Обучение на факультете психологии - потерянное время?!
Этот текст был написан около четырех лет назад для одной из Интернет-дискуссий. За четыре прошедших года интеллектуальные, волевые и мотивационные ресурсы студентов-психологов, с которыми я имею дело, к сожалению, снизились. Поэтому в плане оценки студентов текст несколько устарел, в остальном - боюсь, что не очень.
Университетская подготовка - это подготовка ученых-исследователей в области психологии. Именно на это рассчитаны программы, которые не очень-то поменялись за последние годы. А по университетским (рассчитанным на науку) "лекалам" скроены типовые программы, по которым готовят выпускников психфаков по всей стране. И это плохо не потому, что многочисленные психфаки не могут обеспечить уровень преподавания, сопоставимый с университетским (хотя и в этом конечно мало хорошего), а потому что по таким программам можно подготовить лишь теоретика, а не психолога-практика, в которых нуждается общество.
А что творится "по
другую сторону баррикад"? Там умненькие мальчики и девочки,
которые захотели стать психологами, стремясь помогать людям (или
самим себе - правда они об этом часто не догадываются) и которых с
первых дней обучения кидают в дебри высоких теорий, методологий,
умных книжек, сложных слов, высшей математики и строения мозга - и
полного отсутствия живого человека, ради познания которого эти
мальчики и девочки пришли учиться. И так год, второй, третий...
У
одних начинается к середине второго курса натуральная "ломка"
- мучительное разочарование в избранном пути, ненависть к психологии,
прогулы, несданные сессии, уходы со второго-третьего курса. Я как
преподаватель вижу это каждый год; мне мучительно больно и за этих
мальчиков-девочек и за психологию, которую они не смогли полюбить (а
в психологии есть то, за чем они шли на психфаки, вот только им не
довелось добраться до этого).
Другие мужественно все это
преодолевают, в надежде, что умные дяди-тети преподаватели знают свое
дело и дадут им те самые знания, которые помогут им стать настоящими
психологами. У этих "ломка" начнется позже, когда они
придут на работу и поймут, что ничегошеньки не умеют. Некоторым
повезет, они "прорвутся", освоив то, что им нужно на
платных тренингах или с помощью коллег на работе. Но так будет далеко
не со всеми.
В МГУ есть немало замечательных людей, у которых есть
чему научиться. Если проявить самостоятельность и их найти, потратить
на обучение время, свободное от занятий (или освобожденное за счет их
прогула), а иногда и немаленькие деньги. К сожалению, не у всех
получается. Программы тоже постепенно меняются, обращаясь в сторону
практики. Но... слишком медленно.
Из года в год я
надеюсь, что ситуация с подготовкой университетских психологов
изменится - ну не может же эта штамповка ничего не умеющих людей
продолжаться вечно. И из года в год, встречаясь с недавними
выпускниками, слышу от них то же самое, что и раньше: мы ничего не
умеем и ничего из того, что нужно, не знаем.
А среди доморощенных
психологов-практиков (после курсов и даже без них - но многие из них
действительно талантливы и могут то, что недоступно людям с
университетскими дипломами) крепнет мнение, что изучение психологии
не нужно, потому что там нет ничего, кроме пустых слов. Именно такое
представление они получают при попытке соприкоснуться с высотами
университетской науки.
Так и длится этот круговорот...
Практическая психология - это и искусство, и слабоформализованная технология. Думаю, что большинство практических психологов не будут так уж сильно возражать против того, что их сфера деятельности - не наука. Но... если вы захотите получить высшее образование в сфере психологии, то у вас практически не будет альтернативы тем самым, ориентированным на науку университетским программам.
Я уже почти 20 лет являюсь заинтересованным наблюдателем и немного участником создания программы обучения практических психологов (консультантов и психотерапевтов). Но... для того, чтобы иметь право давать выпускникам диплом гособразца, нужно дать им все ту же университетскую программу. А студенты традиционные курсы психологии воспринимают как нечто чужое, непонятное (надо выучить и сдать) и не имеющее никакого отношения ни к жизни, ни к будущей профессии.
Чтобы было понятней, расскажу курьез. На госэкзамене студентке (второе высшее образование) попался вопрос "Развитие ребенка в младенческом возрасте". Она отвечает плохо, я хочу ей помочь, спрашиваю: "Что умеет делать ребенок к году?". Думаю, что свои дети у нее скорее всего есть, она сейчас вспомнит, ответит (ну хотя бы, что к году появляются первые слова и ребенок делает первые шаги) и можно будет ее отпустить. Студентка так и не смогла ответить на этот вопрос! Она молчала даже когда я, выяснив, что ребенок действительно есть, спросила напрямую: "Что произошло с вашей дочкой около года?" Похоже никакими силами ее нельзя было заставить соотнести собственного ребенка с наукой психологией, которую необходимо сдавать.
Остается вопрос: кому именно нужно прекратить считать практическую психологию наукой?
Мне кажется, что прежде всего, этот нужно сделать ученым-психологам, а также тем, кто считает, что всех психологов (и практических в том числе) нужно обучать как ученых.