О психологии туризма и туристских форумов


Фенько А. Люди и деньги. Очерки психологии потребления. - М.: Класс, 2005.


Эта статья представляет собой реферат главы из недавно вышедшей книги Анны Фенько, которая называется "Туризм: потребление впечатлений". Возникновение туризма как важной сферы жизни человека связывается с присущей человеку во все времена потребностью быть "не хуже других", демонстрировать достаток и социальный успех. Дело в том, что в постиндустриальном обществе, в котором мы живем, социальный статус определяется уже не столько обладанием вещами, сколько стилем жизни, в частности формой досуга. Поэтому туризм стновится одним из основных компонентов социальной идентичности среднего класса, а путешествия становятся признаками статуса. "Именно средний класс систематически бороздит земной шар в поисках новых впечатлений, погружаясь в коллективное туристское переживание других мест и других людей" (MacCannell, 1976). А поскольку ценности среднего класса имеют тенденцию становиться ценностями всего общества, проведение отпуска вдали от дома становится социальной нормой, обязательной к исполнению. И хотя от туристической поездки люди часто устают больше, чем от работы, оставаться дома, когда у тебя отпуск, становится "неправильным". На людей, которые проводят отпуск дома, начинают смотреть как на ограниченных или как на неудачников, испытывающих материальные затруднения.

О туристах принято говорить тоном культурного и морального превосходства. Причем этот тон усвоили даже сами туристы. Они вечно жалуются на "толпы туристов", мешающих им наслаждаться достопримечательностями. Причем позицию морального превосходства одних туристов над другими обеспечивает то, что они, в отличие от "массового туриста", удовлетворяющегося поверхностными впечатлениями и поддельными реликвиями, приобщились к "подлинному" - уникальному и "правильному" туристскому опыту.

Турист вообще всегда должен быть начеку, чтобы вместо "подлинных" достопримечательностей ему не подсунули "подделку", на которую падки туристы. Впрочем, это характерно не только для современных туристов, поскольку подобные проблемы упоминались еще при описании паломничества древних римлян в Грецию.

Однако несмотря на частые разочарования, расходы, бытовые неудобства и реальные опасности, нынешний турист продолжает стремиться к неизведанным красотам природы и культуры. Что же делает туристический опыт столь привлекательным? На этот счет у специалистов есть разные мнения.

Американский антрополог Нельсон Грабурн считает туристические поездки современным эквивалентом священных праздненств. Для современного человека время делится на повседневную жизнь, полную забот и тягот, и "настоящую жизнь", которая достается ценой 11 месяцев напряженного труда. Граница между этими двумя жизнями обставлена ритуалами перехода (сборы, получение визы, переводом часов в самолете, посещением дьюти-фри с последующим распитием закупленного) и ритуалами возвращения (вручение подарков, демонстрация фотографий и сувениров, отчет в Интернете...).

Само путешествие обычно проходит в режиме, который психиатры называют измененным состоянием сознания: чрезмерное возбуждение и напряжение, эйфория, к которым добавляется потребление изрядной дозы спиртного. Но мы относимся к этому "времени праздника" с иными мерками, чем к обыденному времени. Само путешествие для нас - сродни ритуальному испытанию героя, которое в древних культурах составляет суть любого священного праздника. Человек возвращается из путешествия вовсе не отдохнувшим, но другим, примерившим на себя иную жизнь, отвыкшим от выполения привычных домашних обязанностей. Для одних "настоящая жизнь" это бегство в мир решительных и мужественных, мир альпинизма, байдарочных походов, дайвинга и горнолыжных трасс. Для других - бегство от взрослой ответственности в мир детской свободы - пляжного ничегонеделанья, обжорства, пьянства и расточительности. Отпуск как празднично-карнавальный период потакания себе и исполнения желаний характеризуется легкостью завязывания курортных романов и отказом от финансовых ограничений.

Все сказанное относится к российскому туризму в той мере, в какой он является частью туризма как общечеловеческого явления. Вместе с тем, у нашего туризма есть своя специфика, о которой пойдет речь дальше.

Граждане России получили возможность свободно путешествовать не так уж давно. В условиях по-прежнему скудной обеспеченности жильем и не неустоявшейся профессиональной "табели о рангах" отпуск за границей стал определяющим признаком формирующегося в России среднего класса. А для того, чтобы проведенное за границей время превратилось из индивидуального воспоминания в признак социального статуса, необходимо как-то транслировать окружающим собственные впечатления. Этим целям служат привезенные сувениры и фотографии. Однако существует и возможность "конвертации" своих впечатлений в социально значимые символы для более широкой аудитории. Именно эту функцию выполняют интернет-форумы.

Складывающие в последнее время виртуальные сообщества путешественников - это своеобразные светские салоны, где оттачиваются нормы поведения нового российского среднего класса. Заявленная цель таких форумов - поделиться впечатлениями о поездке, рассказать о том, что поможет будущим туристам. Однако мотивы, заставляющие авторов писать отчеты о своих путешествиях, гораздо шире. Основным стимулом к публикации является конструирование образа самих себя как свободных, благополучных, удачливых, компетентных и достойных уважения людей. Поэтому рассказы путешественников гораздо больше говорят о самих авторах, чем о местах, где они побывали.

Российские туристы, в отличие от западных, чаще упоминают в рассказах условия проживания, качество питания и сервиса. Для них важнее состояние пляжей и качество анимации, чем архитектурные памятники, покольку пляжный туризм сегодня стойко предпочитается культурно-экскурсионному.

Другая отличительная особенность российских рассказов - более частое обсуждение обычаев и характеров местных жителей, причем чаще с осуждением и неприязнью. Сравнительно редко упоминаются гостеприимство и дружелюбие местных жителей, хотя для западных туристов - это вторая по значимости тема после красот природы.

Наиболее длительные и ожесточенные дискусии на форумах вызывают темы, которые можно считать "болевыми точками" в сознании новых российских туристов. Таких "точек" выделено четыре.

1.Отношение к русским за границей, или почему нас не любят. Многочисленные жалобы, что персонал относится к русским хуже, чем к туристам из других стран, сталкиваются со стремлением объяснить такое отношение неумением россиян цивилизованно себя вести, их хамством, чванством и нежеланием следовать правилам. Большинство участников форумов стыдятся неподобающего поведения соотечественников и стремятся убедить других участников в необходимости соблюдения норм "цивилизованного общества". Лица, особенно чувствительные к российской нецивилизованности, стараются хотя бы за границей не сталкиваться с соотечественниками. Однако те, кто выражает эту позицию резко и категорично ("русские туристы в своей массе редкостное быдло") также сталкиваются с осуждением на форуме.

Таким образом, одной из главных задач виртуальных форумов становится утверждение норм поведения. Именно интернет взял на себя задачу, которую раньше выполняли семья и школа - привитие новых норм поведения в изменившемся обществе (ведь в советскую эпоху загранпоездки оставались большой редкостью, да и нормы, там царившие были, совсем другими).

2.Демонстрация социального статуса. Эта проблема связана с повсеместно встречающимися упреками авторов в снобизме, выражающимся в частности в завышенных требованиях к сервису ("желание платить доллар, а получать на сто") или представлении о том, что в Турции и Египте отдыхать "неприлично" Такой снобизм как правило осуждается одними участниками форумов и защищается другими ("А если я целый год трудился, чтобы отдохнуть по-человечески, а меня запихивают на помойку?"). Так в дискуссиях создаются те самые нормы представления себя и своего статуса.

3.Местные обычаи и отношение к ним. Подобные обсуждения как правило возникают после рассказов о неприятностях на отдыхе, часто приводжящих к смелым обобщениям вроде "... - самая воровская страна". Здесь также сталкиваются мнения о необходимости уважать чужую культуру с безапелляционно-оскорбительными мнениями о других народах. В целом по степени ксенофобии российский средний класс не выделяется из общей массы российского начеления, что отличает его от европейского среднего класса, где космополитизм и широта взглядов являются признаками его отделения от пролетариата.

4."Эталонный" отдых. В ходе дискуссий формируется некий канон: что в данной стране принято ругать, чем восхищаться и пр. Неканонические впечатления (например, Париж как грязный город) вызывают протест.

Дочитали? Скажу пару слов от себя. Я думаю, что некоторые пассажи будут признаны читателями точными и достоверными и к ним найдутся многочисленные собственные примеры. Другие возможно будут встречены с недоверием, недоумением, мыслями "ну это к нам не относится" и "автор делает слишком смелые обобщения". Мое личное мнение заключается в том, что книга Анны Фенько содержит больше истин о нас самих, чем нам бы этого хотелось.


(Написано для сайта www.otzyv.ru)

На главную страницу
Hosted by uCoz