Важная роль Интернет-блогов в нашей общественной жизни стала очевидной совсем недавно; если учесть, что Евгения Бакушина работала над  тематикой Интернет-блогов в течение трех лет, то можно сказать, что та реальность, которую она исследовала, менялась непосредственно в процессе исследования. Если в 2008 году по данным Яндекса существовало примерно 3,8 миллиона блогов на русском языке, то на момент защиты диплома Яндекс анализировал более 42 миллионов блогов, а самые популярные из них имели около полумиллиона читателей.

         Женя сама – блоггер, и это тот нередкий случай, когда то, что интересует студента вне учебы, становится темой его научного исследования. Любопытно, что будучи в начале нашего сотрудничества далеко не новичком в Сети, блоггером я стала только после того, как руководила первой жениной курсовой работой.

         Трудность работы заключалась в том, что живое содержание блогов (а Женя взялась за нелегкую, но интересную тему самораскрытия) весьма трудно поддается какой-либо формализации, а научное исследование требует строгости и точности. Однако, несмотря на эти трудности, задача научного исследования сложной психологической реальности была решена Женей красиво и убедительно.

         Результаты, полученные Женей, в чем-то понятны и ожидаемы: например, то, что при глубоком самораскрытии блоггеры чаще, чем при поверхностном, демонстрируют свое фото, имеют меньше друзей и состоят в меньшем числе сообществ, их записи  реже комментируют. Но самая интересная часть ее работы – сравнение русскоязычных и англоязычных блогов, которые добавляют любопытный штрихи в пониманию весьма расплывчатой конструкции под названием национальный характер.

         Оказалось, что мы гораздо более открыты, нежели «англичане» (по языку, а не по гражданству): реже ведем полностью закрытые блоги (так называемые «friends-only»), чаще ставим на аватар собственное фото, имеем больше «френдов» - то есть, читателей личных откровений. Любопытно, что у россиян гораздо больше блогов, состоящих почти целиком из копирования чужих материалов – то ли неуемное желание «поделиться»  с интернетом тем, что тебя интересно, то ли стремление не отстать о других, при неумении создать собственный интересный контент…

         Короче говоря, блог, даже на уровне глубинного самораскрытия, для нас в гораздо большей степени, нежели для англичан, - инструмент общения и взаимодействия с миром. Что находится в полном соответствии с теоретическими положении о независимом (англичане) и взаимоазависмом (россияне) Я. Возможно именно это объясняет тот парадоксальный на первый взгляд факт, что в блогах мы проявляем больше, чем англичане, положительных эмоций, чаще занимаем активную, действенную позицию. Похоже, мы даже в самых интимных записях чувствуем себя больше «на людях», демонстрируя не столько то, какие мы есть, сколько то, какими мы хотим казаться.

Полученные результаты нуждаются в подтверждении, а тематика блогов – в дальнейшем изучении. Но работа Евгении Бакушиной показывает, что научное исследование блогов продуктивно, и оно открывает новые возможности  понимания человека в Сети.

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования         «Московский государственный лингвистический университет»

 

Факультет гуманитарных и прикладных наук

Кафедра психологии и педагогической антропологии

 

 

Дипломная работа

на тему «Особенности самораскрытия в русскоязычных и англоязычных блогах (Интернет-дневниках)»

 

по  специальности 030301 – Психология

 

 

 

Автор: Бакушина Евгения Михайловна

                                                                                                                              

 

  

Научный руководитель

кандидат психологических наук,

                     доцент                                                                    

Т.В.Барлас

 



 

 

 

Москва, 2011

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение - 4

Глава 1. Теоретический обзор. ………………………………………… 7

1.1. Понятие «самораскрытие». – 7

     1.1.1. Определение самораскрытия. – 7

     1.1.2. Теоретические подходы к самораскрытию. – 13

1.2.Особенности психологической реальности Интернет-дневника, его функции. Статистические данные. - 14

    1.2.1. Особенности психологической реальности Интернет-дневника. – 15

    1.2.2. Функции блогов. – 19

    1.2.3. Статистические данные по блогосфере. - 22

1.3.Индикаторы самораскрытия в условиях блогов. – 24

    1.3.1. Способы самораскрытия (самопрезентации) в условиях блогов. – 24

    1.3.2. Индикаторы самораскрытия в условиях блогов. - 26

1.4. Кросс-культурные исследования. Связь между определенными качествами личности индивида и культурой. – 28

     1.4.1. Кросс-культурное понимание ценностей. Понятие индивидуализма и коллективизма. – 29

     1.4.2. Концепция независимого и взаимозависимого «Я» Д.Мацумото. – 30

     1.4.3. Кросс-культуные исследования эмоций. - 32

Глава 2.Эмпирическое исследование. - 34

2.1.Общий план и основные этапы исследования. - 34

2.2.Отбор блогов разных типов и сопоставление типов блогов в разных культурах. - 36

2.3.Контент-анализ блогов, различающихся по уровню самораскрытия. - 41

2.4.Сравнение русскоязычных и англоязычных блогов с одним и тем же типом самораскрытия. - 53

2.5.Сравнение русскоязычных и англоязычных  блогов с глубоким уровнем самораскрытия. Содержательный контент-анализ постов. - 57

Заключение. - 67

Список использованной литературы. - 73

Приложения

Введение.

В наши дни Интернет, являясь самым быстрым и современным источником информации и средством коммуникации, прочно вошел в жизнь. Компьютер с выходом в Интернет стал предметом первой необходимости, и этот скачок в осознании его важности произошел буквально за несколько лет.

В данной работе мы обратимся к феномену Интернет-дневников, или блогов. В толковом словаре Ушакова дневник определяется, как  «записки личного характера, ведущиеся изо дня в день». Правда, в наши дни  такие «записки» переместились из тайных тетрадей и записных книжек на общедоступное пространство сети Интернет.

Блог позволяет дать информацию о себе, которую автор (создатель блога) может варьировать по собственному усмотрению. У человека есть возможность выбирать, что писать, а что нет, до какой степени быть честным с самим собой и со своими читателями. В связи с этим особое внимание привлекает проблема самораскрытия в Интернет-дневнике: важно исследовать уровни и способы самораскрытия, чтобы определить его значение и возможное влияние на формирование «реальной» личности авторов блогов.

Цель данной работы – выявление особенностей самораскрытия в среде Интернет-блогов с различными уровнями самораскрытия в русскоязычных и англоязычных  блогах.

Гипотезы:

1. В русскоязычной и англоязычной блогосфере можно выявить блоги, соответствующие  двум уровням оценочного самораскрытия:

1) поверхностное самораскрытие, предполагающее предоставление информации о мнениях, интересах, аттитюдах автора блога;

2) глубокое самораскрытие, которое предполагает публикацию эмоционально насыщенной информации личного характера.

2. Блоги двух уровней самораскрытия различаются по  формальным характеристикам, которые  можно соотнести с  особенностями самораскрытия на разных уровнях.

3.Англоязычные и русскоязычные блоги с одинаковым уровнем самораскрытия различаются по формальным и содержательным характеристикам, связанным с культурно обусловленными различиями носителей русского и английского языка.

Глава 1. Теоретический обзор.

 

1.2. Особенности психологической реальности Интернет-дневника, его функции. Статистические данные.

1.2.1. Особенности психологической реальности Интернет-дневника.

Существуют различные классификации блогов. Одну из самых первых попыток классификации предприняла группа японских исследователей в 1997г.: Каваура, Караками и Ямашита [39].

Каваура выделяет 4 вида дневников:

1)     Мемуары – записи о фактах из своей собственной жизни;

2)     Журналы – блоги, в которых изложены факты, ориентированные на читателя записи;

3)     Дневники в узком смысле этого слова – блоги, содержащие в большинстве своем записи эмоционального характера, направленные на себя;

4)     Открытые дневники – блоги, все эмоциональные записи о чувствах автора которых ориентированы на читателя [39].

Но с 1997г. многое с блогосфере изменилось, появились сообщества блоггеров и новые виды блогов, так что оснований для классификации, предложенных Каваурой и др., стало недостаточно. Мы рассмотрим классификацию, предложенную В.Волхонским [10]. В связи с тем, что основная задача работы – исследование особенностей самораскрытия в блогах, прежде всего нас будет интересовать классификация по особенностям содержания записей. В соответствии с этим параметром выделаются три основных типа блогов:

1) Контентный блог — блог, публикующий первичный авторский контент. Сюда относятся блоги, содержащие плоды творчества их хозяев. В эту же категорию попадают обычные, классические дневники, авторы которых пишут в основном о своих чувствах и впечатлениях.

2) Мониторинговый (ссылочный) блог — блог, основным содержанием которого являются откомментированные ссылки на другие сайты.

3) Цитатный блог — блог, издаваемый частным лицом, группой лиц или организацией, основным содержанием которого являются цитаты из других блогов с корректным указанием источников и точными ссылками на них.

Обратим внимание на специфические особенности общения в блогосфере. К таким специфическим чертам можно отнести:

1) слабость принуждения при поддержании очередности в разговоре;

2) неограниченное время, отведенное на «обдумывание» сообщения (хотя, такая черта характерна также и для форумов);

3) возможность удаления или исправления сообщения прежде, чем его прочтет адресат;

4) возможность создания гибкого дерева разговора, обсуждения нескольких тем сразу в одной дискуссии и участия в неограниченном количестве различных дискуссий на разных блогах; возможность одновременно вести дискуссию с несколькими собеседниками, не испытывая при этом затруднений [23].

Следует также отметить, что блоггер, вступающий в контакт с другим пользователем, легко может получить определенные сведения о собеседнике: как правило, в «профиле» на блогосервисах (в отличие от довольно кратких «профилей пользователя» в чатах/формах/ICQ), указана довольно развернутая информация, включая список интересов; к тому же, легко можно пролистать несколько страниц виртуального дневника своего собеседника и по его записям составить о нем впечатление.

Таким образом, каждый пользователь, вступающий в дискуссию в блогосфере, попадает в уникальную по своим характеристикам ситуацию общения, не характерную для «реального общения» или для какой-либо другой формы виртуального общения. Коммуникация в блогах обладает многими чертами, представляющимися пользователям довольно удобными в плане построения общения, и поэтому блоги активно расширятся, привлекая все больше и больше активных пользователей.

 1.2.3. Статистические данные по блогосфере.

По данным аналитической группы компании «Яндекс», уже несколько лет занимающейся исследованием состава российской блогосферы, можно выделить следующие особенности так называемого «среднего блоггера».

Согласно данным, полученным путем автоматического анализа текстов в дневни­ках пользователей всех крупнейших хостингов, большинство (около 60%) россий­ских блоггеров — женского пола.

Сред­ний возраст автора дневника составляет 22 года.

У трети российских блоггеров — 10 или меньше читателей, регулярно посещающих их страничку. Менее 1% русскоязычных блогов регулярно читает 1000 или более людей.

Более 45% авторов дневников читают какие-либо сообщества («клубы по интересам») или состоят в них. Личные дневники редко посвящены какой-то одной теме. Другая ситуация с сооб­ществами — они намного чаще имеют вполне определенную направленность.

Данные, собранные в русском секторе блогосферы, можно сопоставить с результатами исследования блогов на западе. Согласно данным Кима Харта, больше половины блоггеров моложе 30 лет (здесь мы видим соответствие с закономерностью, наблюдающейся среди русских блоггеров: виртуальные дневники в основном ведут молодые люди). «Общительный, моложе 30 лет», - так характеризует американский автор среднестатистического блоггера  [37]. Большинство блогов ориентировано на творческую самопрезентацию.

К 2006 году в Интернете существовало около 49 миллионов блогов (сейчас их около 112 миллионов). Интересен тот факт, что, согласно опросу, только около 10 000 блоггеров отмечали среди своих читателей людей, не относящихся к кругу их семьи или друзей.

Около 33% пользователей считают ведение блога формой журналистики.

«Среднестатистический блоггер – это девочка лет четырнадцати, пишущая о своей кошке», - так оценивает блогосферу профессор Университета Квиннипиак (Коннектикут) Александр Хэлавейс. Среднестатистические блоггеры обычно не пишут о политике и не стремятся стать журналистами; они ведут дневники для того, чтобы, используя блогосферу, удерживать контакт со своими друзьями [37].

Три четверти американских блоггеров, согласно данным technorati.com (группа анализа блогосферы), как минимум закончили колледж, 42% окончили магистратуру. В отличие от русских блоггеров, большую часть которых составляют женщины, большинство американских виртуальных дневников ведут мужчины. У  44% блоггеров со всего мира есть дети. Пятая часть всех блоггеров имеет стабильную работу. Если делить блоги на личные, корпоративные и профессиональные (содержащие записи о профессии автора блога, но не являющимися корпоративным средством коммуникации), то получается следующий расклад: 79% блогов – личные, 46% - профессиональные, 12% - корпоративные (группы не взаимоисключающие, т.е. один блог может сочетать в себе черты личного и профессионального) [41].

 

1.3. Индикаторы самораскрытия в условиях блогов.

Итак, самораскрытие – это раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком, раскрытие интимной информации о себе. Человек в процессе самораскрытия добровольно, осознанно излагает личную информацию. Человек не только раскрывается перед другим, но и понимает себя.

Самораскрытие может делиться на оценочное (рассказ о своих переживаниях, сокровенных мыслях, взглядах, интересах, мнениях) и описательное (рассказ о себе без эмоциональной окраски, изложение фактов, описание событий).

Исследования свидетельствуют о том, что, независимо от пола, расы и национальности, люди более склонны делиться с другими информацией о своих аттитюдах, мнениях, вкусах и интересах и менее склонны доводить до других информацию, связанную с личным и сокровенным, относящимся к тематике, которую можно условно назвать «личность, тело, финансы» (это относится к оценочному самораскрытию).

Таким образом, в оценочном самораскрытии мы можем выделить два уровня:

1 уровень – раскрытие информации об аттитюдах, мнениях, вкусах, интересах

2 уровень – раскрытие информации о личности, теле, финансах (более «личное», сокровенное).

Можно также выделить описательное самораскрытие как особый, нулевой уровень: человека что-то раскрывает о себе, но это – сухие факты.

На основании теоретического анализа можно выделить гипотетические  индикаторы глубокого уровня самораскрытия реальной личности. Здесь будут преобладать записи, содержащие:

- переживания и сокровенные мысли (записи любого рода, выдающие рефлексию автора дневника: описание проблем с любимым человеком, «мысли о жизни», сформулированные самим блоггером, впечатления от событий, произошедших в жизни, записи серии «крик души», рефлексивные и психотерапевтические записи)

 - фото в дневнике (я, мои друзья, моя семья, моя собака, моя комната, моя новогодняя елка и т.д.)

 - информация в «профиле» (указан возраст, город, место учебы, социальный статус и т.д.)

Поверхностный уровень самораскрытия реальной личности. Преобладают записи о:

 - Интересах, вкусах (любимые фильмы/сериалы/актеры/музыканты, их фото, новости из их жизни)

 - Мнениях, аттитюдах (записи, содержащие оценочные мнения о чем-то, но не о своей жизни/проблемах/переживаниях, а скорее о чем-то, напрямую не касающемся этого человека – о новостях и т.д.).

 

Глава 2. Эмпирическое исследование.

 2.1. Общий план и основные этапы исследования.

Объект исследования - блоги (Интернет-дневники), ориентированные на самораскрытие их авторов.

Предмет - особенности самораскрытия в блогах различных типов, авторы которых являются носителями разных языков.

Цель данного эмпирического исследования - сопоставить особенности блогов с различными уровнями самораскрытия, сопоставить разноязычные блоги с одинаковым уровнем самораскрытия.

Гипотезы:

1) Существуют блоги, ориентированные преимущественно на самораскрытие их авторов;  можно выделить два уровня (типа) таких блогов, основываясь на индикаторах уровней самораскрытия, описанных в главе 1 (раздел 1.3.2); эти уровни существуют как в русскоязычном секторе блогосервиса, так и в англоязычном.

2) Блоги двух типов различаются по ряду формальных характеристик,  эти различия можно соотнести с различиями в особенностях самораскрытия на различных уровнях:

а) Для авторов блогов, ориентированных на более поверхностное самораскрытие, свойственно рассматривать блогосферу как поле для общения и обмена информацией; для авторов блогов, ориентированных, наоборот, на глубокое самораскрытие, более важна психотерапевтическая  функция блога; поэтому авторы блогов первого типа имеют большее количество постоянных читателей и избранных дневников, чаще участвуют в сообществах; количество комментариев в их блогах больше, чем в блогах второго типа.

б) Блоггеры, выбирающие более глубокий тип самораскрытия, используют больше средств для раскрытия своих особенностей: пользуются дополнительными возможностями сервиса, используют свои фото на аватарах, дают более развернутую информацию о себе в эпиграфе/верхнем посте.

3) Существуют различия между разноязычными выборками блогов одного и того же типа, которые связаны с национальными особенностями носителей русского и английского языка.

 Наше эмпирическое исследование состояло из четырех этапов.

На первом этапе производился отбор блогов разных типов для исследования, с ориентировкой на выделенные в гл.1 индикаторы самораскрытия в блогах. Также подсчитывалось и сравнивалось количество англоязычных и русскоязычных блогов разных типов (не связанных с самораскрытием).

На втором этапе исследования проводился контент-анализ формальных характеристик двух типов блогов, различающихся по уровню самораскрытия. При этом выделялись и анализировались  различия между блогами с поверхностным и глубоким уровнем самораскрытия (как англоязычными, так и русскоязычными).

На третьем этапе, на основе контент-анализа, проведенного на втором этапе, сопоставлялись англоязычные и русскоязычные блоги с одинаковым уровнем самораскрытия.

На заключительном этапе проводился контент-анализ содержательных характеристик записей с глубоким типом самораскрытия и сопоставление по этим характеристикам англоязычных и русскоязычных блогов.[34].

На первом этапе было проанализировано 198 русскоязычных блогов и 223 англоязычных блога. Для этого проводился анализ блогов популярного мультиязыкового блогосервиса livejournal.com. По результатам этого этапа исследования было отобрано для последующего анализа  100 блогов: по 50 блогов каждого из двух типов самораскрытия, соответственно 25 русскоязычных и 25 англоязычных. Для исследования выбирались только открытые, публичные блоги.

В русскоязычной выборке из 25 авторов блогов с поверхностным уровнем самораскрытия 20 – жители России, 1 – Узбекистана, 1 – Латвии, 2 – Украины, 1 – неизвестно; из 25 авторов блогов с глубоким уровнем самораскрытия 13 – жители России, 3 – Украины, 8 – неизвестно. 

В англоязычной выборке из 25 авторов блогов с поверхностным уровнем самораскрытия 12 – жители США, 2 – Великобритании, 1 – Италии, 1 – Швеции, 1 – Нидерландов, 1 – Канады, 1 – Австралии и 6 – неизвестно; изз 25 авторов блогов с глубоким уровнем самораскрытия 13 – жители США, 3 – жители Великобритании, 1 – Канады и 8 – неизвестно.

        

2.2. Отбор блогов разных типов и сопоставление типов блогов в разных культурах.

Задачей первого этапа исследования был поиск и  выявление блогов, относящихся к двум типам, выделенных в разделе 2.2. Для этого проводился анализ блогов одного из самых популярных мультиязыковых блогосервисов livejournal.com. По результатам этого этапа исследования было отобрано для последующего анализа  100 блогов: по 50 блогов каждого из двух типов самораскрытия, соответственно 25 русскоязычных и 25 англоязычных. Для исследования выбирались только открытые, публичные блоги. Блоги отбирались с использованием обозначенных в теоретической части работы индикаторов уровней самораскрытия.

Для определения уровня самораскрытия производился первичный контент-анализ записей в блоге (оценивалось в среднем 20 последних записей). Целью анализа был поиск индикаторов самораскрытия того или иного уровня, обозначенных в главе 2 данной работы. Выбор Интернет-дневников на первом этапе  исследования осуществлялся случайным образом. Оценивалось количества записей, которые можно отнести к тому или иному уровню самораскрытия. Дневник отбирался для исследования, если количество таких записей составляло 85-90%.

По результатам этого этапа исследования было отобрано для последующего анализа  100 блогов.

Ниже приводится краткая характеристика двух групп блогов:

1 группа: блоги, авторы которых придерживаются поверхностного уровня оценочного самораскрытия личности. Данные блоги преимущественно заполнены сообщениями, содержащими информацию об интересах и вкусах автора, его мнениями на определенные темы (например, впечатления о просмотренных фильмах, мнения по социально острым вопросам), аттитюды. В таких блогах мало личной информации об авторе, не раскрываются его собственные, глубоко личные эмоциональные переживания, редко появляются его собственные фотографии.

2 группа: блоги, авторы которых придерживаются уровня глубокого оценочного самораскрытия личности. Интернет-дневники подобного рода преимущественно наполнены сообщениями о личных переживаниях автора, его персональной жизни, эмоциональных реакциях. Они, в общем и целом, ближе к понятию «личный дневник» в его исконном значении и предположительно призваны выполнять такие функции, как рефлексивная, психотерапевтическая.

Обе группы  блогов относятся к контентным (по классификации, предложенной В.Волхонским [10]).

Также прослеживается связь выделенных нами типов с теми типами Интернет-дневников, которые выделил в 1998г. И.Каваура: те дневники, которые в данной работе отнесены к поверхностному уровню самораскрытию (темы записей затрагивают аттитюды, интересы, мнения), можно соотнести с тем, что Каваура называл журналом - блоги, в которых изложены факты, ориентированные на читателя записи. Те блоги, которые мы отнесли к глубокому типу самораскрытия (ориентированные на записи с тематикой, затрагивающей эмоции и переживания автора), соотносятся с дневниками в узком смысле этого слова (блоги, содержащие в большинстве своем записи эмоционального характера, направленные на себя) и открытыми дневниками (все эмоциональные записи о чувствах автора которых ориентированы на читателя), по терминологии Кавауры [39].

В нашу выборку  для основного исследования не были включены блоги, которые мы не отнести к одному из двух типов самораскрытия. Поэтому дополнительно мы провели сравнение частоты встречаемости разных типов блогов в англоязычной и русскоязычной блогосфере.

При отборе русскоязычных блогов в, соответственно, русскоязычном секторе livejournal.com, на 50 блогов (25 – поверхностный тип самораскрытия и 25 – глубокий тип самораскрытия), нам встретились блоги следующих видов:

Творческие (основной контент представляет из себя стихи, прозу, фотографии и рисунки, созданные непосредственно автором блога) – 7 блогов;

Friends only (блоги, открытые не всем посетителям сайта, а только ограниченному количеству людей, знакомых автору блога; обычно в профиле или в самом блоге содержится указание на то, что данный блог является закрытым) – 17 блогов;

Мониторинговые блоги (основной контент блогов данного вида представляет из себя откомментированные ссылки, новости, чужие посты) – 25 блогов;

Блоги с описательным типом самораскрытия (содержат записи с сухими фактами; авторы блогов могут рассказывать, как они провели день и что им нужно сделать, без какой-либо эмоциональный реакции или высказывания своего мнения по данному поводу) – 39 блогов;

Смешанный тип – 60 блогов (см. табл.1). 

При отборе англоязычных блогов нам встречались те же виды Интернет-дневников, однако их количество распределилось несколько по-иному:

Творческие – 9 блогов;

Friends only – 122 блога;

Мониторинговые блоги  – 2 блога;

Блоги с описательным типом самораскрытия  – 25 блогов;

Смешанный тип – 65 блогов (см. табл.1). 

Таблица 1. Типы блогов, не связанные с особенностями самораскрытия.

Тип содержания

русские

английские

Значимость различий (критерий X2)

творческий

7

9

Различия статистически недостоверны

Friends only

17

122

Различия статистически достоверны

мониторинг

25

2

Различия статистически достоверны

описательный тип

39

25

Различия статистически недостоверны

смешанный

60

65

Различия статистически недостоверны

 

Следует обратить особое внимание на существенное преобладание в англоязычной блогосфере закрытых блогов (доступных для просмотра только определенному количеству виртуальных друзей автора) – более 50% из всех проанализированных блогов, а также на большое количество мониторинговых блогов в русской блогосфере. Различия оказались статистически достоверными: можно утверждать, что англоязычные блоггеры чаще «закрывают» свои Интернет-дневники, а среди русскоязычных блогов статистически чаще попадаются блоги мониторингового типа, основной контент которых составляют скопированные из чужих блогов/новостных лент/сайтов статьи, ссылки или посты.

Результаты нашего исследования мы можем сопоставить с характеристиками индивидуалистического и коллективистского общества, описанными Мацумото. Исследователь утверждает, что представителям индивидуалистического общества, обладающим независимым конструктом Я,  свойственна вера в обособленность индивидов, стремление к независимости, самостоятельной сущности. Напротив, представителям коллективистских культур, обладающим взаимозависимым конструктом Я, свойственно избегать явной обособленности. Они не приветствуют обособленности, стремятся к взаимной зависимости и поддерживают ее. Индивиды, представляющие коллективистское общество, социализируются таким образом, чтобы проявлять солидарность, выполнять назначенные социальные роли, принимать участие в подобающей деятельности, в которой принимают участие все остальные.

Рассмотрим данные англоязычной и русскоязычной выборки блоггеров и проанализируем их, согласно вышеизложенным постулатам концепции Мацумото. Мы можем предположить, что стремление англоязычных (т.е. американских и европейских представителей индивидуалистической культуры) блоггеров вести «закрытые блоги», доступные для просмотра только ограниченному кругу лиц, знакомых автору, связано именно со стремлением к обособленности, описанным Мацумото. Англоязычные блоггеры в меньшей степени, чем русскоязычные, испытывают потребность в том, чтобы что-то кому-то доказывать, получать большое количество комментариев от незнакомых людей, опираться на чужое мнение, касающееся их постов в блоге. В отличие от них, русскоязычные блоггеры (представители скорее коллективистской культуры)  не приветствуют такой явной обособленности (блог есть, но читать его невозможно). Мы предполагаем, что именно с этим связано отсутствие у русскоязычных блоггеров стремления закрыть свой блог от посторонних, таким образом «обособиться».

С другой стороны, характеристики коллективистской культуры, предложенные Мацумото, могут помочь нам интерпретировать данные о большом количестве мониторинговых блогов среди русскоязычного сектора, чего не наблюдается в англоязычной части блогосферы. Статистика указывает на то, что такая форма существования в виртуальном пространстве, как блог, становится все более и более популярной с каждым годом. Все больше людей ведут блоги. Однако не все люди готовы к глубокому и даже поверхностному самораскрытию в Интернете. К тому же, некоторые из них не имеют представления, как вести блог и о чем  писать в нем. Однако, их окружают другие представители общества (друзья, знакомые, родственники, сослуживцы), которые уже ведут блог, освоились в нем. Представителю коллективистской культуры свойственно принимать участие в «подобающей» деятельности, которую выполняют другие индивиды, они стремятся к взаимной зависимости, испытывают желание «делать так, как другие». Возможно, именно так формируются так называемые «мониторинговые блоги»: поддавшись общему течению, индивид может завести свой собственный блог, испытывать желание оставлять в нем записи, как это делают другие, однако, за неимением материала (неготовность к оценочному самораскрытию), они лишь копируют чужие посты (новости, ссылки) и, в лучшем случае, дописывают свои небольшие комментарии к данным записям.

Таким образом, основными результатами первого этапа исследования явились:

1.Выявление как в русскоязычной, так и в англоязычной блогосфере двух типов блогов, выделенных на основе теоретического анализа.

2.Отбор материала для второго этапа исследования.          

3. Выявление статистически значимых различий в  количестве блогов с разными видами контента в англоязычной и русскоязычной блогосфере, и их объяснение с позиции теории независимого и взаимозависимого Я.

 

2.3. Контент-анализ блогов, различающихся по уровню самораскрытия.

Методика.

На втором этапе исследования производилось сравнение блогов, выявленных на первом этапе, по следующим объективным параметрам:

1)    количество постоянных читателей/«друзей» (людей, которые читают этот блог);

2)    количество избранных дневников (блогов, которые читает сам автор исследуемого Интернет-дневника);

3)    средняя длина записи (среднее количество слов);

4)    гендерная принадлежность автора блога;

5)    средняя частота записей (в месяц);

6)    среднее количество комментариев к записи;

7)    количество указанных в профиле интересов;

8)    использование дополнительных возможностей в записях (указание настроения/прослушиваемой в данный момент музыки);

9)    использование личных фото автора блога на юзерпиках (аватарах);

10)      наличие в блоге различных средств самопрезентации (использует ли автор в своих сообщениях графические изображения, объекты медиа и т.д.);

11)      наличие «верхнего поста»/эпиграфа в дневнике как дополнительного средства самопрезентации и предоставления информации о личности.

12)      Количество сообществ, в которых данный пользователь является участником.

Использовался метод контент-анализа. Исследовался профиль автора блога, а также определенное количество записей, в зависимости от их частотности: все записи за последние 3 месяца, либо 20 последних записей, если они оставлены автором за период, превышающий 3 месяца.

Результаты.

Средние результаты по группам.

Русскоязычные блоги (см. табл.3.1).

1 группа – уровень поверхностного оценочного самораскрытия личности – 25 блогов.

Среднее количество постоянных читателей/«друзей» (людей, которые читают этот блог - 437,7;

среднее количество избранных дневников (блогов, которые читает сам автор исследуемого Интернет-дневника) в среднем ровно  407,2;

средняя длина записи (среднее количество слов) –  114,8;

гендерная принадлежность автора блога: 52% женщин, 48% мужчин из 25 исследованных;

средняя частота записей (в месяц)-  14,5;

среднее количество комментариев к записи –  7,1;

количество указанных в профиле интересов в среднем ровняется  48,7;

32% исследованных блоггеров используют дополнительные возможности в записях (указание настроения/прослушиваемой в данный момент музыки);

Подавляющее количество исследованных блоггеров не используют личные на юзерпиках (аватарах) – ~88%; 12% используют.

В ~88% исследованных Интернет-дневников этой группы наблюдается наличие различных средств самопрезентации (графические изображения, объекты медиа и т.д.);

В ~32% блогов наблюдается наличие «верхнего поста»/эпиграфа в дневнике как дополнительного средства самопрезентации и предоставления информации о личности.

Среднее количество сообществ, членом которых является автор блога данной группы – 58,2.

 

2 группа – уровень глубокого оценочного самораскрытия личности – 25 блогов.

Среднее количество постоянных читателей/«друзей» (людей, которые читают этот блог)  - 91,6;

среднее количество избранных дневников (блогов, которые читает сам автор исследуемого Интернет-дневника) - 103,2;

средняя длина записи (среднее количество слов) –  125,5;

гендерная принадлежность автора блога: женщин 88%,  12% мужчин);

средняя частота записей (в месяц) ровна  13,5 записей в месяц;

среднее количество комментариев к записи –  2,7;

количество указанных в профиле интересов в среднем ровняется  33,0;

В среднем  44% исследованных блоггеров используют дополнительные возможности в записях (указание настроения/прослушиваемой в данный момент музыки);

Многие из исследованных блоггеров не используют личные на юзерпиках (аватарах) – ~56%;

В ~68% исследованных Интернет-дневников этой группы наблюдается наличие различных средств самопрезентации (графические изображения, объекты медиа и т.д.);

В ~16% блогов наблюдается наличие «верхнего поста»/эпиграфа в дневнике как дополнительного средства самопрезентации и предоставления информации о личности.

Среднее количество сообществ, членом которых является автор блога данной группы – 22,4.

 

Таблица 3.1. Русскоязычные блоги: средние значения и значимость различий.

Признак

1 группа

2 группа

Значимость различий (критерий)

1. Количество постоянных читателей

437,7

91,6

значимо по t-критерию Стьюдента

2. Количество избранных дневников

407,2

103,2

значимо по t-критерию Стьюдента

3. Длина записей

114,8

125,5

незначимо по t-критерию Стьюдента

4. Гендер

52% Ж, 48% М

88% Ж, 12% М

значимо по критерию Х2

5. Частота записей

14,5

13,5

незначимо по t-критерию Стьюдента

6. Количество комментариев

7,1

2,7

значимо по критерию Манна-Уитни

7. Количество интересов

48,7

33,0

незначимо по t-критерию Стьюдента

8. Доп.возможности

32% да, 68% нет

44% да, 56% нет

незначимо по критерию Х2

9. Личное фото

12% да, 88% нет

44% да, 56% нет

значимо по критерию Х2

10. Медиа

88% да, 12% нет

68% да, 32% нет

значимо по критерию Х2

11. «Верхний пост»/эпиграф

32% да, 68% нет

16% да, 84% нет

значимо по критерию Х2

12. Сообщества

58,2

22,4

Значимо на уровне тенденции по критерию Манна-Уитни

 

Англоязычные блоги (см. табл.3.2).

Таблица 3.2. Англоязычные блоги – средние значения и значимость различий.

Признак

1 группа

2 группа

Значимость различий (критерий)

1. Количество постоянных читателей

240,2

32,6

значимо по t-критерию Стьюдента

2. Количество избранных дневников

201,2

30,5

значимо по t-критерию Стьюдента

3. Длина записей

160,9

198,1

незначимо по t-критерию Стьюдента

4. Гендер

100% Ж, 0% М

80% Ж, 20% М

значимо по критерию Х2

5. Частота записей

12,7

8,2

незначимо по t-критерию Стьюдента

6. Количество комментариев

11,8

1,8

значимо по t-критерию Стьюдента

7. Количество интересов

44,5

27,8

незначимо по t-критерию Стьюдента

8. Доп.возможности

60% да, 40% нет

60% да, 40% нет

незначимо по критерию Х2

9. Личное фото

0% да, 100% нет

28% да, 72% нет

значимо по критерию Х2

10. Медиа

84% да, 16% нет

36% да, 64% нет

значимо по критерию Х2

11. «Верхний пост»/эпиграф

40% да, 60% нет

4% да, 96% нет

значимо по критерию Х2

12. Сообщества

53,0

19,5

значимо по t-критерию Стьюдента

 

Различия между блогами с различными типами самораскрытия прослеживаются как в русскоязычной выборке, так и в англоязычной. Блоги с поверхностным типом самораскрытия отличаются от блогов с глубоким самораскрытием по одним и тем же параметрам как у носителей русского языка, так и у носителей английского языка: «количество постоянных читателей», «количество избранных дневников», «гендер», «количество комментариев», «использование личных фото на аватарах», «использование медиа», «наличие «верхнего поста»/эпиграфа», «количество сообществ, в которых участвует блоггер». Различия между двумя типами блогов по параметрам «длина записи», «количество интересов» и «использование дополнительных возможностей» как для англоязычных блоггеров, так и для русскоязычных оказались незначимыми.

На основе этих данных составим обобщенные портреты блоггеров первого и второго типа, придерживающихся, соответственно, глубокого или поверхностного стиля самораскрытия. Данные описания справедливы в равной мере как для русскоязычной, так и для англоязычной блогосферы.

Обобщенный портрет блоггера 1 группы.

(Уровень поверхностного самораскрытия: мнения, интересы, аттитюды).

В первую очередь следует отметить те параметры, различия по которым являются статистически значимыми. У блоггеров первой группы, которые заполняют свой Интернет-дневник (или, скорее, можно здесь употребить другой термин – «журнал», - так как название «личный дневник» не совсем подходит страницам с таким содержанием) записями, в основном касающимися их увлечений и интересов, значительно больше постоянных читателей (см. данные табл. 3.1). Довольно часто такие блоги оказываются монотематическими: поклонники определенных видов спорта/музыкантов/сериалов/увлекающиеся политикой и социальными вопросами заполняют свой блог исключительно контентом, касающимся именно этого увлечения. Отметим здесь же, что различия по параметру «количество избранных дневников» также оказалось статистически значимым: блоги первого типа читает, как правило, больше пользователей, нежели в среднем подписываются на блоги второго типа. Можно предположить, что большое число постоянных читателей подобного рода Интернет-дневников обусловлено тем, читатели воспринимают журнал в первую очередь как источник информации об интересующем их предмете, и, во-вторых, настроены на общение, центральной темой которого окажутся общие с автором блога интересы. Для блоггера первой группы блогосервис выполняет прежде всего коммуникативную и информационную функцию: его блог читают много людей, и он сам читает блоги многих людей с целью получения информации и общения на темы, связанные с общими интересами, обмен мнений.

На вторую причину как раз указывает другой фактор, различия по которому оказались достоверны: в блогах первого типа значительно выше среднее количество комментариев к записи. Это свидетельствует о том, что блог выполняет также и коммуникативную функцию: читатели обсуждают с автором блога и между собой тематические записи, обмениваются мнениями. Также можно судить о важности коммуникативной функции по значимости такого параметра, как «количество сообществ»: блоггеры первого типа, ориентированные на высказывания своих мнений, обсуждение своих интересов, более охотно вступают в различные тематические сообщества, где есть возможность встретить большее количество единомышленников и большой компанией обсудить волнующие их на данный момент темы. Возможно, именно наличие такого сервиса, как тематические сообщества, определяют малое внимание к описанию интересов в профиле: значимых различий по параметру «количество интересов» между блоггерами первого и второго типа, не было обнаружено ни в русскоязычной, ни в англоязычный выборке. Как блоггеры с более поверхностным самораскрытием, так и блоггеры, ориентированные на более глубокое самораскрытие, одинаково охотно указывают в своих профилях свои интересы, среднее их количество мало отличается, однако блоггеры второго типа реже вступают в сообщества – предположительно, именно потому, что блог для них выполняет другую функцию.

Далее, статистически достоверные различия проявились по следующим параметрам: наличие «верхнего поста»/эпиграфа использование в дневнике различных изображений/средств медиа и использование личной фотографии автора блога на аватаре (юзерпике). Авторы блогов первого типа, ориентирующиеся на более поверхностное самораскрытие, редко затрагивающее их реальную личность, их чувства и эмоции, имеют тенденцию игнорировать возможность дополнительного раскрытия своей личности, редко используя свои собственные фото в качестве аватара (юзерпика). Чаще всего используются как раз аватары, так или иначе связанные с интересами блоггера. Таким образом, блоггер первого типа снова концентрирует внимание именно на своих интересах, нежели на реальной личности, избегает глубокого самораскрытия. В их дневниках чаще встречается «верхний пост», или эпиграф, и, как правило, он тоже содержит информацию об их интересах: сериалы, которые они смотрят, список постов в их дневнике со ссылками на них, которые они считают наиболее важными для той или иной темы, которая раскрывается в их дневнике, список их интересов на данный момент.

Подавляющее количество блоггеров первого типа используют в своих Интернет-дневниках различные средства медиа: изображения, музыку, видео и т.д. Можно предположить с большой вероятностью, что это связанно именно со спецификой блогов: авторы, к примеру, часто прикрепляют фото/видео, связанные с тематикой поста.

В англоязычной выборке подавляющее число блоггеров, ориентированных на поверхностный тип самораскрытия, являются девушками/женщинами, однако в русском секторе блогосферы такие четкие различия выявлены не были. В этом можно отметить первое различие англоязычных и русскоязычных пользователей, выбравших поверхностный тип самораскрытия для своего блога.

По таким факторам, как средняя частота записей в месяц и длина записей, различия статистически не подтвердились, оказались незначимыми. То же самое можно сказать и о параметре «использование дополнительных возможностей»: отличий от блогов второго типа обнаружено не было (однако, стоит отметить, что здесь также наблюдались различия между англоязычной и русскоязычной выборкой).

Обобщенный портрет блоггера 2 группы.

(уровень глубокого самораскрытия: личность/эмоции).

Большинство блоггеров этой группы являются также женщинами/девушками. Как мы уже отметили выше, авторы блогов второго типа реже вступают в тематические сообщества по интересам, что указывает на то, что они менее стремятся именно к такому типу общения, которое затрагивает их мнения/аттитюды, их блог более ориентирован на самоанализ.

 Также нет отличий и по длине записи: в среднем она чуть длиннее, чем запись в блоге первого типа, но данные отличия нельзя считать статистически значимыми. Практически одинакова и частота записей.

Среднее количество постоянных читателей блога второй группы и  среднее количество дневников, которые читает автор блога такого типа, значительно меньше (статистические отличия достоверны), чем показатели блогов 1 группы, т.е. блоггеры второй группы сами отслеживают Интернет-дневники меньшего количества людей, а также их собственные блоги читает значительно меньше других участников блогосферы. Т.е. можно предположить, что для авторов блогов второй группы коммуникативная функция не занимает главенствующую позицию и скорее уступает функции рефлексии. Это доказывает также и тот факт, что количество комментариев в среднем меньше, чем в первой группе блогов. Авторы блогов второго типа, возможно, могут избегать обсуждения/дискуссии, или, что более вероятно, могут не получать отклика от постоянных читателей в ответ на свои эмоциональные переживания. Возможно, корни этого феномена лежат в специфике общения в Интернете в целом: общение анонимное, отсроченное, поэтому постоянные читатели блога могут не чувствовать себя обязанными дать какую-либо обратную связь автору блога, опубликовавшему пост, затрагивающий личные проблемы.

44% русскоязычных и 28% англоязычных блоггеров данного типа используют на аватарах (юзерпиках) свои собственные фотографии. Процент не так велик, однако  различия с блогами первого типа значимы статистически: блоггер раскрывает свою реальную личность в «виртуальном мире», выходит на глубокий уровень самораскрытия, что отличает их от блоггеров первого типа: они менее охотно используют свои личные фото для создания юзерпиков/аватаров.

Гораздо меньше блоггеров данного типа используют различные средства медиа при написании постов. В записях скорее превалирует текст, описательного характера, нежели какие-либо изображения или видео.

 

2.4. Сравнение разноязычных блогов с одним и тем же типом самораскрытия.

Результаты статистического сравнения англоязычных и русскоязычных блогов с поверхностным типом самораскрытия:

Различия между двумя группами по параметру «длина записи» значимы на уровне тенденции по t-критерию Стьюдента.

Различия по параметрам «гендер»,  «использование личных фото на аватаре», «использование дополнительных возможностей» достоверны по критерию X2.

Различия по параметрам «количество постоянных читателей», «количество избранных дневников», «количество комментариев», «частота записей», «количество сообществ», «количество интересов» незначимы по t-критерию Стьюдента.

Различия по параметру «использование медиа», «наличие верхнего поста/эпиграфа» являются   незначимыми по критерию X2.

 

Таблица 4.1. Сравнение русскоязычных и англоязычных блогов с поверхностным типом самораскрытия – средние значения и значимость различий.

Признак

Русскоязычные

Англоязычные

Значимость различий (критерий)

1. Количество постоянных читателей

437,7

240,2

незначимо по t-критерию Стьюдента

2. Количество избранных дневников

407,2

201,2

незначимо по t-критерию Стьюдента

3. Длина записей

114,8

160,9

значимо на уровне тенденции по t-критерию Стьюдента

4. Гендер

52% Ж, 48% М

100% Ж, 0% М

значимо по критерию Х2

5. Частота записей

14,5

12,7

незначимо по t-критерию Стьюдента

6. Количество комментариев

7,1

11,8

незначимо по t-критерию Стьюдента

7. Количество интересов

48,7

44,5

незначимо по t-критерию Стьюдента

8. Доп.возможности

32% да, 68% нет

60% да, 40% нет

значимо по критерию Х2

9. Личное фото

12% да, 88% нет

0% да, 100% нет

значимо по критерию Х2

10. Медиа

88% да, 12% нет

84% да, 16% нет

незначимо по критерию Х2

11. «Верхний пост»/эпиграф

32% да, 68% нет

40% да, 60% нет

незначимо по критерию Х2

12. Сообщества

58,2

53,0

незначимо по t-критерию Стьюдента

 

Результаты статистического сравнения англоязычных и русскоязычных блогов с глубоким типом самораскрытия:

Различия между двумя группами по параметру «длина записей» значимы по t-критерию Стьюдента.

Различия по параметрам «использование медиа», «наличие верхнего поста/эпиграфа,  «использование личных фото на аватаре», «использование дополнительных возможностей» достоверны по критерию X2.

Различия между двумя группами по параметру «количество избранных дневников» значимы на уровне тенденции по t-критерию Стьюдента.

Различия между двумя группами по параметрам «количество постоянных читателей», «частота записей», «количество комментариев», «количество интересов» и «количество сообществ» незначимы по t-критерию Стьюдента.

Различия по параметру «гендер» являются  незначимыми по критерию X2.

Таблица 4.2. Сравнение русскоязычных и англоязычных блогов с глубоким типом самораскрытия – средние значения и значимость различий.

Признак

Русскоязычные

Англоязычные

Значимость различий (критерий)

1. Количество постоянных читателей

91,6

32,6

незначимо по t-критерию Стьюдента

2. Количество избранных дневников

103,2

30,5

значимо на уровне тенденции по t-критерию Стьюдента

3. Длина записей

125,5

198,1

значимо по t-критерию Стьюдента

4. Гендер

88% Ж, 12% М

80% Ж, 20% М

незначимо по критерию Х2

5. Частота записей

13,5

8,2

незначимо по t-критерию Стьюдента

6. Количество комментариев

2,7

1,8

незначимо по t-критерию Стьюдента

7. Количество интересов

33,0

27,8

незначимо по t-критерию Стьюдента

8. Доп.возможности

44% да, 56% нет

60% да, 40% нет

значимо по критерию Х2

9. Личное фото

44% да, 56% нет

28% да, 72% нет

значимо по критерию Х2

10. Медиа

68% да, 32% нет

36% да, 64% нет

значимо по критерию Х2

11. «Верхний пост»/эпиграф

16% да, 84% нет

4% да, 96% нет

значимо по критерию Х2

12. Сообщества

22,4

19,5

незначимо по t-критерию Стьюдента

 

Таким образом, в среде блогов с поверхностным уровнем самораскрытия между англоязычными и русскоязычными блоггерами обнаружены статистически значимые отличия по таким параметрам, как:

 - «гендер» (среди англоязычных пользователей преобладают авторы женского пола, в русскоязычной же блогосфере почти в равной мере представлены мужчины и женщины);

 - «использование дополнительных возможностей» (англоязычные пользователи чаще пользуются дополнительными возможностями сервиса);

 - «личные фото» (англоязычные пользователи избегают использовать свои личные фотографии для создания аватаров, в русскоязычном секторе же такое не часто, но все же случается);

 - «длина записи» (у англоязычных пользователей записи в среднем длиннее, чем у русскоязычных – различия значимы на уровне тенденции). 

Что касается блогов с глубоким типом самораскрытия, здесь были выявлены отличия по следующим критериям:

- «использование дополнительных возможностей» (англоязычные пользователи чаще пользуются дополнительными возможностями сервиса);

 - «личные фото» (англоязычные пользователи реже используют свои личные фото на юзерпиках, нежели русскоязычные).

 - «медиа» (русскоязычные пользователи статистически чаще прибегают к использованию мультимедийных средств при написании постов в блоге);

 - «наличие верхнего поста/эпиграфа» (в блогах русскоязычных пользователей статистически чаще можно увидеть «верхний пост»);

 - «количество избранных дневников» (русскоязычные пользователи регулярно читают записи в большем количестве чужих блогов, нежели русскоязычные – различия значимы на уровне тенденции).

Данные различия можно объяснить стремлением русскоязычных пользователей, как представителей коллективистской культуры, избежать обособленности и анонимности личности. Они не стремятся сохранить личную независимость в блоге, легче открывают доступ к своей реальной личности группе людей, с которыми контактируют в реальном пространстве (чаще используют для аватаров/юзерпиков свои реальные фото, что наблюдается как в блогах с глубоким типом самораскрытия, так и у пользователей, остановивших свой выбор на поверхностном уровне самораскрытия). Они устанавливают с ними социальные связи, стремясь сразу предоставить о себе как можно более развернутую информацию (в их дневниках, ориентированных на глубокое самораскрытие, чаще можно встретить так называемые «верхние посты», или эпиграфы, содержащие информацию об авторе дневника, изображения или цитаты, каким-то образом его характеризующие, «политику добавления в друзья», условия общения – на «ты» или на «Вы» и т.д.). Русскоязычные пользователи лучше адаптируются к установленным отношениям в группе, стремятся к общению (для русскоязычных авторов с глубоким типом самораскрытия характерно регулярно читать большее количество чужих Интернет-дневников по сравнению с англоязычной выборкой), чего нельзя утверждать об англоязычных блоггерах: как представители индивидуалистической культуры, они стремятся к обособленности и сохранению независимости своего «Я», сосредотачиваются на внутренних атрибутах, и в связи с этим реже проявляют интерес к дневникам других пользователей. В своих записях они, напротив, более многословны (характерно для блогов с поверхностным типом самораскрытия), что может указывать на то, что они чаще концентрируются на себе, свои собственных интересах и впечатлениях, открыто и развернуто описывают свои предпочтения публично.

2.5. Сравнение англоязычных и русскоязычных блогов с глубоким уровнем самораскрытия. Содержательный контент-анализ постов.

С целью более глубоко изучить различия между англоязычными и русскоязычными блоггерами 2-й группы (глубокий уровень самораскрытия) было решено провести содержательный анализ постов из их Интернет-дневников. Методика контент-анализа текстов основывается на схеме анализа проективных тестов ТАТ, представленной в пособии П.В.Яньшина «Практикум по клинической психологии» [29].

Контент-анализ оригинальных текстов, записей Интернет-дневников, безусловно, отличается от проективных историй, написанных на основе предъявленного рисунка, при четко заданной инструкции. В связи с этим схема анализа текстов ТАТ была нами упрощена и адаптирована

 Анализировались следующие характеристики текста поста:

1. Тематика/сфера поста. Здесь мы будем использовать обозначения, принятые при анализе тестов ТАТ:

Личная человек, его значимость (проблема престижа, самолюбия), оценка, самооценка.

Профессиональная (сюда же входит и учебная) работа, профессиональный рост, производственные проблемы и т. д.

Семейная отношение между членами семьи, проблемы воспитания.

Интимнаярассказы о взаимоотношениях между близкими людьми, исключая сексуальные переживания.

Сексуальная эротика, чувственный элемент.

Социальная материальная обеспеченность, субординация, отношения к социальным группам и классам, людям (прохожий, сосед).

Социально-политическаяотношение к власти, государству и т.д.

Морально-этическаячестность, доброта, приличие и т.п. (часто не является центром построения рассказа и сферой интереса, а вырастает из желания морализировать).

Религиозно-мистическаявера, ее значение, нечистая сила, колдовство, потусторонний мир.

Абстрактная ситуация рассказа иллюстрирует абстрактные понятия (жизнь и смерть, добро и зло, назначение человека и т. п.).

Фантастическаясказка, научная фантастика и т. д. (если не выявляется конвой для другой сферы).

Инфантильнаясцены и переживания из жизни детей, не достигших пубертата.

Пубертатнаясцены и переживания из жизни подростков; характерна тема непонимания консервативно настроенным взрослым изменившегося мира подростка и т. п.

Аутистическаясны, мечты, галлюцинации, уход от реальности в вымышленный мир фантазии [29].

2. Преобладающие эмоции (позитив/негатив, грустный пост/веселый пост)

3. Наличие описания прошлого (отдаленного или ближайшего), настоящего, будущего (отдаленного или ближайшего).

4. Присутствует ли описание реальных событий, или же вымышленных/увиденных во сне

5. Эмоциональный фон поста (повышенный – пониженный, преобладают мысли и анализ или яркие эмоциональные реакции вроде негодования, злости, бурной радости).

6. Описаны ли стенические эмоции (вдохновение, гнев, ярость) или астенические (уныние, депрессия).

7. Наличие вопросительных форм (задает ли автор вопросы себе, отвечает ли на них).

8. Позиция автора. Здесь приняты следующие обозначения:

1) действеннаячеловек чувствует себя хозяином жизни, хочет себя вести так (не обязательно ведет). Это творческие люди, обычно нечто принимают и нечто отрицают, люди с инициативой;

2) пассивнаячеловек принимает жизнь, как она есть, подчиняется установленному порядку, наблюдается глубокая внутренняя конформность. Подчиняются потоку жизни, люди без инициативы;

3) агрессивнаяпозиция устанавливается не только по агрессивным акциям, но и по агрессивным оценкам радость по поводу неудач близких, либо – враждебные злые оценки второстепенных персонажей;

4) страдательнаяпозиция людей, ожидающих для себя самого худшего, неблагоприятного исхода событий, испытывающих на себе чужой гнет, агрессию и т. п.;

5) созерцательнаясходна с пассивной тем, что автор не принимает активного участия в событиях, однако отличается отсутствием внутренней конформности, персонаж наблюдает жизнь со стороны, не подчиняясь течению событий, предпочитает не вмешиваться, не участвовать [29].

 Далее, из каждого блога, отнесенного во вторую группу (глубокий уровень самораскрытия: 25 русскоязычных и 25 англоязычных Интернет-дневников), случайным образом выбиралась запись длиной не менее 100 слов, и анализировалась по заданным критериям.

Результаты контент-анализа представлены в форме таблиц, составленных отдельно для каждого критерия анализа, с указанием статистической достоверности различий между англоязычной и русскоязычной выборкой. Примеры проанализированных записей, а также результаты анализа по каждой отдельной записи из исследованных, находятся в приложении к дипломной работе.

 

1)                Тематика поста.

В таблицу 5.1 включены те разновидности тематики, которые встречались при анализе записей блоггеров.

Таблица 5.1.

 

Англоязычные авторы

Русскоязычные авторы

Значимость различий (критерий Х2)

Личная

19

21

Не значимо

Профессиональная

1

0

Не значимо

Семейная

4

1

Не значимо

Интимная

9

8

Не значимо

Сексуальная

2

3

Не значимо

Социальная

1

9

значимо

Социально-политическая

1

2

Не значимо

Религиозно-мистическая

3

0

Не значимо

Абстрактная

3

0

Не значимо

Аутистическая

3

1

Не значимо

Записи с социальной тематикой (затрагивающие отношения к классам, людям, однако не содержащие информации о взаимоотношениях с близкими людьми, т.е. интимной тематики) статистически чаще встречаются у русскоязычных пользователей.

 

2)                Преобладающие эмоции.

Таблица 5.2.

 

Англоязычные авторы

Русскоязычные авторы

Значимость различий (критерий Х2)

Позитивные

6

13

Значимо

Негативные

19

12

Значимо

В записях русскоязычных авторов статистически чаще преобладают положительные эмоции, нежели отрицательные.

 

3)                Описание стенических/астенических эмоций.

Таблица 5.6.

 

Англоязычные авторы

Русскоязычные авторы

Значимость различий (критерий Х2)

Стенические

6

12

тенденция

Астенические

19

13

тенденция

Статистически значимых отличий обнаружено не было, однако есть тенденция к более частому проявлению астенических эмоций у англоязычных пользователей, по сравнению с русскоязычными авторами.

 

4)                Позиция автора.

Таблица 5.8.

 

Англоязычные авторы

Русскоязычные авторы

Значимость различий (критерий Х2)

Действенная

7

12

Не значимо

Пассивная

2

6

Не значимо

Агрессивная

1

0

Не значимо

Страдательная

9

3

Тенденция

Созерцательная

8

2

Не значимо

Статистически значимых отличий обнаружено не было.

 

Итак, в результате проведенного содержательного анализа были выявлены различия по нескольким параметрам. 

1.    Тематика.

Большинство блогов, как русскоязычных, так и англоязычных, затрагивали личную тематику (что предсказуемо, так как сами по себе блоги с глубоким самораскрытием ориентированы на информацию о личности автора, его чувствах и эмоциях). Однако, было обнаружено статистически значимое различие в частоте записей с социальной тематикой – русскоязычные пользователи чаще упоминают в постах отношения с людьми, не носящие характер интимных (т.е. не близких друзей или возлюбленных, а, к примеру, коллег по работе). Дли интерпретации данного факта мы снова обратимся к концепции независимого и взаимозависимого «Я» Мацумото. Согласно его представлениям о коллективистских культурах (к которым можно отнести современную Россию), в коллективистском обществе не приветствуется обособленность, индивиды стремятся приспособиться к взаимной зависимости и поддерживать ее, социализироваться. Возможно, именно с этими факторами связано повышенное внимание русскоязычных пользователей к своему социальному окружению: они больше концентрируют свое внимание на ежедневных интеракциях с людьми, которые не входят в самый близкий круг их общения,  описывают их и свои эмоции, связанные с общением с данными людьми.

Американцы и европейцы же, как представители индивидуалистической культуры, не склонны к выбору социальной тематики для своих записей в блогах: в их Интернет дневниках преобладают записи на личную, интимную, реже – семейную тему, что логично, так как члены индивидуалистического общества, согласно концепции Мацумото, имеют тенденцию сосредотачиваться на личностных, внутренних атрибутах.

2.    Преобладающие эмоции и позиция автора

Далее следует обратить внимание на тот факт, что в записях русскоязычных блоггеров, ориентированных на глубокий уровень самораскрытия, преобладают положительные эмоции, в то время как в постах англоязычных пользователей преобладают негативные эмоции (различия статистически значимы). Данные результаты подтверждают взгляды Д.Мацумото на различия в проявлении эмоций у коллективистских и индивидуалистических культур, однако исследователь отмечал такое различие в условиях выражения эмоций в группе «своих» (т.е. в окружении друзей, близких людей). Согласно его утверждениям, в коллективистских культурах наблюдается тенденция к проявлению позитивных эмоций в отношении «своих», так как позитивные эмоции способствуют поддержанию внутригрупповой гармонии; в индивидуалистических культурах такого стремления к поддержанию гармонии нет, и представители индивидуалистического общества считают для себя приемлемым выражать негативные эмоции, которые не способствуют поддержанию благоприятного психологического климата. Но здесь нам следует более подробно рассмотреть понятия «группы своих» и «группы чужих», так как для «группы чужих» данные Мацумото полностью противоположны: в индивидуалистических культурах негативные эмоции в «группе чужих» подавляются, в коллективистских же наоборот, поощряются как способствующие отделению «своих» от «чужих». В теоретическом обзоре кросс-культурных данных мы предположили, что блогосферу следует расценивать как «группу чужих», поскольку к публичным блогам имеют доступ все либо все пользователи данного блогосервиса, либо, (при определенных настройках Интернет-дневника) все пользователи всемирной сети. Однако, возможно, многими пользователями их страничка-дневник с определенным кругом постоянных читателей и комментатором может восприниматься именно как «группа своих».

Здесь же следует также отметить различия по параметру «стенические/астенические эмоции», значимые на уровне тенденции: эмоции, преобладающие у русскоязычных авторов, чаще стенические, а у англоязычных – астенические.

Стенические эмоции - (от греч. sthenos - сила) - эмоции, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости и т. п.). Стенические эмоции активны, переживаются с положительным эмоциональным тоном. Противоположностью стенических эмоций являются астенические эмоции - окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т.п. Преобладание астенических эмоций в качестве характерологического признака определяет, по классификации Э. Кречмера, так называемый астенический тип, для которого в ситуации нагрузки свойствен отказ от борьбы с трудностями. Стеническими и астеническими могут быть самые разные виды эмоциональных явлений (от аффектов до настроений) [30].

Принимая деление эмоций на эти класса, некоторые ученые связывают первые с положительными эмоциями, а угнетающие - с отрицательными. Однако подобное прямое противопоставление положительного и отрицательного зачастую оказывается чисто внешним. Одно и то же чувство в зависимости от его силы и от конкретных условий реализации может быть и «стеническим», и «астеническим». Эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут в зависимости от ситуации, индивидуальных особенностей восприятия и культурной специфики иметь как астеническую, так и стеническую направленность [3].

Таким образом, результаты содержательного исследования указывают на то, что англоязычные пользователи чаще подвержены негативным эмоциональным состояниям, сопровождающимся переживаем астенических эмоций (печаль, уныние, подавленность). Русскоязычные же пользователи чаще испытывают (описывают) положительные и стенические эмоции, которые сопровождаются повышением жизнедеятельности, состоянием возбуждения и активности.

В связи с описанными различиями, затрагивающими эмоциональные состояния, следует также рассмотреть значимые на уровне тенденции различия по параметру «позиция автора». Здесь мы можем отметить, что преобладающая позиция англоязычных авторов – страдательная, тогда как в русскоязычной выборке чаще всего наблюдалась действенная позиция. Эти показатели можно соотнести с различиями в эмоциональной сфере: русскоязычные авторы, которые, как мы уже выяснили, чаще испытывают и описывают положительные и стенические эмоции (активные, повышающие жизнедеятельность), склонны занимать действенную позицию, т.е. проявлять инициативу, справляться с трудностями, чувствовать себя хозяевами своей жизни. Англоязычные пользователи, напротив, склонны испытывать отрицательные астенические эмоции, и это соотносится с их страдательной позицией – они ожидают самого худшего, не находят в себе сил что-то изменить в своей жизни.

Таким образом, мы получаем обобщенные портреты англоязычных и русскоязычных пользователей в контексте их способов самопрезентации в блогосфере:

 - русскоязычные пользователи более активны и деятельны, склонны концентрироваться на положительных, стенических эмоциях, ощущать в себе силы справляться с трудностями; они активнее в социальном плане, их внимание охватывает не только контакты с ближайшим кругом общения, но и широкие социальные связи.

 - англоязычные пользователи имеют тенденцию занимать страдательную позицию в жизни, под давлением обстоятельств они чаще испытывают астенические эмоции; они могут быть пассивны, когда необходимо разрешить некие жизненные проблемы, склонны впадать в негативные эмоциональные состояния.

Следует отметить, что данные об англоязычных пользователях блогосервисов противоречат описаниям американцев и англичан, приведенным в теоретической части работы. Американцы и представители индивидуалистических культур (англичане, французы и другие жители Европы), как правило, характеризуются в этнопсихологической литературе как обладатели действенной жизненной позиции, активные и энергичные люди. Однако в нашем исследовании англоязычные блоггеры оказались более склонны к пассивности и страдательной позиции, нежели русскоязычные пользователи. Некоторые исследователи [26], впрочем, отмечают склонность представителей культур, где значимы индивидуальные достижения, к депрессивным эмоциональным состояниям и к переживанию астенических эмоций.

Заключение.

С опорой на уже выделенные отечественными и зарубежными исследователями виртуального пространства особенности самопрезентации и межличностного общения в глобальной сети Интернет были описаны конкретные особенности самопрезентации и самораскрытия в условиях блогов. Теоретическим достижением данной работы можно считать выделение индикаторов, указывающих на тот или иной уровень самораскрытия – более глубокий или же более поверхностный. Следует также отметить, что результаты эмпирического исследования подтверждают существование в русскоязычной и англоязычной блогосфере данных двух типов блогов.

1. Первая гипотеза, которая заключалась в том, что существуют блоги, ориентированные преимущественно на самораскрытие, и можно выделить два уровня (типа) таких блогов, подтвердилась в ходе первого этапа исследования. Выявились определенные группы блогов, ориентированные либо на более глубокий тип самораскрытия, либо же на более поверхностный. Данные типы блогов были выделены как в англоязычном, так и в русскоязычном секторе блогосферы.

Также на первом этапе исследования были выявлены другие типы Интернет-дневников, встречающиеся в блогосфере. В ходе анализа данных блогов были выявлены статистически значимые различия в количестве данных блогов в англоязычной и русскоязычной частях блогосферы. Было установлено, что англоязычные пользователи имеют тенденцию чаще блокировать доступ к своему Интернет-дневнику для широкой аудитории читателей, позволяя просматривать их страницы только близким друзьям и знакомым. Данную особенность можно интерпретировать согласно концепции Д.Мацумото: англоязычные пользователи (жители Европы, Канады и США), как обладатели независимого конструкта «Я», стремятся к обособленности и независимости и не испытывают необходимости делиться своими мыслями с широким кругом людей. Также исследование показывает, что среди русскоязычных Интернет-дневников статистически чаще встречаются так называемые «мониторинговые» блоги, содержащие набор откомментированных ссылок, либо статей, скопированных с сайтов и чужих журналов. Данное отличие также связано с кросс-культурными различиями между индивидуалистическими и коллективистскими культурами: русскоязычные блоггеры, как представители коллективистского общества, имеют тенденцию стремиться к взаимной зависимости и осуществлению «подобающей» для данной группы деятельности. Следовательно, русскоязычные блоггеры изначально обладают желанием и стремлением создать свой Интернет-дневник и писать в нем, но из-за нехватки материала для создания собственной записи (и/или отсутствия потребности выходить на более глубокий уровень самораскрытия) заполняют свой блог вторичным контентом (чужими статьями/ссылками/записями).

2. Вторая гипотеза, заключавшаяся в том, что блоги с различными уровнями самораскрытия будут различаться по ряду формальных характеристик, и данные особенности можно будет соотнести с особенностями самораскрытия, подтвердилась в ходе второго этапа исследования. Различия между Интернет-дневниками с различными типами самораскрытия прослеживаются как в русскоязычной, так и в англоязычной блогосфере, и критерии, по которым были выявлены статистически достоверные различия, совпадали для обеих выборок. В частности, были выявлены значимые отличия в широте круга общения блоггеров, выбирающих тот или иной уровень самораскрытия: для людей, ориентированных на поверхностное самораскрытие, характерно видеть блогосферу как поле для коммуникации, обмена мнениями и получения информации о тех сферах жизни, которые их интересуют, поэтому количество постоянных читателей/избранных дневников в них больше, нежели в дневниках, авторы которых выбирают более глубокий уровень самораскрытия и для которых блог выполняет функцию рефлексии. В блогах пользователей с поверхностным уровнем самораскрытия отмечалось большее количество комментариев. Также следует отметить, что блоггеры с поверхностным типом самораскрытия статистически чаще вступают в тематические сообщества, и, что особенно важно, часто игнорируют дополнительные возможности самораскрытия (использование своего фото на юзерпиках, создание «верхнего поста»), что также подтверждает наши тезисы. С другой стороны,  блоггеры, ориентированные на более глубокое самораскрытие, используют больше дополнительных возможностей, чтобы раскрыть свою личность: использование дополнительных возможностей блогосервиса, использование своих фото на юзерпиках (аватарах), развернутая информация в «верхнем посте» (эпиграфе).

3. Третья гипотеза о кросс-культурных различиях между англоязычными и русскоязычными блоггерами подтвердилась в ходе третьего и четвертого этапов нашего эмпирического исследования.

На третьем этапе исследования были выявлены статистически значимые различия между русскоязычными и англоязычными блоггерами, касающиеся объективных критериев (таких, как, например, «количество избранных дневников», «использование личных фото для создания аватара» и т.д.). Различия могут быть интерпретированы с позиции концепции взаимозависимого и независимого «Я»: русскоязычные пользователи, как представители коллективистской культуры, обладают стремлением избежать обособленности и анонимности личности (они чаще, нежели англоязычные блоггеры, используют свои личные фото для создания юзерпиков), установить широкие социальные связи (они чаще читают чужие дневники, даже если речь идет о пользователях, выбирающих глубокий тип самораскрытия).

На четвертом этапе исследования мы обратились к содержательному анализу записей из блогов с глубоким уровнем самораскрытия. Здесь также были выявлены достоверные различия между русскоязычной и англоязычной выборкой: русскоязычные пользователи более активны и деятельны, склонны концентрироваться на положительных стенических эмоциях, они активнее в социальном плане; англоязычные пользователи имеют тенденцию занимать страдательную позицию в жизни, они чаще пишут о негативных, астенических эмоциях. Полученные данные противоречат часто встречающимся в этнопсихологической литературе описаниями американцев и европейцев.

Таким образом, выдвинутые гипотезы подтвердились. С опорой на уже выделенные отечественными и зарубежными исследователями виртуального пространства особенности самопрезентации и межличностного общения в глобальной сети Интернет были описаны конкретные особенности самопрезентации и самораскрытия в условиях блогов. Теоретическим достижением данной работы можно считать выделение индикаторов, указывающих на тот или иной уровень самораскрытия – более глубокий или же более поверхностный. Следует также отметить, что результаты эмпирического исследования подтверждают существование в русскоязычной и англоязычной блогосфере данных двух типов блогов.

По сравнению с другими аспектами сети Интернет, блоги изучены ещё очень мало, по крайней мере, в отечественной психологии. Такая область социальной психологии, как изучение виртуальной реальности, и блогов в частности, ещё только развивается, и исследователям предстоит ответить ещё на множество вопросов и выделить новые закономерности, характерные для блогосферы. В данной работе освещена лишь малая часть тех проблем, которые предстоит изучить. Проблема межличностного общения и восприятия личности на блогах, самораскрытия и функций блогов очевидно требует дальнейших исследований.

Данную работу, как теоретическую ее часть, так и эмпирическое исследование, можно использовать в качестве отправной точки для дальнейшего, более глубокого и детального изучения блогосферы. Данная область исследований является на данный момент очень перспективной, так как развитее информационных технологий позволяет все большему количеству людей присоединяться к миру виртуальных коммуникаций. Изучение блогосферы может внести весомый вклад в область социально-психологических исследований.

 

Приложение 3. Примеры записей из англоязычных блогов с поверхностным уровнем самораскрытия.

1.«So for those who aren't watching Parks and Recreation, I strongly recommend that you do. The latest episode was the most joyful twenty minutes of television in recent memory.

For those who are watching wasn't this just the best ever? I loved everything!

- Joan Callamezzo and Perd Hapley and that other reporter dude who hasn't been named yet! I love it when the media shows up.

- Ben and Leslie!!! Overly complicated handshake FTW! And also the hug!

- April and Andy continue to have the sweetest relationship and yet it doesn't induce cavities. I awesomesauce them.

- Beautiful Ann continues to make bad decisions when getting out of relationships. Three cheers for continuity.

- I hope the chief comes back because he was a) savvy, and b) I love anything that brings up Pawnee's horrible history.

- The following is an excellent sight gag.

- Of course Ron doesn't hold hands.

- This is also an excellent sight gag.

That sign hangs behind his shoulder for almost an entire scene.

- The second last scene with "American Girl" playing and then the pan up to show how big and how successful the festival is? My heart swelled.

After the awesomesauceness of Parks I found Community to be pretty lackluster but I did laugh a few times»

 

2.«Reading a friend's livejournal she had a great idea of sending letters and mail to Congress about health care.  Now I've already been doing that, my very republican representative's staff basically recognize my voice at this point.  Once I actually had one of them tell to stop calling because it wasn't going to matter.  I have been in contact about the health care issue, but I like how this post is organized and it has some great ideas of how to streamline the process, so I recommend everybody read and do what they can».

 

3.«Oh, Internet. I really feel as though there may be Jamie Bell picspam in my future. In the meantime, allow me to remind you of some of Channing Tatum's finer moments. Including the shot. everyone tags as Wentworth Miller, for reasons I don't fully understand.

Also in that picspam post: Joseph Gordon Levitt and Ryan Phillipe. You're welcome».

Приложение 4. Примеры записей из русскоязычных блогов с поверхностным уровнем самораскрытия.

1.«Это просто мое предположение - не более. Кремлевские близнецы решили освоить методы США, когда две партии, имеющие очень близкие политические взгляды, имитируют политическую борьбу, разнообразие, конкуренцию - как один из признаков демократии. Ребятки поняли, что политическую борьбу вполне можно имитировать, не меняя основ государственного устройства.

Если я прав, то в будущем нас ожидает (как программа-максимум) разделение Единой России на две партии, имитирующие соперничество или (как программа-минимум) осторожные разговоры в СМИ на тему появления двух кланов».

 

2.«После первого сезона Мерлина возникла мысль, что актер, играющий Артура, или точнее, сам Артур, каким он подан в сериале и на внешность, и на поведение, прекрасно бы вписался в образ молодого Джейме Ланнистера, Цареубийцы. Каждый из них - лучший боец в королевстве, первый красавец, что, так сказать, накладывает печать на поведение и отношение к окружающим. Не самое плохое, кстати, отношение - оба слишком уверены в своей исключительности, чтобы размениваться на мелочи».

 

3.«Рихард Вагнер - мой любимый композитор. Но как ни странно, впервые познакомилась с ним весьма опосредствованно, благодаря винилу с обработками Вагнера Крисом Джорданом в стиле нью-эйдж. Потом был Вагнер в чистом виде, но этот альбом как запал в мою душу, так и остался. Большим горем была поломка проигрывателя. Как оказалось, этот CD - большая редкость и в интернете его до недавнего времени негде было скачать. Но вот счастье! Я нашла искомое!

 Мне очень нравится этот альбом за лёгкость - волшебные мелодии Вагнера весьма узнаваемы, но куда более невесомы и словно белый пар, поднимают ваш разум в небо. Очень хорошо для расслабления и медитации.

Я очень надеюсь что вы ознакомитесь с этой чудесной музыкой».

 

4.«Ледовое шоу в антураже театра – непривычное зрелище. Небольшой полупустой зал, мягкие красные кресла, отсутствие баннеров, тихая принарядившаяся публика, мелодичные первый, второй и третий звонки…  И на этом фоне – недоуменно оглядывающиеся и громко ржущие Даз, Ютася и Аакела, хлещущие коньяк с целью порадовать Жеку родными ягудинскими парами.

Кстати, спасибо умной Ютасе, которая взяла билеты не на первый, а на пятый ряд. Иначе единственным нашим впечатлением стал бы борт возвышающейся над залом сцены и парящая на лонже Бестемьянова».

 

Приложение 5. Примеры записей из англоязычных блогов с глубоким уровнем самораскрытия (записи использовались для содержательного анализа в разделе 2.5 данной работы).

1.«Hate hate hate hate HATE. I have never been in such a rage or not comprehending what is happening. I need medicine and I need it now. Conversation complications circumstances. I'm tired of all of it. Absolutely all of it. I was right. She's right too though no one believes she is that its best to just recluse ourselves inside the one happy thing and fuck the rest of the world. I think Im at the point whee I am going mad and in a few days I'm done. Nothing stopping me nothing supporting. Just gone».

 

2.«I wish I could take away everyone's pain.

I feel so helpless.  Just sitting here and trying to help and really doing nothing.

I love you guys.  Even though half of you aren't even reading this.  I love you so much.  I wish you could see what wonderful people you really are; I wish you could see yourselves through my eyes, see the beautiful women and girls that you are, see that your lives are worth living, that you're amazing and loved and cared for.

I wish I could take all your pain, all your self hate, on me.

I can't.  But I know Someone who can and has.

I wish I could make it better.

But I can be here for you girls.  And I am.  If you need me, never hesitate to contact me. Ever.

Well, that goes for everyone who reads this.

I love all of you».



Приложение 6. Примеры записей из русскоязычных блогов с глубоким уровнем самораскрытия (записи использовались для содержательного анализа в разделе 2.5 данной работы).

1.«Я благодарна любви за самую важную науку, за свет, за этот романтизм, самые первые и все последующие строчи и веру в то, что есть оно – самое противоречивое, непознанное и самое нужное чувство.

Спасибо всем, чьи чувства вдохновляют меня.

И тебе спасибо за это.

Как же мне тепло, оттого, что где-то, есть ты …».



2.«Однажды утром ты просыпаешься и впервые думаешь о нем, как о прошлом. И понимаешь, что не будет больше НИКОГДА. И улыбаешься грустно и нежно, как детскому воспоминанию.

И ты не отказываешься от приглашения к вашим общим друзьям, хотя знаешь: он тоже будет там. И собираешься, как в последний бой. Даже пыль на твоих туфлях сверкает, как стразы Сваровски. Таксист в приступе немого восхищения, боится даже дышать в твою сторону. А ты, роскошная, боишься только одного - как бы не бросится, и не вцепиться в шею, когда вдруг увидишь...

И вот ты видишь... И не бросаешься... И неловко как-то становится от мысли, что ты так много и так пронзительно думала...неужели о нем??? А он такой живой и обычный. И наглый и веселый. И ты тоже веселая и дерзкая. И он говорит с кем-то по телефону и кого-то на прощание целует. А ты думаешь холодно: Боже, а я ведь когда-то считала, что мы сможем снова...

Вы чужие до озноба. И старательно, как первоклашки, не смотрите друг на друга. Так, что ты даже не знаешь, как он выглядит сейчас.

Ты пойдешь домой пешком, спокойная и расслабленная. И будешь думать о том,  что, Слава Богу, все проходит. Что воспоминания, нежные и не похожие на правду, хороши и приятны. Что жить по-прежнему хочется бешено...».



Hosted by uCoz


На главную страницу

Hosted by uCoz