Изменение познавательной деятельности студентов как следствие интернетизации

Толчком к размышлениям послужили два недавних эпизода. Не первый год я после экзамена по психодиагностике прохожу по рядам, а также в коридоре перед аудиторией и собираю ответы на билеты, по которым студенты готовятся к экзамену (назовем их для краткости шпаргалкой, хотя это не совсем шпаргалка). Меня интересует не то, списывали студенты с них или добросовестно заучивали, а содержание самих ответов.

А в этом году пятикурсники попросили меня посмотреть содержание ответов к госэкзамену, которые они объединенными усилиями готовят, что дало мне возможность ознакомиться с аналогичными материалами к госэкзаменам.


Анализ этих материалов (вместе с другими аналогичными впечатлениями) позволил сделать два вывода.

Первый. Студенты предпочитают поиск в интернете работе с тем материалом, который предоставляет преподаватель. Даже если вопрос подробно освещался на лекции, с высокой вероятностью шпаргалка будет составлена по материалам из интернета. Об их качестве, о соответствии тому, что давал преподаватель, студенты как правило не задумываются, следят лишь за формальным соответствием содержанию билета. В результате над некоторыми материалами не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. Причем когда я зачитывала эти материалы студентам, они сами понимали несуразность написанного. Но... продолжают работать таким способом. По-видимому, поиск и копирование в интернете настолько проще, чем конспектирование лекции с последующей перепечаткой, что это перевешивает все минусы подобной системы подготовки.

Второй вывод касается последствий этой системы. Использование клавиш "копи-паст" приводит к выраженному снижению уровня переработки информации. Иными словами, найдя подходящий фрагмент текста и вставив его в шпаргалку, студент считает свою миссию выполненной и иногда даже не будет читать внимательно то, что он составил. (Кстати, доклады готовятся по той же схеме, и иногда очевидно, что студенты впервые их читают при выступлении.) О выделении главного, переструктурировании, составлении плана речи нет. То есть, работа с информацией, которой мы волей-неволей занимались, конспектируя и самостоятельно изготавливая шпаргалки, становится анахронизмом. А ведь без этой работы материал не будет понят, осмыслен, он в лучшем случае будет механически заучен.


Формы организации процесса усвоения материала, которые использовали студенты в наше время, все-таки были относительно эффективными. Нынешние - увы. При этом часто они хотят как лучше, а получается... то, что получается.

До сих пор не могу забыть, как какой-то умник при подготовке ответов на билеты перепутал психометрику с психофизикой. В том году был большой поток, экзамен шел три дня - и три дня я слушала про пороги....

Наверное это наша проблема: как организовать учебный процесс с учетом современных реалий так, чтобы студенты получали те знания, которые мы хотим им передать. Хотя бы те из них, которые действительно хотят учиться. Я ведь пишу не о ленивых и нерадивых студентах, а о добросовестных попытках современных студентов оптимизировать учебу.

Hosted by uCoz

На главную страницу
Hosted by uCoz