6, 13 мая и 3 июня 1987 - МОСКОВСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА

Те, кто помнит школьную программу, знают, что Москва – порт пяти морей. Катавшиеся на теплоходах помнят про водохранилища и шлюзы. А вот как это все устроено и соединено с Москвой-рекой, где начинается знаменитый канал Москва-Волга – об этом далеко не все задумываются. Я во всяком случае раньше не интересовалась. Пока мы не предприняли несколько прогулок, где мы смогли увидеть разные части московской водной системы – неожиданно для меня сложной и интересной, а еще просто красивой.

Первая прогулка состоялась в один из первых погожих майских дней, когда мы доехав на электричке до станции Левобережная, вышли к Химкинскому водохранилищу.







На самом деле берег довольно грязный, в бумажках и бутылках, просто я старалась, чтобы они в кадр не попадали. Но радость от просыпающейся листвы, воды, солнца конечно была важнее.

Довольно быстро мы дошли до моста Московской кольцевой дороги через водохранилище. Прозаический подъем на мост или Stairway to Heaven?



С моста открывается вид на постепенно зеленеющие леса и нарядный катер



Недалеко от этих мест торговый центр, где мы сели на автобус и добрались до метро Речной вокзал. Но расставаться с водой не хотелось и мы пошли на сам вокзал.



Немалое количество кораблей подтвердило, что летняя навигация открыта



Но у берега стоял только один – Петр Чайковский – бывшая Леся Украинка – он же бывший 25-й съезд КПСС.



Потом мы все-таки поехали домой – и по дороге я сняла вот эту развязку в районе Сокола и там же Триумф-Палас – современную стилизацию под Сталинские высотки





Через неделю мы решили, что еще недостаточно изучили московские водные просторы и поехали в тот же район. Начали с метро Щукинская, где стоят вот такие дома



Прямо от метро начинается доселе неизвестный нам парк Покровское-Глебово. Парк оказался замечательным. Где-то в его глубине скрыта старая усадьба, но до нее мы не добрались. А вот один из многочисленных прудов, которые там есть.



А это уже на берегу другого пруда



Черемуха цветет



А эта черемуха кажется обнимает сосну – и приходит на ум слегка перефразированная строчка из современной песни: «Ты вышла замуж за сосну»...



И вот мы пересекли парк и подошли к самой оконечности Химкинского водохранилища – того самого, где мы были неделю назад.



Но обойти водохранилище по краю нельзя – всюду заборы и мы опять углубляемся в парк. И находим в нем все новые интересные деревья





А потом к своему изумлению обнаруживаем в середине парка настоящий дачный поселок: интересно, много ли их еще осталось в черте города?



И вот мы выходим из парка к речке Химке, по которой названо водохранилище



Пейзаж кажется идиллически-загородным, но прямо за речкой – постройки суперпуперэлитной школы



А рядом со школой – элитный коттеджный поселок; подозреваю, что именно его заборы перегородили все подходы к водохранилищу



А буквально в нескольких метрах от забора поселка... канал. Тот самый, Москва-Волга, его первые метры.



Поблизости спрятался неприметный пешеходный мост через шлюз, откуда мы можем наконец обозреть начало московской водной системы. Перед нами канал, еле заметные сооружения в его дальнем конце – шлюз, где он «ответвляется» от Москвы-реки. Дома, видные за шлюзом – кварталы Строгина, а дома слева – небезызвестный комплекс Алые паруса, построенный на берегу реки.



А это – вид с мостика в другую сторону. Второй шлюз системы.





Мы переходим канал и оказываемся в кварталах Тушина. Тут перемешаны старые дома – еще тех времен, когда Тушино не было частью Москвы – и новые, иногда довольно любопытные. Я бы не отказалась жить вот в этом доме.



Мы идем по жилым кварталам, стараясь держаться направления вдоль канала и вскоре... утыкаемся еще в один канал, под названием Деривационный. Честно говоря, когда мы его увидели, на какой-то момент вдруг показалось, что это не Москва, а Петербург, где воды и каналов сильно больше, чем в столице.



Справа по курсу виден пешеходный мостик мостик, мы идем туда и оказавшись на нем, понимаем, что это – удивительное место: здесь сходятся два канала, превращаясь в водохранилище



И вот мы (уже в который раз) опять на берегу все того же Химкинского водохранилища



Мы идем по его берегу и вскоре достигаем места, откуда виден Речной вокзал, где мы были неделю назад. Снова корабль стоит у причала, а поблизости идет баржа с песком. Кольцо нашего путешествия замкнулось, можно ехать домой.



На этом я сочла бы фотоотчет по московской водной системе завершенным, если бы мы тремя неделями позже почти случайно не попали в Филевский парк, где водная система тоже оказалась интересной и запутанной. В этом месте Москва-река делает большой изгиб, вдоль которого мы шли, а между двумя концами изгиба прорыто спрямление, где плывут корабли (Соответствующие фотографии я горячо рекомендую посмотреть в полный размер; они какие-то... не знаю, как объяснить, но на малом формате это незаметно).

Пруд в Филевском парке





Аллея в парке



А это обрыв, который ведет к реке



Эта липа выделяется своим размером и монументальностью

Этот домик выглядит не очень презентабельно, но на нем написано, что это усадьба Нарышкиных 18 века.

И вот мы наконец выходим к реке, за которой – кварталы Мневников.

Хотите верьте, хотите нет (я с трудом поверила собственным глазам), но это дно Москва-реки в черте города: прозрачная вода, песочек – идиллия

Вот еще несколько «идиллических» фоток .

Здесь уже и домов не видно; из признаков цивилизации – только катерок

А здесь, за ветками в Москву-реку впадает какая-то маленькая речушка

Это современная церквушка, построенная на берегу – стилизация под деревянное зодчество

Наконец мы доходим до шлюза, который разделяет упомянутое спрямление и основное русло Москвы-реки. Соответственно кончается изгиб и мы добираемся до судоходной части реки.

Основная масса кораблей, приходящих с Волги, не идет дальше порта, который находится на водохранилище, рядом с Речным вокзалом. Но некоторые добираются через городские шлюзы и до порта в Филях, там разгружаются и идут обратно, как эта баржа.

А этот толкач скорее всего поставил баржу, которую он толкал, под разгрузку, а сам «отдыхает» поблизости от порта и городских кварталов.

И вот начинаются портовые окраины. Основной груз, который перевозят здесь и разгружают в Филевском порту – песок

Наконец мы добираемся до территории порта. Колючая проволока свидетельствует, что дальше пути нет. Надо поворачивать обратно.



Полноразмерные фото здесь









На главную страницу
Hosted by uCoz