О критериях компетентности пользователей тестов

Ниже изложена моя позиция по вопросу о том, кто может пользоваться какими тестами и при каких условиях. Эту позицию я представляю в курсе психодиагностики в качестве рекомендации и ориентира для студентов.

Для понимания позиции ключевыми являются понятие "простого" и "сложного" теста, а также понимание того, что вопрос о компетентности различается для разных психодиагностических ситуаций.

Помимо двух широко известных психодиагностических ситуаций - консультирование и экспертиза - я выделяю еще три: исследовательская (тестирование в рамках научных исследований), учебная (обучение психологии, психодиагностике) и развлекательная - самопознание (самотестирование, в том числе с использованием популярных тестов).

"Простым" я называю тест, удовлетворяющий трем требованиям

- Формализованное предъявление теста, не требующее развернутого взаимодействия между психологом и испытуемым (такое которое может быть передано компьютеру без ущерба для качества тестирования)

- Полностью формализованная обработка по ключам, не требующая экспертного знания.

- Интерпретация показателей теста, при которой каждый показатель можно интерпретировать без учета его соотношения с другими показателями.

Тест, который не удовлетворяет хотя бы одному из этих требований, считается сложным, так же, как и экспертные методики. Их освоение требует специального обучения с контролем качества предъявления (обработки, интерпретации) обучающимся со стороны преподавателя, то есть, своего рода супервизии.

Использование простых тестов без такого обучения возможно дипломированными психологами, прошедшими общий курс психодиагностики, в любых ситуациях.

Использование сложных тестов возможно дипломированными психологами без специального обучения в ситуациях учебной и развлечение - самопознание.

Также возможно их использование в исследовательской ситуации, если сложность связана с уровнем интерпретации (а не предъявления или обработки), поскольку научные исследования как правило не предполагают развернутой интерпретации индивидуальных данных.

Что касается ситуации консультирования, то использование сложных тестов без специального обучения возможно, при условии, что результаты тестирования будут иметь статус консультативной гипотезы и будут проверяться в процессе последующего консультирования; необходимо четкое осознание психологом недостаточной надежности данных тестирования при работе со сложным тестом без специального обучения.

Использование подобных тестов без специального обучения в ситуации экспертизы, на мой взгляд, недопустимо.



Hosted by uCoz

На главную страницу
Hosted by uCoz