Мини-рецензии

В этом разделе я собрала свои мини-рецензии – в основном (точнее, за единственным исключением) на кинофильмы. Они появлялись на разных интернет-форумах (существенная часть их осталась ненайденной в дебрях этих самых форумов), поэтому как правило кратки, иногда полемичны (если появлялись в ответ на чьи-то реплики), но тем не менее, показались мне заслуживающими того, чтобы собрать их в одном месте.

Стоящая рядом с каждым названием дата – это время написания рецензии, которое часто не совпадает с временем просмотра и тем более – с годом выпуска фильма.

Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину (август-2009)

Фильм, где "о чем" менее важно, чем "как", а интонации и нюансы важнее, чем сюжет и последовательность (сюжета на мой вкус даже был некоторый переизбыток, если бы событийную часть местами сократить, фильм бы только выиграл). Поэтому я тоже напишу сумбурно и непоследовательно. Но если все же два слова о сюжете, то это фильм о том, чего не было: о том, как поэт Иосиф Бродский вернулся в "свой город, знакомый до слез" . Слезы и были. Правда мои...

Фильм-ностальгия. Ностальгия по родному городу - и снят Петербург так, как я еще никогда не видела - и в то же время таким, каким знаю, люблю безумно и болезненно и тоскую подспудно. Невероятным, вневременным - и во всей абсурдности современности, где над гладью каналов, выверенностью архитектуры и строками Бродского царит вывеска "Восстановление волос" Ностальгия по собственному детству, которое прекрасно в нереальности воспоминаний, несмотря на неприглядность коммунального быта (а может быть благодаря ему?), показанного достоверным и одновременно прекрасным. Ностальгия по умершим родителям - умершим одиноко, вдали от единственного сына. Ностальгия, смешанная с виной без вины за эту одинокую и бедную старость, за то, что не был с ними.

Это о Бродском? Или о каждом из нас? Во всяком случае обо мне.

Ностальгия (уже моя личная) о любимы актерах, которых уже не помню сколько не видела. Я кажется рада была бы видеть Юрского и Фрейндлих если бы они вообще ничего не играли - просто смотрела бы на них и радовалась как встрече со старым и любимым знакомым. Фрейндлих постарела безумно, я такой ее не видела и не знала, а Юрский кажется вообще не изменился с тех времен, когда я его видела (чтобы я помнила, когда же это было? давно...).

Ностальгия по родине, мне по счастью не знакомая, но такая понятная... Одна из самых сильных для меня сцен - богатый ресторан, холеные, успешные, веселящиеся, довольные люди. Они поют песню, и им вторят по телефону жители той самой коммуналки - небритые, испитые, убогие, усталые, бедные. И кто знает, согласились бы посетители ресторана на Брайтон-Бич обменяться с ними судьбой? Почему-то мне кажется, что согласились бы многие.

Ранее неизвестный мне режиссер (бывший мультипликатор) Андрей Хржановский и хорошо известный (Господин оформитель, фильмы Сокурова) сценарист Юрий Арабов создали тот самый сплав жизни с нереальностью, что открывает душу нараспашку, когда уже не знаешь, плох фильм или хорош и о ком собственно печаль - о герое или о себе.

Обитаемый остров (январь-2009)

М-да, посмотрела я это... А что еще остается делать, если чуть ли не две недели выходных, а на улице мороз?

Фильм рассчитан на дебилов (пардон), которых надо поразить маштабом, спецэффектами, драками, громкими звуками и мельтешащими кадрами. Типажи героев неплохи, но это именно типажи - маски, за которым нет содержания. Пейзажи вроде бы потрясающе красивы, но... не впечатляют, хочется воскликнуть "фотошоп" (не знаю, как называется видеоаналог фотошопа). Местам вспоминается бессметрная Кин-Дза-Дза (действительно похоже), но... там было живое, а тут... какое-то ненатуральное, что ли. И вообще все несколько более глобально (многолюдно, многоэтажно, технологично) чем предствлялось, когда я эту вещь читала.

Потому я согласна со Стругацким, утверждавшим, что массовый зритель антитоталитарной направленности (и вообще хоть какого-то идейного содержания) не заметит: все утонет в спецэффектах и драках. А как можно считать ЭТО лучшей экранизацией (а ведь было в прессе со слов Бориса Натановича), когда есть Сталкер или хотя бы пустые, но вполне милые, разошедшеся на афоризмы Чародеи... если честно, у меня возникло недостойное подозрение, что сказано было за деньги.

Если же все-таки попытаться выудить некие крохи мысли из драк и компьютерной графики, то во-первых, аллюзии будут не факт, что с проклятой Америкой. Уж очень знакомы интонации теледикторов... и не только. Во-вторых, резанул диалог (по памяти). Почему мы воюем? А потому что они нас ненавидят. А почему они нас ненавидят? Потому что раньше мы были одной страной, а теперь у них независимость. Вам это ничего не напомнило?

Вообще мысль об абсурдности взаимной ненависти - одна из немногих, которая в фильме воплощена достаточно развернуто. Но... ближе к концу выясняется, что во всем виноваты некие трансляционные станции, которые зомбируют народ, лишают его самостоятельности мышления и внушают ему все, что требуется. Понимаю, что так было у Стругацких (вещь читана давно и забыта почти полностью), но... если бы все было так просто... если бы нас зомбировали и лишали самостоятельности с помощью техники, которую можно порушить...

В общем, долой мейнстрим в кинематографе

И последнее. Фильм снят частично из госбюджетных денег... То есть, вполне себе провластный проект.

Стиляги (декабрь-2008).

Режисер Валерий Тодоровский.

Пошли наобум, польстившись на фамилию Тодоровского-младшего (ни одного его плохого фильма я не видела, а "Страна глухих" запомнилась надолго) и невнятную ремарку о том, что в фильме звучит музыка 80-х-90х годов. Уже перед сеансом, после изучения афиши с голой бабой и развеселой молодежью возникло стойкое желание повернуться и уйти. Ох, - сказала я, - гламур, мальчики-мажоры. Ну ладно, деньги уплочены, в случае чего - уйдем.

Фильм оказался не просто хорошим, а очень хорошим. Потому что та демонстрация богатых тряпок и культа потребления, которая сейчас мейнстрим и от которой порой тошнит, во времена действия фильма (середина 50-х), была маргинальностью, протестом, неслыханной дерзостью - за нее можно было вылететь из института и хуже. А размалеванные и крикливо одетые мальчики и девочки - по сути предки нынешних маргиналов, сражавшиеся против серости и убожества тогдашней жизни.

"Стиляги" - мюзикл, но на весьма странном материале - как музыкальном, так и сюжетном. Музыка - из другой эпохи - звезды русского рока - Браво, Ноль, Сукачев, Наутилус, Кино, Чайф, Машина времени, Зоопарк (это то, что было узнано). А поют и танцуют под это не только красиво одетые стиляги, но и обитатели коммуналок, посетители и продавцы пивной, студенты Университета - в общем все социальные слои Москвы 50-х, вплоть до дипломата Янковского, бьющего чечетку. Блистательный Гармаш на фоне коммунального быта, "Скованные одной цепью, связанные одной целью" единообразно-серые студенты МГУ, голосующие за исключение из комсомола своего товарища – стиляги. - это надо видеть. Потешно (местами смешно до невозможности), точно, страшновато (сюжет по большому счету не такой уж и веселый) и дает то самое отстранение от реальности, которое позволяет создать легкий фильм на отнюдь не легком материале.

В финале герои в свои стиляжных одежах 50-х идут по Тверской (она же Бродвей, она же Пешков-стрит) среди неформалов 21 века - лохматых, драных, с панковскими гребешками, в невообразимых прикидах. И еще раз понимаешь, что тяга к протесту, стремление вырваться из повседневности присуща молодости всех времен и народов. И хотя формы ее проявления могут шокировать и пугать старшее поколение или конформистов-сверстников, так было, есть и надеюсь будет.

Бумажный солдат (декабрь-2008)

Режиссер Алексей Герман-младший. В главной роли - Чулпан Хаматова.

Очень горький фильм. Фильм - ниспровергатель мифов.

Март-апрель 61-го. Байконур. Подготовка к первому полету в космос. Будни интеллигенции эпохи оттепели. Напрашиваются штампы из "Июльского дождя", "Укрощения огня", "Девяти дней одного года". Энтузиазм, надежды, подвиги, гитара, строки Окуджавы...

Нет, ребята, все не так... Хотя гитара и строки Окуджавы имеют место.

Уже бесснежная, но еще не зазеленевшая степь. Убожество быта в грязи, слякоти и неустройстве. Поблизости лагерь для жен политзеков, из которого состарившиеся в нем бабки не хотят выходить в неизвестную им жизнь. У главных героев в таких лагерях погибли родители - страна еще толком не очухалась от лагерного прошлого, хотя герои ведут разговоры о свободе. Быт на Байконуре несильно отличается от лагерного в лучшую сторону.

Молодые здоровые парни - будущие космонавты. Несильно отличающиеся от подопытных лаек - прежде всего тем, что вероятность выжить у них невелика - из семи пробных запусков взлетели пять, а приземлились три. Но в отличие от лаек они понимают расклады своей участи и страшатся ее.

И главный герой, снедаемый конфликтом. Его душа жаждет свершений и светлого будущего, понимания того, что все не напрасно, все - ради великой цели - как оправдания опустошительной действительности. А врача и человека изводит тревога за этих ребят и их судьбу. Одного из них - самого снедаемого страхами за свою жизнь, он уговорил, только что не приказал статься в отряде, и именно ему - ирония судьбы - уготована участь первого "подопытного кролика - космонавта". Ничего героического, а просто очень страшно.

Оправдались ли надежды героев, если смотреть на них из сейчас - почти полвека спустя? Стоит ли наше сегодняшнее их чаяний, тревог, жертв?

И вообще было ли все так, как видится создателям фильма? Или это поклеп на самые возможно светлые страницы советской истории?

На этот вопрос каждый отвечает сам.

Кстати, фильм получил два приза на Венецианском фестивале: за режиссуру и за операторскую работу.

Собственно, я пошла на него, после того, как проходя мимо кинотеатра один кадр на рекламе увидела. Увидев, поняла, что хочу смотреть.

Исчезнувшая империя (февраль-2008)

Просто хороший фильм Карена Шахназарова. Этот режиссер очень разнообразен по стилистике, а также по качеству (в моем представлении) своих фильмов, автор двух (опять же на мой вкус) просто шедевров - Город Зеро и День полнолуния, поэтому его новый фильм, да еще из эпохи начала 70-х, да еще в холодную погоду (не погуляешь) может сподвигнуть на поход в кино.

Фильм очень интересно смотреть поколению Шахназарова "плюс-минус", то есть, тем, кто хорошо помнит эпоху 70-х (действие фильма в 73-74 году) и был в те годы относительно молод. Ибо фильм нарочито стремится к подчеркиванию и узнаваемости "деталей быта", которые можно сверить с собственными воспоминаниями и попытаться поймать авторов на неточности. Оказалось, что чаще приходилось "ловить" собственную память - да, вроде бы примерно так и было, но начисто забыто и удивляет тем, что мы именно ТАК (по сравнению с тем, что бросается в глаза сегодня - достаточно неярко и убого) жили. Но вот это неторопливое и пристальное внимание к деталям - одна из прелестей просмотра.

Да и фильм в целом нетороплив, нединамичен и чем-то напоминает советские фильмы той же эпохи. Возможно даже показался бы в целом скучноватым, если бы не "фирменный" Шахназаровский "выход в другое измерение" (не во всех фильмах есть, разное место занимает, но ради него я на Шахназарова и хожу). Всего-то наверное минут пять почти в самом конце, да намеками (которые только к концу делаются понятными) еще в нескольких местах - но придает фильму более глубокий и тонкий смысл. Пересказывать не буду - может кто посмотреть выберется. Скажу только, что то, как пишется в аннотациях - что дескать исчезнувшая империя - это про СССР и что от атмосферы фильма веет близким распадом этой страны - в лучшем случае не совсем так.

Не знаю, понравится ли молодежи и тем, чей вкус уже адаптировался к американскому кино. Мне - понравилось.

Ирония судьбы. Продолжение (декабрь-2007)

Легкого просмотра не получилось.

Смеялась, но пару раз слезы наворачивались.

Фильм получился свиданием со своим -надцатилетием - временем первого просмотра первой Иронии, воспоминанием о собственной молодости, жажде любви и романтики под гитарные переборы, об отчаянной надежде на то, что все это суждено и тебе, какая бывает только в эпоху -надцатилетия. Знакомый-перезнакомый, заезженный памятью оригинал таких эмоций (да и вообще кажется уже никаких эмоций) вызвать не может. А вот эта Ирония - вызвала.

Честно скажу, не знаю, насколько плох или хорош фильм. Могу только сказать, что в моем лице он нашел благодарного зрителя, вживавшегося в его перипетии и ни разу не "вывалившегося" из этого состояния ради отстраненного мнения или трезвой критики (допускаю, что было за что). Зрителя, нашедшего тропку к казалось бы напрочь забытым чувствам, бередившим душу времен первой Иронии, как личную истину воспринявшего слова героев о том, что чувства живут в нас всегда.

Вместе с тем фильм абсолютно в своем времени, что усугубляет мысли о том, как давно был тот самый новогодний просмотр 76-го. И слова о том, что все надо делать вовремя, а не ждать годы и десятилетия, тоже звучат по твою душу. И хэппи-энд не внушает оптимизма (особенно если сопоставить хэпп-энд первой Иронии с тем, как сложились, согласно второй, судьбы героев потом), однако оставляет надежду, что если так многое пробудил это просмотр, то может быть все-таки это неспроста...

Вот такой странный оказался фильм...

Дневники мотоциклиста (декабрь-2007)

Наконец добралась до давным-давно задуманного к просмотру фильма "Дневники мотоциклиста". Фильм вряд ли на слуху, шел пару лет назад третьим экраном.

Фильм стоит посмотреть тем, кого будоражит ветер странствий. Южная Америка глазами двух друзей (химика под 30 с непонятным прошлым и недоучившегося медика) из конца в конец - от Буэнос-Айреса до Венесуэлы: на мотоцикле, плоту, пешком и автостопом. Асфальт и бездорожье, степи и горы, перевалы и горные реки, города и рудники, снег и пустыня, Амазонка и захватывающее дух даже при весьма хилой "картинке" Мачу-Пикчу. Лица, лица, лица - тех, кому не до романтики дорог, кто просто живет и выживает в не очень дружелюбном к ним мире.

И очень неожиданный образ главного героя, чья фамилия на слуху, хотя как выяснилось я ровным счетом ничего о нем не знаю. Че Геварра в облике нежного, уязвимого, болезненного (астма) 23-летнего юноши - это сильно. И этот юноша впитывает людское горе, которое в избытке видит за время путешествия.

Может быть, действительно революции делаются теми, кто стремится спасать человечество?

Какой-то очень человеческий фильм.

Хотя наверное не шедевр.

Изгнание (октябрь-2007)

Фильм хороший. Очень.

Я как увидела первые кадры - так и поняла, что я хочу это просто смотреть Что я готова долго-долго смотреть на эту едущую машину и мне совсем неинтересно, куда она приедет. И бОльшую часть фильма драматический сюжет мне больше мешал - я хотела просто смотреть на этих людей, этот дом, эти пейзажи.

По сути сюжет я стала воспринимать только после последнего монолога героини, который все расставил по местам. И стало ясно, что все в фильме гармонично. И что фильм с таким сюжетом можно было снимать только так - вне времени и пространства. Постому что если рассматривать его как житейскую историю, то героиня ни одного доброго слова не заслуживает. А вот если как притчу вне пространства и времени, то получается тонкая и важная история о непонимании. История, которая созвучна многим. К сожалению.

Сочинение ко дню победы (май 2007)

Я глубоко благодарна моему ровеснику Сергею Урсуляку за то, что он снял этот фильм. За его искреннюю теплоту, благодарность и трепетное отношение к старикам, которых мы недостаточно ценим 364 дня в году. За то, что снял Ефремова и Ульянова, которых уже нет с нами и замечательного Вячеслава Тихонова.

За то, что снял последнюю сцену - ИМХО самую сильную в фильме. Где ветераны просто проходят перед камерой, смотрят нам в глаза и тихо кланяются.

Скольких из тех, кто снимался тогда, сегодня уже нет с нами?

Низкий поклон...

Питер-FM. (Март 2007)

Смотрела с некоторым предубеждением - отрицательным, пошедшим еще с тех времен, когда всюду висела реклама, из которой совершенно невозможно было понять, за что мы должны любить и уважать этот фильм.

Но люблю Питер и хотелось "легкого жанра", поэтому хоть и не в кино, а посмотрела.

И - понравилось Хотя первые минут десять резко не нравилось: герой казались ожившими фотографиями глянцевых журналов. Но город - живой и великолепно снятый - постепенно "вытянул" весь фильм. И я вдруг увидела и негламурные кеды героя и живость их пробежек по городу и правдивость мелькающих лиц и достоверность персонажей мини-ролей.

В общем, легко, приятно, прекрасный город, совсем непошло, а местами тонко.

Остров vs Даниэль Штайн. Субъективно. (январь-2007)

Странно, что их вроде бы еще никто на сопоставлял. Ведь само напрашивается.

Появились - в магазинах и на экранах - почти одновременно. Один из самых громких российских фильмов последнего времени и последний роман одного (одной?) из популярнейших современных российских писателей (кто не знает - Людмила Улицкая). В центре обеих - фигура человека, посвятившего себя богу и истово ему преданного, но находящегося в сложных и скорее антагонистических отношениях с "официальной" религией и религиозными властями. Путь обоих к богу начался в годы войны. Есть и еще некоторые совпадения, вплоть до чудесных исцелений и там и там.

Остров многие считают уникальным и удивительным фильмом - причем не столько об отношения с богом, сколько об общечеловеческих проблемах. Именно тем фильмом, который нужен нашему обществу, погрязшему в низком и не привыкшему к серьезным фильмам (а тут пошли, посмотрели, прониклись высоким и чистым - ура!). Меня же фильм - нет, не оставил равнодушной, скорее отдавая дань прекрасной актерской игре (в основном главного героя) и впечатляясь некоторыми сюжетными линиями, в целом я этот фильм просто-напросто - отторгла, что ли. Он был мне откровенно неприятен своей истовой религиозностью и той моралью, тем стилем жизни, той системой ценностей, которые эта религиозность утверждала. Что делать, - решила я - издержки атеистического детства и молодости... Не придти мне к согласию ни с богом, ни с теми, кто его чтит.

Даниэль Штайн как я понимаю, большинство читателей оставил равнодушным - или близко к этому. Те рецензии, которые я нашла, сводятся к добросовестному пересказу сюжета. Обидно, потому что для писательницы, как это ясно из текста, это главный роман, к которому она шла много лет. Я же оказалась тем (боюсь) меньшинством, которые безоговорочно приняли роман (наверное так же восторженно и некритично, как многие приняли Остров). Для меня он оказался ответом на вопросы, которые я даже не то, чтобы не могла найти, а просто не задавала, потому что не приходило в голову их задавать.

Я наверное представляю собой образец русскокультурной еврейки, знающей два-три слова на идиш и ни разу в жизни не зашедшей в синагогу. Воспринимавшей Холокост как трагедию, не имеющую лично ко мне особого отношения. Безоговорочно считавшей своей родиной Россию и если задумывавшейся когда-то об эмиграции, то скорее из житейски-колбасных соображений.

Читала - и понимала, что "память предков" наверное все же существует. Что есть мощнейший пласт культуры, который я не знаю (или знала, но проходила мимо), но который принимаю и узнаю как "свой". И это узнавание доставляет непонятную радость и заставляет работать погрязшую в мелочах душу.

Так, у меня какое-то очень личное отношение к Вильнюсу, где я была в детстве и осталась равнодушной, куда я очень стремилась и наконец попала прошлой весной. Не знаю, что меня так завораживала на его улицах. Может быть, та самая "память предков"? Ведь из романа я узнала, что Вильнюс был еврейским центром Восточной Европы и даже назывался Северным (?) Иерусалимом. Читала о Вильнюсе в романе, что-то понимала о себе и о городе и жалела, что не знала раньше.

А бог? Он не вызывал отторжения, более того, было четкое впечатление, что это тот бог, которого я могла бы принять. Потому что для Даниэля Штайна бог неотделим от любви к людям и требует не самоотречения и служения, то бишь соблюдения обрядов и ритуалов, а прежде всего добра и помощи людям и радости, которая так важна в нашей жестокой жизни. И не важно, какие именно обряды ты соблюдаешь и на каком языке обращаешься к богу, если он в твоей душе и ты живешь по его заветам.

Только жаль, что с окончанием романа оборвалась нить, связывающая тебя с чем-то важным. И не с кем идти дальше по наметившемуся пути. Ведь герой - вымысел писательницы, да и его прототипа нет в живых.

И все же я надеюсь, что поеду в Белоруссию, в еврейское местечко, где начинается действие романа (посмотрела по интернету - всего-то полтора часа от Минска). А когда-нибудь попаду в Краков и попытаюсь приблизиться к тем, кто пришел к богу и служил ему именно там - вымышленному Даниэлю Штайну и реальному Каролю Войтыле (он кстати в романе тоже фигурирует). А потом может быть доберусь и до Иерусалима.

Потом. Когда (или если) буду готова.

Как бы пройти этот путь?

Карнавальная ночь-2 (январь-2007)

Придется защищать этот фильм

Первое - жанр. Это не кинофильм, а "новогоднее представление" - вроде памятных многим Старых песен о главном. Соответственно имеет право на рыхлость сюжета, отдельные неудачные номера и прочие атрибуты, неотъемлемо свойственные даже лучшим новогодним передачам. Правда и смотреться должно в поддатом виде и вперемешку с салатами.

Соответственно КН-2 была неправильно поставлена в сетку. Ну не предназначена она для просмотра в трезвом виде. Если через год кто-нибудь не побоится поставить ее собственно на НГ, она будет неплохо смотреться. Во всяком случае я в новогоднюю ночь честно скакала по всем каналам и все, что я видела, было сильно хуже. А уж на первом был какой-то апофеоз бредятины.

И второе - о чем собственно это фильм.

Возвращаюсь к номеру, который для меня даже он один - оправдание всех неудач КВ. Это выход Зельдина - фигуры не менее возможно знаковой, чем сам Рязанов. Ведь вышел - и спел - и даже колесо сделал на выходе (а может у меня галлюцинация была?) - и подарил нам возможность на себя посмотреть - а вы помните сколько ему лет?

Да, этот фильм можно назвать последним парадом старой гвардии. И похожа эта гвардия на героиню Чуриковой в этом фильме (кстати, на мое ИМХО - удача, хотя у великой актрисы и неудачи бывают) - смешная, жалкая, неестественная, не вписывающаяся в новые реалии, временами пошлая - и все же когда-то великая и иногда блистающая осколками былого величия.

Да, ложкари невозможны - но дайте же этим старикам выйти на сцену и получить удовольствие от того, что они снимаются у Рязанова - неужели вы не видели этого удовольствия на их физиономиях? Да, Баталов абсолютно неуместен со своими хорошими стихами - но это можно ему простить за то, что он Баталов. Да, ария ОМОНа - это просто "маразм крепчал" - но какая улыбка у Певцова, когда он маску сдергивает... Да, совсем необязательно режиссеру петь дуэтом со своей женой - но если ему так уж хочется...

А какой был зал... Я углядела Пахмутову, космонавта Леонова, Резника и еще какие-то знакомые рожи мелькали. Наверное неслучайно они пришли на эту съемку, чтобы просто посидеть в массовке и один-два раза мелькнуть в кадре.

В общем, я этот фильм смотреть не собиралась - думала гляну пару раз. Поэтому бОльшую часть начала пропустила. Но после пары пробеганий перед телевизором появилось желание сесть и глянуть более пристально. В результате досмотрела - изнемогая от длиннот и затянутостей. Но не жалею, что досмотрела. Меня - зацепило. Возможно это признак не столько плохого вкуса, сколько подступающей старости

Париж, я люблю тебя (декабрь 2006)

16 режиссеров, 16 киноновелл: грустных, смешных, серьезных, ироничных, коротких и простых, запутанных и непонятных, реалистических, мистических и... сама не знаю каких. 16 новелл о любви - людей молодых и старых, белых, черных, всех цветов и разрезов глаз, достатков и комплекций. Мужчина и женщина, мать и дитя, много неожиданных пар и даже вампиры. Куча звезд в миниролях, не говоря уже об известных именах среди режиссеров.

Париж в фильме многолик, космополитичен, похож и непохож на его растиражированный и широко известный образ (я сама, увы не была, поэтому с личными впечатлениями сравнить не могу). И конечно прекрасен - не случайно наверное последняя новелла - о любви к Парижу и о том, как этот город меняет душу человека.

Фильм смотрится на едином дыхании, невзирая на разность стилей отдельных новелл. После просмотра впечатление светлого и печального умиротворения.

Служебный роман (декабрь-2006)

Любила... пересматривала... какие-то куски помнила чуть не наизусть. Пока...

Пока не посмотрела вполглаза в турпоездке, где фильм этот поставили в автобусе.

В общем, 15 лет рыночной экономики не прошли бесследно.

Первое, на что я обратила внимание - так это то, что из Новосельцева начальник - ну просто никудышный. Кого угодно, хоть ту же Немоляеву, хоть Шурочку - но только не Новосельцева. Как может руководить людьми человек, который при обычных контактах теряет дар речи. А уж кому-то что-то приказать - это уж точно не для него. Если его так легко используют в рабочее время вместо тягловой силы. Да и начинается все со сцены плохо выполненного отчета, так что и профессиональная квалификация под вопросом.

И получается, что основной двигатель сюжета притянут за уши.

И фильм - превосходно снятый - уже не смотрится с былым энтузиазмом.

А потом такой счастливый финал...

А я задаю себе дурацкие вопросы.

Сколько времени просидит Калугина в декретном отпуске? Вряд ли много - жить-то надо, а зарплата у нее явно больше, чем у мужа.

И останется бедный Новосельцев вечной домохозяйкой с тремя детьми - даже если и будет работать, то груз домашних забот все равно на нем будет.

А как же я любила этот фильм.

Все-таки некоторые фильмы нельзя пересматривать

Тигр и снег (апрель-2006) Мой третий фильм Роберто Бениньи.

Фильм идет в Москве второй месяц и безусловно заслуживает разговора.

Фильм "Жизнь прекрасна" наверное все-таки помнят. Три Оскара (и Канны??) как ни крути. Фильм очень сильный, но трагизм истории затмил для меня Бениньи-комика.

Второй фильм я случайно поймала по телевизору. Названия не помню. Пустая комедия. И вот тут можно было вдоволь насладиться игрой Бениньи вкупе с сюжетом, ориентированным именно на демонстрацию его актерского и человеческого потенциала, и понять, что я смотрю на комика высочайшего уровня (даже не знаю с кем сравнить) и получаю от этого почти физическое удовольствие. Поэтому фамилия Бениньи сподвигла на очень редкий для меня поход в кинотеатр.

И вот уже третья история, где актер и режиссер в третий раз разыгрывает практически одну и ту же роль и один и тот же характер (в разных эпохах и обстоятельствах) и один и тот же сюжет - покорение сердца Прекрасной Дамы (ее тоже играет везде одна и та же актриса, жена наверное). Разыгрывает столь упоенно и вдохновенно, что за три раза не надоело, можно смотреть еще.

Фильм не так трагичен и драматичен как "Жизнь прекрасна" и не так легок и искрометен, как комедия с забытым названием. Золотая середина? Не знаю, не уверена. Но потраченного времени безусловно не жаль, а за поднятое настроение я искренне признательна автору.

На поход в кино меня сподвигла еще и тема Иракской войны. Вроде военные темы - штука избитая, но в фильме для меня она оказалась достаточно неожиданной и близкой. Возможно за душу взяла именно обыденность войны - соседство восточного базара и минных полей, богатых апартаментов местного поэта и зачисток (не знаю, как они там называются). Обыденность того, что люди приспособились жить рядом с войной и смертью и порой кажется, что они им даже не очень мешают. Но только кажется... Не знаю, насколько это все достоверно, но снято так, что кажется достоверным и дает какой-то новый ракурс в понимании этой трагической войны.

Вот такой фильм. Жаль, если его действительно почти никто не увидит. В зале было человек 15...

Тимур и его коммандос (никому не известный фильм Игоря Масленникова) (январь-2006)

Или он только мне неизвестен? Наткнулась случайно, изучая что есть в нашей домовой сети. Увидев имя режиссера, скачала. Посмотрели. Три довольных человека с абсолютно разными киновкусами, смеявшихся полтора часа - это что-нибудь да значит. Полноценный фильм замечательного режиссера, хотя конечно не Шерлок Холмс. Чтобы так переиначить бессмертное произведение Гайдара-деда и одноименный фильм на современный лад, вплести отсылки на Гарри Поттера, на собственного же Шерлок Холмса и сделать папу-олигарха (Аркадия Егоровича) похожим на Ходорковского и спародировать его историю, начавшуюся уже после выпуска фильма (2003 год)...

В общем, в очередной раз у меня вопрос: ну почему столько разговоров о гибели российского кино, которые малость поутихли только после финансовых успехов последнего года, а наши замечательные режиссеры продолжают снимать фильмы, о существовании которых почти никто не знает?

Бедные родственники (октябрь-2005)

Вызывает ассоциацию со старой советской комедией - снято в лучших ее традициях. Хотя трагикомедией я бы ее не назвала, трагичность приглушена хэппи-эндом, это похоже скорее не на достаточно грустный Паспорт, а на Джентльмены удачи или на хорошую новогоднюю комедию, где конечно не обойдется без сентиментальности, толики нереальности или даже фантасмагории, и все обязательно кончится хорошо, чтобы мы могли, умилившись, с хорошим настроением перейти к застолью.

Пошла на этот фильм из-за Лунгинской Свадьбы, после которой чту его как режиссера. Это все-таки не Свадьба - та жестче, драматичнее и сильнее, но очень радостное явление в нашем кино. Прекрасные актерские работы, вездесущий Хабенский, давно не виденый Каневский, удивительная бабушка (где-то читала, что ее играла русская эмигрантка, но подробности забыла). Крымская природа (мне показалось, что снимали в Симеизе), которая по сюжету не вполне уместна, но зато радует глаз.

Искусственный разум (март-2005)

Очень мало смотрю американских фильмов, тем более фантастических. Этот стала смотреть из-за ссылок на Кубрика и Космическую Одиссею.

Не могу дать оценку этому фильму. Одно знаю - он цепляет и очень сильно. Оставляя след в памяти надолго. И одновременно оставляя какое-то смутное - то ли недовольство, то ли недоумение. Так что для меня это безусловно - явление.

Странно, но вдруг как раз сейчас стали вспоминать безумно старый и тоже странный (по крайней мере для своего времени) и неоднозначный фильм - Сказку странствий. Подумала и поняла, что след, который они оставили в моей памяти, в чем-то схож. Хотя след от Искусственного разума - пронзительней и непонятней.

Космическая Одиссея-2001 (февраль-2005)

Это один из главных фильмов в моей жизни. Впервые смотрела его в социалистической Венгрии в те времена, когда мы и помыслить не могли, что у нас это пойдет. Что-то наверное к тому времени слыхала, потому что увидев случайно из окна автобуса афишу, приложила кучу сил, чтобы отколоться от группы и все-таки пойти и посмотреть.

Потом смотрела неоднократно. После первого просмотра на нашем ТВ, сказала странную (для себя самой!) фразу: если бы я не увидела этот фильм много лет назад, наверное моя жизнь сложилась бы по-другому"

Только не спрашивайте меня, что я имела в виду под этой фразой и чем кончается фильм. Я это не могу объяснить. Я это просто знаю.

Я вообще-то как мне кажется человек рациональный. Но тут моя рациональность буксует.

Кстати, впервые я смотрела фильм на английском и хорошо поняла только начало и конец, где слов нет , и сцены с компьютером, который говорит медленно и четко. Когда наконец посмотрела с переводом, удивилась, как мало он добавил.

Папа (декабрь-2004)

Не хотела сначала писать, потому что кажется все уже написано. Но уже пятый день стоит перед глазами Машков-Папа в финальной сцене в поезде. Значит, наверное стОит написать.

Фильм посмотрела с большим опозданием, напуганная противоречивостью отзывов. С ожиданиями скорее отрицательными.

Прежде всего, фильм настоящий и фильм цепляет. Цепляет наверное тем сильнее, чем более значима затронутая тема. Но хоть в какой-то степени она наверное значима для каждого, потому что все мы - дети и большинство - родители.

В постсоветском кино получилась трилогия на тему "отец и сын" - Вор, Возвращение, Папа, все три - очень сильных фильма. Может, это дань дедушке Фрейду (тематика-то его, классическая), как компенсация за многолетний запрет его учения?

Цепляющий фильм нет большого смысла разлагать на эпизоды. Впрочем, хорошо, что очень много чего выкинули из пьесы: та была все же немного не о том. Безумно понравился сквозной план рельсов через весь фильм - спасибо оператору. Не понравился взрослый Давид, хотя это кажется профессиональный актер в отличие от мальчика-скрипача, который сыграл "в точку". В отличие от пьесы, герой остается жив, это тоже как-то порадовало, хотя и стало неожиданным: в остальном сюжет соблюден довольно точно, только много выкинуто.

Ну а что еще сказать? Спасибо создателям фильма. И бог с ними, с Оскарами, главное, что есть у нас этот фильм.

Жизнь это чудо (сентябрь 2004)

Этот фильм созвучен нашему зрителю в большей степени, чем любому другому, кроме разве что родных режиссеру жителей бывшей Югославии. Первые кадры - изумительно красивые - просто не верится, что не в Грузии сняты: поросшие лесом горы, овцы, дед в папахе. Да и во всей атмосфере фильма - что-то неуловимо похожее на лучшие грузинские ленты. Но для нас близок и основной пафос фильма - ужас и бессмысленность междоусобной войны, то, как она ломает жизни нормальных людей.

И все же фильм не о войне, хоть она и занимает бОльшую часть экранного времени. А действительно больше всего - о радости жизни - буйной, неудержимой, часто - дикой, иногда грубой, иногда очень жестокой, полной красоты и музыки. В ее отображении Кустурица - непревзойденный мастер. Только если вы раньше не видели его фильмов, надо предупредить: как можно меньше задумывайтесь над тем, где тут правда, где - плод буйной фантазии режиссера, что возможно, что - невозможно. В смеси правды и сказки - неповторимый стиль Кустурицы, то, что меня больше всего привлекает в его фильмах.

Это все же не лучший фильм Кустурицы: местами затянут, местами самоповторы того, что ему лучше удавалось раньше, местами мои попытки осмыслить происходящее терпят неудачу. Но несомненно полноценная работа великого мастера.

Действительно, жизнь это чудо. И это лучше понимаешь, выходя из кинотеатра, Но как же мы с этим чудом варварски обращаемся.

Ночной дозор (август 2004)

Ну почему я "не в ногу" с широкими массами? Понравился мне фильм, и я считаю его очень отрадным явлением в нашем кино.

Хотя честно признаюсь, что я не самый лучший эксперт по той причине, что американские фильмы со спецэффектами практически не смотрела (исключение - первый "Властелин колец") и поэтому "убожество" наших оценить в сравнении не могу. Могу только сказать, что в показанном перед фильмом рекламном ролике "Короля Артура" мне все время казалось, что я вижу компьютерные фигурки со вставленными человеческими лицами. Здесь же у моего непритязательного взгляда претензий к спецэффектам никаких.

Я бы сопоставила значение этого фильма для отечественного кино с четвертьвековой давности "Экипажем". И то и другое - "Наш ответ Голливуду", причем сделанный с размахом и спроецированный на наши реалии и главное - на наш менталитет. Когда-то я упомянула "Экипаж" в компании русского знакомого и его американской жены и услышала комментарий для американки: это фильм, передранный с "Аэропорта". Через несколько лет мне удалось посмотреть "Аэропорт", и я была потрясена убожеством как сюжетно- мелодраматической линии, так и трюковой части. Может, американцам так не кажется, но для меня "Экипаж" неизмеримо лучше.

Здесь тот же эффект. И главные достоинства фильма, которых я (делая скидку на убогий опыт просмотра, но если добавить телевизор, он все же не нулевой) не нахожу в американских фильмах, но то, что как мне кажется, необходимо российскому зрителю - это ирония и неоднозначность, отсутствие прямолинейности. Когда к натуральной ведьме приходят в обшарпанную неубранную кухню по газетному объявлению, когда "силы света" творят добро на давно снятых с производства ЗИЛах - это оно, то самое. Когда посередине битвы добра и зла возникает рекламный щит МТС, я имею законное право хохотать во все горло, что мне очень хочется делать и во время битв во всяческих "Властелинах", но как-то неприлично. Когда две главные героини, которых я ожидала увидеть красотками, страшны как смертный грех - мне это тоже нравится.

И когда главный положительный герой совершает главный безнравственный поступок фильма, когда самые симпатичные для меня персонажи - это два вампира - папа и сын, когда про законно убитого силами добра вампира его друг говорит "Он был прикольный. И собирался поступать в педагогический" - вот тогда понимаешь, что в мире все не так просто, как пытаются представить нам авторы американских блокбастеров.

Да, в сюжете полно логических и прочих неувязок. Но кадры выстроены на мой вкус прекрасно, и прекрасно подобраны типажи. Чего стоит одна ведьма в начале...

В общем, я понимаю, что фильм может не понравится фанатам книг Лукьяненко (от сюжета книг действительно остались рожки да ножки). Всем остальным можно попытаться потратить время и деньги на просмотр и составить личное впечатление.

Накойкаци (июль 2003)

Вчера я столкнулась с довольно редким явлением: культурное событие, которому я не могу найти аналогий (или это я так от современной культуры отстала?). Аналогии очень отдаленные: "Космическая Одиссея 2001"(Кубрика), "Солярис"(Тарковского), "Обыкновенный фашизм", "И все-таки я верю"(Ромма). Аналогия более близкая: психоделический сеанс - полтора часа смотрения чужих глюков.


И к вопросу о продвижении культуры. Фильм довольно хорошо рекламировался (мы пошли потому, что полуминутный фрагмент был в какой-то информационной программе). Идет в Москве в одном кинотеатре. Статус кинотеатра явно не для таких фильмов, на афише - фамилия Содерберга (кажется, он его продюсирует). У меня было впечатление, что почти весь зал понятия не имел, что за фильм он пришел смотреть. Во всяком случае, сидевшая рядом с нами парочка громко трепалась почти всесь фильм, а под конец парень произнес: "А я думал, это просто японский фильм". Или так и нужно приобщать народ к явлениям культуры?



На главную страницу

Hosted by uCoz