, что было, и построили по старым чертежам заново, уже в
двухэтажном варианте. И ведь если не знаешь - нее догадаешься. Вот
он, на заднем плане. А на переднем – фонтан Самсон, история
которого еще более запутана, я ее рассказывать не буду. Но данный
вариант поставлен в 1982 году. Про
Гостиный двор, фонтан и многое другое нам рассказали на экскурсии.
Экскурсия очень понравилась, особенно экскурсоводша: подвижна
(несмотря на неюный возраст и внушительные габариты), излучает
энергетику, невероятно артистична, иронична - ну и конечно
рассказывает интересно. Проводилась она на ретротрамвае – вот
таком. Не
могу сказать, что я была безумно заинтересована темой экскурсии - она
была больше техническая, но исполнение было потрясающим. Накануне
я не раз вспоминала мою знакомую - бывшую киевлянку и ее горькие
слова о том, что город и люди меняются к худшему, что из Киева
выхолощена душа и во многом с ней соглашалась. А во время экскурсии
думала, что если существуют еще в Киеве такие люди, как наша
экскурсоводша и целая фирма, организующая экскурсии именно для
киевлян, а не для приезжих, если в городе немало людей, любящих его и
готовых платить деньги за его узнавание - значит к счастью, моя
знакомая все-таки неправа. С
экскурсии – снова наверх на фуникулере и сразу же еще выше –
на колокольню Михайловского монастыря.
Вид
на город... м-да, не очень. Недаром в Киеве почти нет обзорных
площадок с видом именно на город. Но зато... об этом потом. Дальше
угадайте с одного раза куда мы идем? Правильно, на Андреевский спуск.
Вообще-то мы там накануне были, в темноте, без суеты и лотошников,
зато среди подгулявшей молодежи, издававшей не очень понятные вопли.
Учитывая уклон спуска, впечатления были почти экстремальные. Дневной
спуск испоганен лоточниками (ну неужели нельзя в переулки их
убрать?). Я гляжу на Андреевскую церковь... и понимаю, что после
суровой простоты старых церквей, Растреллиевский шедевр мне кажется
"перегруженным". Несмотря на потрясающий цвет, расположение
и прочие ее радости. Интересно, что сколько я ни снимала ее, ни
одного приличного снимка не получилось.
Мы
идем вниз (далеко не пойду, - предупредила я, но немножко же надо
спуститься) и утыкаемся в ответвление, где выставляют картины местные
художники. Там много чего хорошего... Около картин одного художника
мы стояли дольше всего. Потом, когда шли обратно, я набралась
наглости и спросила разрешения снять. Неопределенного вида и возраста
мужик оказался художником (а не просто продавцом) и фотографировать
запретил. Мы его искренне поблагодарили за картины, и муж стал что-то
рассказывать про то, что он математик и про разные измерения на
картинах. И вдруг он сказал: раз математик, тогда снимайте. Я сам
когда-то в математических олимпиадах участвовал. Вот
наверное где-то в этом переулке и вступило окончательно в свои права
другое измерение Киева... Дальше
мы идем бродить по дворам Андрееского спуска.
В
одном из них - современные инсталляции весьма странного вида. Вообще
от подобных инсталляций , когда их много, на меня какая-то дурная
энергетика идет, что ли. Но когда эта самая энергетика в небольших
дозах - она меняет сознание. Тем более, что из
соседнего кафе неслось "Город, которого нет"... И
вот начинается фактически уже прощальная прогулка по паркам на
высоком берегу Днепра. Сначала Владимирская горка.
В
следующем парке - Парковый мостик, который по недавно сложившейся
традиции облюбовали влюбленные в качестве места для привязывания
ленточек и прицепления замочков. Но зато играет
саксофон. И
виды, виды... Караоке,
саксофон, что дальше? А дальше... целый симфонический
оркестр в Мариинском парке с девочкой-солисткой. И
опять виды... И
наконец мы добираемся до рокеров (хоть где-то они все-таки в Киеве
нашлись) и сидим наверное не меньше получаса, напевая вслед за этими
немолодыми и неказистыми людьми то El condor pasa, то Постой паровоз,
не спешите колеса, то что-то из Битлз.
Рядом
с рокерами мы прощаемся с парками, с Днепром и с музыкой Киева. Но
это еще не все... Вот он - дом с химерами. Издалека
напоминает какой-то урок физкультуры у сказочных существ,
изгибающихся в загадочных гимнастических упражнениях. Если
честно, то шедевр господина Городецкого так и остался для меня
непостигнутым, распадающимся на отдельные фрагменты. Но
тем и манит - загадочностью своей. Обратно
к метро мы спускаемся по улице Городецкого. Хорошая улица - как
уверяет путеводитель, в свое время считалась самой элегантной в
городе. И заслуженно, я считаю. И
вот снова Майдан, знак нулевого километра. До Москвы
771 километр... Все?
Нет, не все. Аэросвит перенес рейс на час, и мы пошли
глотать последние литры украинского воздуха. Вечерние южные ароматы
дурманят, а может быть еще больше дурманит голову светлая грусть о
расставании с куском "другой жизни", которую на два дня
подарил нам Киев. Приложение. Рассказ об
архитекторе Городецком. Этот
удивительный человек (его полное имя Лешек Дезидерий Владислав
Городецкий), которого называют Киевским Гауди, появился в Киеве в
1890 году молодым и амбициозным выпускником Императорской академии
искусств в Петербурге. Первый проект, которым он сделал себе имя -
Музей для «Общества любителей древностей». Это была
авантюра: средств было собрано недостаточно, и все уважающие себя
архитекторы отказались от проекта. Городецкий построил музей на
выделенные деньги, замаскировав недостатки и недочёты пышным фасадом
и великолепной лепкой. Сейчас в этом доме - Национальный
художественный музея Украины (ул. Грушевского, 6).
Другое
известное сооружение Городецкого - католический Костёл Святого
Николая (ул. Большая Васильковская, 75). Вот как вспоминает о нем
коренная киевлянка: "Проходя
мимо этого здания, мы с подружками всегда переходили на
противоположную сторону. Оно было одновременно манящее и пугающее,
загадочное, всегда окружённое строительными лесами, забором и
«страшилками», которые мы, дети, друг другу охотно
рассказывали. Говорили, что там происходят страшные и непонятные
вещи, исчезают люди и чуть лине водится нечистая сила... Ну а что ещё
мы могли думать о совершенно непривычном нашему глазу на фоне
остальной киевской застройки костёле в неоготическом стиле –
жутком, мрачном и красивом? Всегда закрытом, всегда «в стадии
ремонта»?" Сооружениям
Городецкого часто сопутствовали разнообразные легенды. По-видимому
личность располагала. Больше всего легенд конечно связано с самым
знаменитым творением Городецкого - домом с химерами. Архитектор
построил его к своему сорокалетию в 1902 году и сам жил там в
девятикомнатной квартире до 1913 года Вот как описывает его киевлянин
Виктор Некрасов: “Дом Городецкого” - это, конечно, не
просто дом, это сказка, приключенческий рассказ, детская
иллюстрированная книжка… Там вырастают из стен слоны,
носороги, антилопы и громадные жабы на крыше, и наяды верхом на
усатых дельфинах и в канелюрах колонн извиваются маленькие ящерицы и
змеи, а на решетке дома дикий барс (или что-то ему сродни) сражается
с могучим орлом....” Дом
с химерами (по-украински
«Будинок з хiмерами», что на самом деле переводится как
«Дом с причудами»)- дом-загадка, для
которой вряд ли будет найдена какая-то одна разгадка. Почему на крыше
этого дома притаились гигантские жабы и морские чудовища в компании с
нереидами? И почему вместо волос на женских головках цепи,
фантастические листья и бутоны? Что значит гигантский питон на углу
здания? Согласно
первой легенде, дом с химерами Городецкий построил в память об
утонувшей в Средиземном море дочери. Ничего подобного, дочка
Городецкого к счастью не тонула. Вторая
легенда (достоверно не опровергнутая) гласит, что дом был построен на
спор с известным киевским архитектором, считавшим, что построить его
невозможно. Дело в том, что дом сооружен на очень неудобном участке,
который по причине неудобства достался Городецкому по дешевке - на
обрыве. Отсюда и его удивительная конструкция - с фасада три этажа, с
"тыла" - шесть.
Третья
легенда гласит, что закладывая дом в 1913 году (не такие уж большие
доходы он приносил, хотя квартиры там сдавались по очень немаленькой
цене), Городецкий наложил на него проклятие: "Лишь потомки древа
Городецкий могут беспрепятсвенно уживаться с химерами" . Поэтому
фирмы, находившиеся в доме, разорялись, банкротились, исчезали. Факты
про дом не менее интересны, чем легенды. Так, известно, что
Городецкий был заядлым охотником, и похоже дом стал воплощением его
охотничьих фантазий; скульптуры по его эскизам делал его друг
итальянского происхождения Эмилио Сала. Все фигуры сделаны из
цемента, который выпускался на принадлежащем Городецкому заводе.
Таким образом, строительство стало фактически пиар-компанией нового
стройматериала. Ясно,
что создатель такого дома не мог быть обычным человеком
(политкорректно выражаясь). Действительно, про самого Городецкого
известно немало примечательного. Он любил прогуливаться улицами Киева
с… обезьянкой на плече, что вызывало недоумение и шок у
прохожих, как, впрочем, и появление на дорогах города первого авто,
за рулем которого был, как вы думаете кто?.. Он поднялся в воздух с
первыми киевскими авиаторами, создавал костюмы для театров и
эксклюзивные наряды для любимой жены - и много еще чем примечательным
занимался.
А
еще, как уже было сказано, Городецкий стяжал известность как
страстный охотник и путешественник по экзотическим краям. Он охотился
в Ленкорани, Закаспийском крае, Туркестане, Афганистане, Алтае,
Западной Сибири, а зимой 1911 - 1912 гг. — побывал в своем
знаменитейшем африканском сафари. В память об этом путешествии В.
Городецкий издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника»,
собственноручно украшенную рисунками и фотографиями. Последние
годы жизни Городецкий провел в Польше и в Иране, где он был приглашен
на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских
железных дорог. Он проектировал в Тегеране первый вокзал, а также
дворец для шаха. Умер он в Тегеране в 1930 году. В
Киеве именем Городецкого названа улица, ведущая от дома с химерами к
Крещатику. На ней есть дома, спроектированные Городецким. А в Пассаже
есть памятник, где этот замечательный киевлянин сидит с чашечкой кофе
и хитро прищурившись, смотрит на прохожих.
Фотографии Киева здесь