Санкт-Петербург — что смотреть
Развод мостов: где и как?
Развод
(разводка) мостов - главная достопримечательность белых ночей в
Петербурге.
Как лучше увидеть это действительно удивительное
зрелище, чтобы потом не было мучительно больно за упущенную
возможность и бесонную ночь? Для этого есть две возможности - водная
и сухопутная. Речь пойдет о сухопутной.
Прежде всего ознакомьтесь
с графиком (лучше с последними изменениями) и учтите, что следует
иметь запас времени: разводка может начаться на 15-20 минут раньше
срока, в прошлом году такое систематически случалось с Дворцовым
мостом. Затем определитесь, где вы будете смотреть. Наиболее
предпочтительные варианты следующие:
1.Дворцовый мост. Плюсы: это
самое известное, "классическое" зрелище. Самый центр
города.
Минусы: очень много народа. Чтобы занять удобную позицию,
приходите заранее.
2.Троицкий мост. Плюсы: разводится один пролет,
а не два (в отличие от Дворцового), и разводящаяся часть находится
очень близко от берега, нависая почти над головой. Мне это вариант
показался самым впечатляющим.
3.Троицкий мост с Петроградской
стороны. Плюсы: можно стоять не на берегу, а на самом мосту очень
близко от разводящейся части - буквально на краю пропасти. Сама не
была, только смотрела с другого берега, давно хочу попасть.
Минусы:
до утра придется проводить время на Петроградской
стороне
4.Благовещенский мост. Плюсы: разводится также, как и
Дворцовый мост, но народу существенно меньше.
После разводки стоит
не уходить от Невы сразу, а посмотреть, как начнут проходить по Неве
корабли: это красивое зрелище.
Если вы собираетесь гулять всю ночь
то учтите, то какие-то мосты сводят ненадолго и затем разводят
вторично, и вы имеете возможность посмотреть еще один развод и если
есть желание, перейти на другой берег. Самое лучшее, если это
происходит с Дворцовым мостом: тогда его знаменитый развод можно
посмотреть без такого столпотворения.
Бывает несколько дней - по
праздникам и важным мероприятиям - когда мосты разводят днем. Я знаю
один такой день - первое воскресенье июля, но есть и другие.
Удачных
прогулок!
Web-адрес: www.razvodka-mostov.ru/
Экскурсия по малым рекам и каналам Петербурга
Это
наверное самая популярная экскурсия в Петербурге - и заслуженно. Она
проводится в разных вариантах в зависимости от начальной точки
маршрута. Маршрут как правило длится около часа, включает прогулку по
Мойке, Фонтанке, каналу Грибоедова, Зимней канавке и небольшой выход
в Неву.
Эти экскурсии организуют самые разнообразные фирмы и
фирмочки, поэтому кораблики тоже разные, побольше и поменьше, только
открытые и имеющие закрытую часть. Качество самой экскурсии тоже
очень разное, чаще всего повторяется стандартный заученный текст.
Неизменна лишь красота Петербурга, которая производит сильнейшее
впечатление в этого довольно неожиданного ракурса - снизу и с воды.
Самые большие корабли и по некоторым данным, самые профессиональные
экскурсоводы - на пересечении Невского и Фонтанки.
Собирающимся на
экскурсию стоит одеться теплее (некоторые кораблики обеспечивают
одеялами). При выходе в Неву в ветренную погоду возможна качка.
Адрес: Основные точки начала маршрута - пересечение Невского проспекта с Фонтанкой, каналом Грибоедова и Мойкой, причал около Эрмитажа, набережная Мойки около Михайловского сада, но есть и другие.
Зоологический музей: Достойный сосед Кунсткамеры
Зоологический музей известен гораздо меньше, чем соседняя Кунсткамера. А зря: впечатление он производит сильное. Прекрасное старое здание (на Стрелке, соседний дом с Биржей, рядом с Ростральной колонной). Замечательные виды из окон (правда очень пыльных). Куча старых экспонатов, которым 100 лет и более. В общем - нечто с совершенно особым духом и стилем. Самый потрясающий экспонат - 27-метровый скелет кита. На "галерке" смешались в кучу пыльные поблекшие подписанные пробирки. Чего там только нет... Из запомнившегося - "язык черепахи" и "собачье сердце". Дальше бесконечная галерея, набитая скелетами, чучелами, кусками непонятно чего. Натуральный мамонт с облезшей шерстью и откусанным хоботом. Чучела одних зверей, поедающих других зверей. Гулкие старые коридоры. Многие старые экспонаты уже выцвели и кажется покрыты пылью веков. И среди всего этого с восторгом бегают и фотографируются (фотографирование бесплатно) детишки возраста детсадовского и выше. Не знаю, как переваривают все это детишки, а я вскоре дезертировала в раздевалку
Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 1
Как добраться: Станция метро "Василеостровская"
Телефон: (812) 328-01-12
Web-адрес: www.zin.ru/museum/index.html
Мраморный дворец (филиал Русского музея): Современность в дворцовых интерьерах.
Основное направление
экспозиции Мраморного дворца - современное искусство, к которому
отношение бывает... скажем так, весьма разным. Поэтому посещение
категорически не рекомендуется тем, кто его не приемлет. Для тех, кто
приемлет, скажу, что в основном представлен разнообразный соц-арт,
постмодернизм и т.п. Есть поздний Пикассо.
Большая честь
пространства отдана выставкам - как современным, так и классическому
изобразительному искусству. Для любителей дворцов - мраморный зал и
великолепная лестница. Также хочется упомянуть прекрасный вид на Неву
и Петропавловскую крепость. Фотографирование - за отдельную плату
Адрес: Миллионная ул., 51
Как добраться: От станции метро "Гостиный двор" автобусом № 49; пешком по набережной Невы или через Марсово поле
Web-адрес: www.rusmuseum.ru/museum/complex/mram_palace/history_building/
Музей Императорского фарфорового завода: Почти три века фарфора
Российский фарфор - один из первых в
Европе, его история насчитывает почти три столетия: Императорский
фарфоровый завод (называвшийся тогда Порцелиновой мануфактурой) был
основан в 1744 году. История музея - ровно на 100 лет моложе: он был
основан как музей при заводе в 1844 году. В конце XIX века император
Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи
исполнялись на заводе в двух экземплярах — один должен был
оставаться в музее завода. Эта традиция регулярного пополнения
заводского музея была сохранена и позднее.
Начиная с 2003 года
заводская коллекция приобрела статус музея - филиала Эрмитажа - и
стала общедоступной.
Экспозиция музея охватывает только
дореволюционный период, причем продукцию не только Императорского
завода, но и других известных зарубежных фарфоровых заводов, а также
коллекция художественного стекла, материалы по истории фарфора.
В
одном доме с музеем находится галерея современных работ, где
представлены современные изделия, многие из которых тоже представляют
интерес. Есть например Шемякин.
Адрес: пр. Обуховской обороны, 151
Как добраться: метро Ломоносовская
Web-адрес: www.opeterburge.ru/index_55_59.html
Памятник Петру I в Петропавловской крепости: Петр, непохожий на себя
Памятники работы Шемякина сбивают с
толку, вызывают смутное недовольство - а иногда и явное (против
установки в Москве памятника "Дети - жертвы пороков взрослых"
выступала общественность). Однако Петр, установленный в 1991 году в
Петропавловской крепости - там, где Петр основал город, названный его
именем - протестов не вызывает: он вошел в число
достопримечательностей Петропавловки, на него ходят смотреть, у него
на коленях фотографируются.
И тем не менее, памятник совершенно
необычный, тем более, для города, где стоит Медный Всадник. Где
величественная осанка, гордая шевелюра и пронизывющий взгляд "Отсель
грозить мы будем шведу"?
Этот одержимый безумец с
непропорциональным телом, с пальцами, шевелящимися наподобие змей, и
малюсенькой головой и есть царь?
И все-таки глядя на памятник
понимаешь: есть в нем правда про Петра, залакированная последующими
мифами.
Редкий случай: памятник заставляет задуматься.
Адрес: Петропавловская крепость (вход на территорию бесплатный)
Web-адрес: www.spbmuseum.ru/peterpaul/
Сфинксы на Университетской набережной: Солнце Египта на берегах Невы
Сфинксы - самая старая
достопримечательность Петербурга: им около трех с половиной тысяч
лет. Они представляют собой статуи фараона Аменхотепа III,
обнаруженные в 1829 году при раскопках в Фивах в Египте. Вот как
характеризовал их руководитель раскопок грек Янис Атанази: "Это
самая настоящая каменоломня статуй, в которой по какому-то
непредвиденному случаю, они были собраны, словно в священном подвале,
в ожидании нового появления на свет всего этого исчезнувшего
великолепия. Среди этого дебриса еще и сегодня виден сфинкс из
розового гранита, около 20 ступней в длину, прекрасной сохранности и
самой прекрасной работы; это самый нетронутый памятник из всех
подобных ему, существующих сегодня". Потом был найден и второй
сфинкс.
Сфинкса отправили в Александрию, где им заинтересовался
русский офицер Александр Муравьев. Решение о покупке принимал лично
император Николай I после консультации с Академией художеств; сфинксы
обошлись в немаленькую даже для царской казны сумму в 64 тысячи
рублей. Они прибыли в Петербург в 1832 году и в 1834 были установлены
на специально для них оборудованной набережной напротив здания
Академии художеств.
Каждый сфинкс весит 23 тонны, имеет 5,24 метра
в длину и 4,50 метра в высоту. На груди, меж передних лап сфинксов и
по всему периметру памятников вырезаны иероглифические надписи.
В
2002 году впервые за всю историю памятников был осуществлен научный
проект по реставрации сфинксов. В последнее время все чаще раздаются
голоса, что подобные шедевры древнего искусства требуют немедленного
перемещения в музей; их историческое место на набережной Невы могли
бы занять копии. Но пока сфинксы все еще взирают на нас со своим
тысячелетним спокойствием.
Адрес: Васильевский Остров, Университетская набережная, у дома 17
Как добраться: От метро Василеостровская выйти к Неве или от Стрелки Васильевского острова пройти вдоль Невы 15-20 минут
Web-адрес: victorsolkin.livejournal.com/120951.html
Сфинксы М.Шемякина: Жертвам политических репрессий
Сфинксы работы скульптора Михаила
Шемякина были установлены в 1995 году напротив (через Неву)
знаменитой Петербургской тюрьмы "Кресты", куда в годы
Сталинских репрессий привозили ленинградцев. Многие из ни не
вернулись... Где-то в этих местах "где стояла я триста часов И
где для меня не открыли засов" просила (в поэме "Реквием")
поставить ей памятник Анна Ахматова, чей сын прошел через "Кресты".
Памятник представляет собой смотрящих друг на друга сфинксов,
одна половина лица которых - лица прекрасных женщин, другая -
страшный оскал черепа. Впечатляющее зрелище, надо сказать... Между
сфинксами - композиция из четырех гранитных блоков с проемом,
пересеченным крестом, напоминающим тюремное окошко. По периметрам
гранитных постаментов — медные таблички, на которых
выгравированы строки из произведений Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А.
Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю.
Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского.
Этот
памятник - дар скульптора Шемякина родному городу.
Адрес: Набережная Робеспьера, напротив дома 10
Как добраться: метро Чернышевская, пройти по просп. Чернышевского до набережной, затем направо.
Египетские ворота в Пушкине: Фараоны в Царском селе
20-е - 30-е годы 19 века прошли под знаком "моды на Египет". Именно тогда в Петербург были привезены сфинксы из Фив, а Египетская тема часто использовалась в архитектурном оформлении города и пригородов. Наверное самым монументальным сооружением, созданным на волне этой моды стали Египетские ворота, построенные в 1827-30гг. на въезде в Пушкин по проекту архитектора А. А. Менеласа. Ворота богато декорированы скульптурными изображениями на Египетскую тематику. Карнизы украшены изображениями солнечных дисков, змеиных голов и жуков-скарабеев, являвшихся священными для египтян. Наружные стены облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта Египта. Ворота - выдающееся произведение русского архитектурного искусства и художественного литья.
Адрес: Пушкин, Петербургское шоссе
Как добраться: Метро Московская, маршрутные такси на Пушкин, сойти на въезде в город, когда увидите ворота.
Мозаичный двор: Радостный двор
Это удивительное место спрятано среди "анфилады" дворов у набережной
Фонтанки вблизи Прачечного моста. Если открыты ворота с набережной -
попадаешь туда сразу, если закрыты - надо заходить с улицы Чайковского
и долго блуждать, раздумывая, не обманули ли те, кто давал "наводку".
Официально это называется "Двор малой Академии искусств", которая здесь
находится. Дети приобщаются к высокому по специально разработанной
программе под руководством художника В.В.Лубенко - и уже не менее 10
лет заполняют двор ни на что не похожими мозаиками и скульптурами.
Описать трудно, лучше смотреть фото, а еще лучше - придти в это
необычное место.
Идеология художника, возглавляющего Малую академию, запутанна и
неординарна. Про него ходят нехорошие слухи - что дескать он зомбирует
детей и травмирует их. Жаль, если это так. Но двор, невзирая на это
дарит радость тем, кто туда пришел.
См.также Другой
Петербург. Мозаичный двор.
А на острове создали судоремонтный завод, и поскольку постоянного
соединения с сушей не было (только катерами и паромами, до появления
тоннеля в 1983 году), стали строить жилые дома для его работников.
Потом появилась огромная станция аэрации. При советской власти здесь
была закрытая зона, куда посторонним было не попасть. Сейчас по тоннелю
ходит автобус и несколько маршруток к разным станциям метро.
Форма острова неоднократно менялась, сегодня он имеет около 5
километров в длину и несколько сотен метров в ширину.
На сегодня на Канонерском перемешаны несколько домов барачного типа,
хрущобы, позднесоциалистические коробки, пара домов поновее, несколько
магазинчиков, бассейн - все это довольно обшарпанное. Здесь же виды на
доки и корабли в ассортименте - и огромные пустые пляжи (кажется даже
есть какой-то относительно оборудованный), красивые виды на море и
корабли, а также огромные для многомиллионного города пустые
пространства. Лучшие виды - с косы на оконечности острова.
См. также Другой
Петербург. Канонерский остров
Петербургская мечеть - самая большая в Европе, самая северная в мире
и до недавнего времени - самая большая в России. Она может вместить
5000 человек. Инициатором ее создания был эмир Бухарский, а за
"образец" была взята мечеть Тамерлана Гур-Эмир в Самарканде.
Заложена мечеть была в 1910 году, официально открыта в 1913, а
полностью достроена лишь в 1920. В 1931 году была закрыта, а помещение
отдано под склад, а с 1956 года вновь стала мечетью. Причиной тому стал
визит в СССР президента Индонезии. Он увидел здание мечети в Ленинграде
и выразил желание посетить ее для молитвы. Его просьбу тогда, конечно,
не могли удовлетворить, но зато спустя несколько месяцев в
ленинградской мечети снова были возобновлены богослужения.
Необычайную красоту мечети придают изразцы работы выдающегося керамиста
Петра Ваулина.
В центральном корпусе располагалась домовая церковь Спаса целителя,
для которой было создано панно в технике майолики "Богоматерь с
младенцем". Это самая ранняя в Петербурге монументальная керамическая
композиция и одна из первых больших работ Петрова-Водкина. Отливали
панно в Лондоне.
Именно это панно, хорошо видное на здании института, представляет
сегодня наибольший интерес для туристов.
В здании находится филиал Академии правосудия и другие организации.
Типовой вестибюль станции метро "Горьковская" был закрыт на
реконструкцию в 2008 году. Перед авторами проекта стояла задача
увеличить площадь вестибюля (в результате она увеличилась втрое) так,
чтобы он при этом остался на старом фундаменте. Вестибюль строился,
потом частично (под покровом тайны) переделывался, проектирование и
строительство шли практически одновременно; станция открылась в декабре
2009 года с недоделками и наконец предстала в законченном виде... в
форме модерновой летающей тарелки. А внутри находится нечто розовое -
арт-объект, призванный изображать лунный кратер, но прозванный в народе
"выменем", потому что именно с ним прежде всего возникают ассоциации.
Вот такая станция находится рядом с Петропавловской крепостью...
Это пространство между домами в свое время было спасено от застройки
с участием замечательного композитора Андрея Петрова (1930-2008). В
2008 году здесь открылся сквер его имени. Оформление - простое и в то
же время неожиданное, в основе его - несколько небольших скульптур
скрипок различной формы, а также натянутые веревки, которые по-видимому
изображают нотную бумагу. В оформление гармонично вписываются
немногочисленные деревья и стены окружающих сквер домов.
В сквере проводятся различные музыкальные мероприятия; здесь сажала
деревья губернатор Матвиенко и пел Юрий Шевчук.
Каменноостровский проспект недооценен туристами (про местных жителей
не знаю): по красоте зданий и целостности архитектурного ансамбля он
вряд ли уступит Невскому. Архитектура модерна представлена здесь во
всем богатстве и разнообразии. Но возможно самый гармоничный - ансамбль
Австрийской площади.
Пять домов образуют круг, рассекаемый пересекающимися улицами. 4 из них
построены в 1899-1907 гг. Пятый дом построен совсем в другое время - в
середине 20 века, но он не нарушает замечательный ансамбль.
Площадь получила свое название в 1992 году за сходство архитектурного
стиля с Веной. Ничего австрийского на ней к сожалению нет.