Обучение на факультете психологии - потерянное время?!

Этот текст был написан около четырех лет назад для одной из Интернет-дискуссий. За четыре прошедших года интеллектуальные, волевые и мотивационные ресурсы студентов-психологов, с которыми я имею дело, к сожалению, снизились. Поэтому в плане оценки студентов текст несколько устарел, в остальном - боюсь, что не очень.


Университетская подготовка - это подготовка ученых-исследователей в области психологии. Именно на это рассчитаны программы, которые не очень-то поменялись за последние годы. А по университетским (рассчитанным на науку) "лекалам" скроены типовые программы, по которым готовят выпускников психфаков по всей стране. И это плохо не потому, что многочисленные психфаки не могут обеспечить уровень преподавания, сопоставимый с университетским (хотя и в этом конечно мало хорошего), а потому что по таким программам можно подготовить лишь теоретика, а не психолога-практика, в которых нуждается общество.

А что творится "по другую сторону баррикад"? Там умненькие мальчики и девочки, которые захотели стать психологами, стремясь помогать людям (или самим себе - правда они об этом часто не догадываются) и которых с первых дней обучения кидают в дебри высоких теорий, методологий, умных книжек, сложных слов, высшей математики и строения мозга - и полного отсутствия живого человека, ради познания которого эти мальчики и девочки пришли учиться. И так год, второй, третий...
У одних начинается к середине второго курса натуральная "ломка" - мучительное разочарование в избранном пути, ненависть к психологии, прогулы, несданные сессии, уходы со второго-третьего курса. Я как преподаватель вижу это каждый год; мне мучительно больно и за этих мальчиков-девочек и за психологию, которую они не смогли полюбить (а в психологии есть то, за чем они шли на психфаки, вот только им не довелось добраться до этого).
Другие мужественно все это преодолевают, в надежде, что умные дяди-тети преподаватели знают свое дело и дадут им те самые знания, которые помогут им стать настоящими психологами. У этих "ломка" начнется позже, когда они придут на работу и поймут, что ничегошеньки не умеют. Некоторым повезет, они "прорвутся", освоив то, что им нужно на платных тренингах или с помощью коллег на работе. Но так будет далеко не со всеми.
В МГУ есть немало замечательных людей, у которых есть чему научиться. Если проявить самостоятельность и их найти, потратить на обучение время, свободное от занятий (или освобожденное за счет их прогула), а иногда и немаленькие деньги. К сожалению, не у всех получается. Программы тоже постепенно меняются, обращаясь в сторону практики. Но... слишком медленно.

Из года в год я надеюсь, что ситуация с подготовкой университетских психологов изменится - ну не может же эта штамповка ничего не умеющих людей продолжаться вечно. И из года в год, встречаясь с недавними выпускниками, слышу от них то же самое, что и раньше: мы ничего не умеем и ничего из того, что нужно, не знаем.
А среди доморощенных психологов-практиков (после курсов и даже без них - но многие из них действительно талантливы и могут то, что недоступно людям с университетскими дипломами) крепнет мнение, что изучение психологии не нужно, потому что там нет ничего, кроме пустых слов. Именно такое представление они получают при попытке соприкоснуться с высотами университетской науки.
Так и длится этот круговорот...


Практическая психология - это и искусство, и слабоформализованная технология. Думаю, что большинство практических психологов не будут так уж сильно возражать против того, что их сфера деятельности - не наука. Но... если вы захотите получить высшее образование в сфере психологии, то у вас практически не будет альтернативы тем самым, ориентированным на науку университетским программам.

Я уже почти 20 лет являюсь заинтересованным наблюдателем и немного участником создания программы обучения практических психологов (консультантов и психотерапевтов). Но... для того, чтобы иметь право давать выпускникам диплом гособразца, нужно дать им все ту же университетскую программу. А студенты традиционные курсы психологии воспринимают как нечто чужое, непонятное (надо выучить и сдать) и не имеющее никакого отношения ни к жизни, ни к будущей профессии.

Чтобы было понятней, расскажу курьез. На госэкзамене студентке (второе высшее образование) попался вопрос "Развитие ребенка в младенческом возрасте". Она отвечает плохо, я хочу ей помочь, спрашиваю: "Что умеет делать ребенок к году?". Думаю, что свои дети у нее скорее всего есть, она сейчас вспомнит, ответит (ну хотя бы, что к году появляются первые слова и ребенок делает первые шаги) и можно будет ее отпустить. Студентка так и не смогла ответить на этот вопрос! Она молчала даже когда я, выяснив, что ребенок действительно есть, спросила напрямую: "Что произошло с вашей дочкой около года?" Похоже никакими силами ее нельзя было заставить соотнести собственного ребенка с наукой психологией, которую необходимо сдавать.


Остается вопрос: кому именно нужно прекратить считать практическую психологию наукой?

Мне кажется, что прежде всего, этот нужно сделать ученым-психологам, а также тем, кто считает, что всех психологов (и практических в том числе) нужно обучать как ученых.




Hosted by uCoz

На главную страницу
Hosted by uCoz