Идея курсовой работы Жени Екимовой выросла из задания Практикума под названием «Психологические закономерности в песнях».  Женя взяла за основу строчку из песни группы «Ария» «Какая жизнь – такие песни» и разработала довольно подробный план исследования взаимосвязи музыкальных предпочтений, стиля жизни и того, насколько человек доволен своей жизнью. На следующий год, когда нужно было выбирать тему для курсовой работы, возникла мысль:  «А почему бы и не воплотить тот самый план?».

За время работы над курсовой Женя не раз меня удивляла. Опросить почти 200 человек? Нет проблем. Грамотно обработать результаты? Вот тут проблемы были, но Женя с ними справилась. В общем, функции научного руководителя сводились в основном к моральной поддержке.

Среди результатов, полученных Женей, есть достаточно неожиданные:  например, что девушки больше юношей удовлетворены всеми аспектами жизни, кроме своего характера, или, что удовлетворенность жизнью практически никак не связана с возрастом (для молодежи от 14 до 26-ти). Есть и такие, которые вполне понятны – например, что любители «гармоничной» музыки в целом больше удовлетворены жизнью – опять за исключением характера (хотя почему меньше всего удовлетворены любители «попсы», понять уже труднее); что «мрачнее» всего любители музыки в стиле «панк» и особенно  «эмо»;  что любители экстремальных хобби тяготеют к «негармоничной» музыке, а сторонники панка хобби вообще по сути не имеют. Тем не менее, далеко не всегда истины, очевидные на уровне житейского опыта, подтверждаются в исследовании. Однако в целом идея «Какая жизнь – такие песни» нашла свое подтверждение, а благодаря Жене мы получили интересный «срез нравов» современной молодежи.  
 

Московский государственный имени Дружбы народов лингвистический университет

Кафедра психологии и педагогической антропологии 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по социальной психологии

Социально-психологические корреляты удовлетворенностью жизни у молодежи 
 

                                                       Студентка 315 группы

                                                                                        факультета ГПН

                                                       Екимова Е.  

                                                       Научный   руководитель:                     

                                                       доцент Барлас Т. В. 
 
 
 
 

Москва, 2008 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.

     Разные исследователи определяют понятие счастья по-разному; одни считают, что это яркая вспышка, моментальное переживание, другие – что это длительное ощущение. Вероятно, было бы верным признать оба эти определения как разные виды счастья. Наша работа опирается, главным образом, на второе толкование этого понятия, в котором имеется в виду нечто продолжительное, а не преходящее, мимолетное – тому, чему соответствует понятие «удовлетворенность жизнью». Мы предположили,  что существует связь между этой характеристикой и особенностями вкусов и предпочтений человека, а также его полом и возрастом.

     Возможно, что существует зависимость между тем, насколько человек счастлив в своей жизни, и теми выборами, которые он делает: если индивид развивается как гармоничная личность, его вкусы и предпочтения могут быть отличными от индивида, чувствующего себя неблагополучным.

     Например, считается, что тяжелую, негармоничную музыку слушают люди, которые имеют какие-то глубокие проблемы в жизни; и что с разрешением этих проблем уходит и любовь к такой музыке. Люди (в основном подросткового возраста), слушающие панк, – "дети улиц", любящие шататься без дела – то ли от нелюбви к образованию, то ли от проблем в семье. А те, кто слушает эмо или готику (тоже в основном молодые) - чувствуют себя несчастными и непонятыми. Слушающие поп – наоборот, беспечны и легкомысленны, а предпочитающие классику – гармонично развитые и цельные личности.

     Верны ли такие представления? Имеют ли любители разных стилей музыки что-то свое, особенное, что выделяет их и отличает от остальной популяции? В этом нам предстоит разобраться в данной работе.

     Также мы исследовали зависимость ощущения счастья от пола. Кто и в каких аспектах жизни чувствует себя более счастливым – юноши или девушки? И есть ли между ними разница, скажем, в удовлетворенности отношениями с противоположным полом?

     Нас также интересовало, есть ли связь между тем, насколько человек счастлив, и тем, сколько ему лет. Ведь возможно, что ощущение счастья с годами уменьшается или увеличивается.

     В отношении хобби мы рассматривали склонность к риску и наличие или отсутствие интеллектуальных хобби. Исследуется, как эти факторы влияют на ощущение счастья и как они связаны (и связаны ли вообще) с музыкальными предпочтениями.

     Таким образом, целью нашего исследования было выявление факторов, связанных с удовлетворенностью жизнью у молодежи.

      Гипотезы исследования:

       - Существует связь между музыкальными предпочтениями, хобби и различными аспектами удовлетворенности жизнью у молодежи.

      - Удовлетворенность наиболее значимыми для человека аспектами жизни: семья, отношения с коллегами и противоположным полом, финансовое положение, самооценка  - зависит от возраста и пола.

      - Отдельные аспекты удовлетворенностью жизни по-разному влияют на общее ощущение удовлетворенности.

     Исследуя перечисленные факторы, важно помнить о субъективности ощущения счастья. "Каждый человек счастлив ровно настолько, насколько он сам считает себя счастливым". Т.е. потребности и мера их удовлетворения у всех разная, а, соответственно, разное и ощущение счастья.

     Первая часть курсовой работы – теоретическая. В ней освещаются основные аспекты и понятия будущего исследования. Рассматривается то, как понятие счастья  представлялось в разных концепциях психологов-теоретиков. Мы убедимся, что для данного исследования больше всего подходит определение счастья, данное позитивистами – счастье как удовлетворенность жизнью. Именно это определение лучше всего отражает постоянные характеристики ощущения счастья, которые нам и требуются.

     Далее рассматривается специфика возрастного этапа, в рамках которого проводится исследование. В рамках раскрытия понятия "юношество" рассматриваются общие характерные черты, новообразования и перемены на данном этапе жизненного пути, а также  концепция Э.Эриксона, которая стала основой разделения нашего контингента респондентов на возрастные группы.

     Наконец, последний раздел теоретической части курсовой работы охватывает тему, большое внимание которой уделено в практической части, а именно музыкальные стили и их влияние на человека.  Возможно, что именно музыкальные вкусы могут многое сказать о том, насколько человек чувствует себя счастливым, и отражают его внутренние проблемы. Рассматриваются характерные черты, отличающие поклонников одного музыкального стиля от другого, и приводятся исследования психологов, подтверждающие эти данные. Также там рассматриваются особенности воздействия и влияния музыки на человека.

     Вторая часть работы посвящена эмпирическому исследованию по проверке сформулированных выше гипотез и изложению его результатов.

Психологические аспекты счастья

 

Наиболее общее психологическое определение счастья связано с пониманием его как ощущения полноты бытия, радости и удовлетворенности жизнью, лежащего в основе оптимального, здорового и эффективного функционирования личности.

Все люди хотят быть счастливыми, и это, наверное, одно из самых сокровенных желаний человека. Счастье может быть стойким, или, наоборот, внезапным и непродолжительным.

Феномен счастья полон парадоксов. Один из самых известных и психологически заостренных гласит: чем больше человек стремится к счастью как цели жизни, тем дальше он от него удаляется. Не менее парадоксальны с точки зрения житейских представлений и такие эмпирически подтвержденные факты, что пожилые люди часто бывают счастливее молодых, или – что счастье не связано напрямую с материальным достатком (счастлив может быть и бедняк, а миллионер – наоборот, несчастен).

К факторам, влияющим на ощущение благополучия и счастья, в рамках нейронауки относят уровень серотонина и дофамина в головном мозге. Серотонин способствует положительному эмоциональному настрою, а дофамин является частью общей системы вознаграждения и вырабатывается при приеме пищи и сексуальных отношениях. Синтез серотонина зависит от времени суток, поэтому склонность к депрессии может возрастать при сокращении светового дня. Поэтому можно говорить, что ощущение счастья, как и несчастья, может зависеть и от времени года, и от географической широты.

Счастье по сути дела – междисциплинарный феномен. Существует обширная философская, литературоведческая, культурологическая, социологическая, богословская библиография по счастью. Но, по крайней мере до 60-х годов 20 в. эта проблематика была обделена вниманием научной психологии. Ее бурное развитие в контексте психологического знания наметилось лишь в последние десятилетия, прежде всего в работах гуманистической психологии и позитивной психологии.

В рамках гуманистической психологии следует отметить представления А.Маслоу о самоактуализации и учение о смысле жизни В.Франкла.

Одним из аргументов в пользу выделения позитивной психологии как отдельной дисциплины была как раз необходимость развертывания собственно-психологических исследований счастья. С самого своего зарождения в конце прошлого века позитивная психология провозгласила своей задачей изучение путей и возможностей достижения человеком хорошей и достойной жизни, процветания. Этому посвящены работы психологов М.Аргайла, Э.Динера, Д.Майерса и М.Селигмана, М.Чиксентмихали) и др.

Одним из главных в позитивной психологии стал вопрос об операционализации и измерении счастья. После долгих дискуссий за условную меру счастья была принята характеристика «субъективного благополучия», связанная с удовлетворенностью от жизни и положительными эмоциями.

Музыкальные стили и их влияние на человека

 

Уже давно известно, что звуки определённой тональности могут приводить человека в различные состояния, возбуждение, радость, грусть, и даже панический страх. Учёные давно пытались выяснить, как можно использовать это явление с практической целью, и их исследования, хотя до их окончания очень далеко, уже привели к определённым результатам.

Так, было выяснено, что при прослушивании различной музыки мозг вырабатывает те или иные гормоны. Быстрая и громкая музыка поднимает уровень кортизола, отчего человек становится более возбудимым, раздражённым. Возможно, из-за этого раньше на поле сражений всё время играли бравурные марши, которые должны были распалять воинов, подбадривать их и лишать страха. 
Прослушивание медленной и спокойной музыки действует совершенно иначе. Уровень кортизола и адреналина снижается, работа всех органов нормализуется, организм начинает мобилизовать свои внутренние ресурсы. С помощью такой музыки можно бороться со стрессами и депрессиями, а отсутствие стресса гораздо быстрее ведёт к выздоровлению.

Согласно одной из теоретических концепций, подсознательно человек выбирает такую музыку, которая обеспечивает оптимальное для него психическое состояние. Если индивид испытывает нехватку в острых ощущениях, то он выберет именно быструю и громкую музыку, а если нуждается в покое – то ненавязчивую, расслабляющую.

Подводя итог, можно сказать, что музыка сильно влияет на наш эмоциональный тон и даже показатели здоровья. Сам выбор музыкального стиля обусловлен, в свою очередь, ценностями, идеалами, а также воспитанием. Немаловажную роль здесь играет сама роль музыки в жизни человека – того, служит она средством расслабления или предметом напряженной духовной работы. На любимый музыкальный стиль оказывают влияние такие личностные черты, как экстраверсия-интроверсия, а также гендерные различия и физиологические особенности, такие как большая или меньшая выработка определенных видов гормонов в организме.

Практическое исследование социально-психологических коррелятов удовлетворенности жизнью у 
молодежи

 

Основой данного исследования стали следующие теоретические позиции:

  1. В области исследования счастья – позитивистская позиция. Согласно этой точке зрения, счастье – это характеристика «субъективного благополучия», связанная с удовлетворенностью от жизни и положительными эмоциями. Между тем, как мы уже отмечали, счастье не зависит напрямую от уровня дохода или здоровья, которые относятся к объективным показателям. Поэтому важно было узнать, как люди сами оценивают свое благополучие, т.е. насколько они сами чувствуют себя счастливыми.

   Позитивистская позиция была выбрана на основании того, что, согласно гуманистической традиции, счастье – это пиковые переживания, то есть временные, дискретные характеристики, нас же интересовал прежде всего общий фон благополучия.

  1. В области психологической базы возрастных отличий – позиция Эриксона. Эриксон делил юношеский возраст, граница которого по-разному определяется разными исследователями - от 15-16 до 21-25 лет – на два значительных этапа в развитии. Первый охватывает период от 12 до 18 лет и классифицируется как "Идентификация личности и путаница ролей" и характеризуется поиском собственного "Я". Второй период называется "Близость и одиночество" и включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

Целью  работы было выявить взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью, с одной стороны, и музыкальными предпочтениями, возрастом и полом, с другой. Также исследовались корреляции между вопросами с целью нахождения взаимосвязи между ними. Гипотезой стало предположение о том, что некоторые из показателей субъективного благополучия варьируются в зависимости от возрастных, гендерных характеристик, хобби и музыкальных предпочтений. Тип метода – анкетирование.

В ходе исследования было опрошено 188 человек. Опрос проводился на улице в разных местах Москвы, так что выборка является случайной. В обработку включались ответы людей, возраст которых был не меньше 14 и не больше 26 лет. В опросник был включен список вопросов, включающих удовлетворенность разными сферами жизни – профессиональной деятельностью, семьей, финансовым положением, отношениями со знакомыми, друзьями и противоположным полом. Оценку надо было давать от 1 до 10, где показатель "1" являлся минимальным (наибольшая неудовлетворенность), а показатель "10" – максимальным (наибольшая удовлетворенность). Также в опросник вошли вопросы, связанные с самооценкой, музыкальными вкусами и увлечениями (хобби). В качестве контрольного вопроса респонденты оценивали по 10-балльной шкале собственное настроение, целью чего было выявить, имеет ли влияние ситуативный фактор на оценку собственного счастья.

Обработка результатов велась с помощью программ Excel и SPSS.

Результаты.

1. Особенности музыкальных предпочтений респондентов.

В своих ответах респонденты могли упоминать не только один любимый жанр, но и несколько. Были названы следующие музыкальные стили и направления:

1 = разное                                      =42

2 = классика, ретро                       =18

3 = народные                                 =5

4 = джаз, релакс                            =11

5 = поп                                          =16

6 = рэгги                         =1

7 = танцевальная музыка, R`n`B, хаус  =18

8 = рэп, хип-хоп                            =11

9 = электронная музыка                =10

10 = рок, рок-н-ролл, гранж         =45

11 = панк, ска-панк                        =19

12 = металл, хардрок                     =12

13 = эмо                                         =5

14 = психодел, транс                     =10

15 = индастриал, трэш, хардкор, техно =6

16 = альтернатива, экспериментал   =9

Итого: 238. 

2. Связь между полом и удовлетворенностью жизни.

Были выявлены значимые различия:

Также значительно выше оказался показатель, связанный с настроением: у девушек среднее 8,9, у юношей 7,8.

Что касается показателей в общем, то у девушек наблюдается не очень большая, но стабильная разница в положительную сторону по всем вопросам, касающихся удовлетворенности, за исключением удовлетворенности своим характером, где общий показатель юношей незначительно отличался в лучшую сторону. Результаты не достигали значимости (за исключением упомянутых выше), но стабильность результата дает основания для дальнейших размышлений. 

3.  Связь между возрастом и удовлетворенностью жизни.

Все респонденты были разделены на 2 группы, в качестве рубежа был взят возраст 18 лет. Далее вычислялись среднее и дисперсия по каждому вопросу в обеих группах. После обработки в SPSS были выявлены значимые различия в степени увлечения музыкой: имеется стойкая тенденция к уменьшению увлечения музыкой с возрастом.

Не обнаружено абсолютно никакой связи между удовлетворенностью отношениями с противоположным полом, общей удовлетворенностью жизнью, а также удовлетворенностью финансовым положением и возрастом, в том числе если применять более дробное деление на возрастные группы.

Определенную корреляцию с возрастом имеет выбор музыкального стиля. Так, указавшие "панк" в музыкальных предпочтениях имеют в среднем возраст 18,4, эмо 17. Слушающие рэп также очень молодые (17,7). Возраст остальных групп в среднем чуть больше 20 лет: слушающие классику 21,3, поп 20,6, электронную 21,4, металл 20,3, разное 20,7.

4. Связь между музыкальными предпочтениями и удовлетворенностью жизни.

Все музыкальные стили, которые называли респонденты, были разделены на 3 категории:

Далее сравнивались результаты по всем вопросам у этих групп. Полученные результаты представлены в виде графика:

Вопросы:

  1. Насколько Вы довольны Вашей жизнью?

  2. Насколько дружной Вы считаете Вашу семью?

  3. Насколько Вы довольны конкретно Вашим финансовым положением?

  4. Насколько Вам нравится Ваша основная сфера деятельности (учеба/работа)?

  5. Насколько хорошими являются Ваши отношения со знакомыми Вам людьми (коллегами, соседями, одногруппниками)?

  6. Насколько Вы довольны своим характером?

  7. Насколько в общем Вы довольны Вашими отношениями с противоположным полом?

  8. Насколько окружающие Вас люди понимают Вас?

      9.   Насколько сильно Вы увлекаетесь музыкой?

      10.  Настроение в данный момент 

Как видно из графика, у людей, слушающих гармоничную музыку, фактически все показатели выше, чем у других. Это имеет форму тенденции, а о значимых показателях мы можем говорить в двух пунктах: в сфере удовлетворенности финансовым положением, когда между всеми тремя группами наблюдается значимое различие; и в сфере удовлетворенности основной сферой деятельности (учебой/работой), где показатель слушающих гармоничную музыку значимо отличается от слушающих негармоничную. 

4.1. Отдельные музыкальные предпочтения и удовлетворенность жизнью.

От общей выборки сильно отличаются ответы групп, слушающих некоторые виды музыкальных стилей. Т.к анализ значимости стоит проводить, только если общая численность выборки превышает 30 человек, то можно говорить лишь о тенденциях, а не о значимых результатах. Между тем, эти показатели настолько различаются с остальными, что требуют более тщательного рассмотрения в дальнейшем. 

Так, люди, указавшие "панк" в музыкальных предпочтениях, по многим показателям менее удовлетворены своей жизнью. В частности, в вопросе об удовлетворенности основной сферой деятельности показатель панков 6,3, в то время как у остальных 7,4, а в вопросе об удовлетворенности отношениями с противоположным полом 5,9 против общего показателя 7,7.

     Особенно резко отличаются от остальных люди, слушающие эмо. К сожалению, удалось найти только 5 человек с такими предпочтениями, но их показатели разительно отличаются в меньшую сторону, причем дисперсия тоже маленькая – т.е респонденты единодушны в своих взглядах. В вопросе об общей удовлетворенности жизнью их показатель равен 3, в вопросе о том, насколько дружной они считают  свою семью, показатель 4, в вопросе о финансовом положении 5,8, в вопросах "Насколько Вы довольны своим характером?"; "Насколько в общем Вы довольны Вашими отношениями с противоположным полом?"; "Насколько окружающие Вас люди понимают Вас?" численный показатель 5. В то же время, общий показатель по этим вопросам 7,9;  8,2;  7,4;   7;  7,7;  6,9 соответственно.  

5. Связь хобби и музыкальных предпочтений

Установлено, что есть связь между хобби и музыкальными вкусами. Так, люди, имеющие радикальные хобби (походы, байк, сноуборд, самбо, автостоп), в большей части слушают рок и "радикальную" (выше эта категория была назвала "негармоничной") музыку: 16 из 27.

И наоборот: респонденты, слушающие только дисгармоничную музыку, по большей части увлекаются радикальными хобби (4 из 7). А вот из респондентов, слушающих только гармоничную музыку (их 13), радикальными хобби не увлекается никто.

Из тех, кто указал в музыкальных предпочтениях только панк (остальные называли, помимо этого стиля, еще и другие), 6 из 7ми ничем не увлекаются (в хобби "гулять", "лежать на диване" и просто "пассивный отдых").

Что касается хобби всех слушающих панк, то они по большей части только формально не попадают в категорию "ничем не увлекаются"

стиль музыки

респонденты, хобби

Панк

  1. концерты, гуляние, чтение                                                                                                                                                                                                                                     

  2. журналистика, фотография                                                                                                                                                                                                                                      

  3. пассивный отдых, гуляние                                                                                                                                                                                                                                      

  4. пассивный отдых, гуляние                                                                                                                                                                                                                                      

  5. лесби, фотография, учеба, алкоголь, наркотики                                                                                                                                                                                                                 

  6. лесби, фотография, учеба, алкоголь, наркотики                                                                                                                                                                                                                 

  7. велосипед                                                                                                                                                                                                                                                     

  8. пассивный отдых, гуляние                                                                                                                                                                                                                                      

  9. музыка, театр                                                                                                                                                                                                                                                 

  10. фотография, активная жизнь                                                                                                                                                                                                                                    

  11. фотография                                                                                                                                                                                                                                                    

  12. алкоголь, гуляние, друзья, концерты                                                                                                                                                                                                                           

  13. велосипед                                                                                                                                                                                                                                                     

  14. пение, танцы                                                                                                                                                                                                                                                  

  15. спорт (футбол), общение                                                                                                                                                                                                                                       

  16. гуляние                                                                                                                                                                                                                                                       

  17. гуляние                                                                                                                                                                                                                                                       

  18. археология, экспедиции                                                                                                                                                                                                                                        

 

Относительно вышеперечисленных групп респондентов и девиаций (к таковым были отнесены наркотики, алкоголь и нетрадиционная сексуальная ориентация):

Из людей, укузавших в музыкальных предпочтениях, помимо прочего, гармоничную музыку (33 человека), ничего из этого нет вообще;

Из людей, слушающих только дисгармоничную музыку, этот показатель составляет 2 из 7; из слушающих панк – тоже 2 из 7.

Общий показатель девиаций – 13 из 188.

6. Корреляции между вопросами.

Как отмечалось выше, в опросник был включен вопрос о настроении респондента в момент опроса. Целью этого пункта было посмотреть зависимость ответов от сиюминутного фактора. Выяснилось, что корреляции между этими пунктами нет вообще (корреляция до 0,1), за исключением вопроса об общей удовлетворенности жизнью (0,37).

Также корреляции были выявлены:

Анализ результатов.

1. Вероятно, уменьшение увлеченности музыкой с возрастом связано с тем, что по мере взросления появляется больше свободы выбирать увлечение, а также больше обязанностей в семье и профессиональной деятельности, что отодвигает музыку на задний план.

Казалось странным, что вообще не оказалось различий между удовлетворенностью отношениями с противоположным полом, общей удовлетворенностью жизнью, а также удовлетворенностью финансовым положением и возрастом.

Чтобы подтвердить это положение, имеющиеся данные были дополнительно разделены не по классификации Эриксона, а по общей классификации: от 14 до 17; от 18 до 20 и от 21 до 26. В некоторых показателях была разница, но ни одно отличие не было значимым.

Все это показывает, насколько субъективна оценка показателей жизни – если бы каким-то образом удалось измерить объективные показатели, различия должны были бы быть весьма существенные. 

2. Как оказалось, различий больше, если сравнивать мужчин и женщин, а не разные возрастные категории в пределах от 14 до 28 лет.

Что же касается гендерных различий, то здесь обращают на себя внимание в целом более оптимистичные взгляды девушек, чем молодых людей. В соответствующей литературе подтверждение этому найдено не было. Возможно, вопрос требует дальнейшего рассмотрения.

3. Мы говорим о большем удовлетворении жизнью у людей, слушающих гармоничную музыку. Т.к возможно, что музыка отражает внутреннее состояние, то у людей с предпочтением более гармоничной музыки более гармоничный и уравновешенный внутренний мир.

3.1 Неизвестно, с чем связаны более низкие показатели слушающих эмо-музыку. Сама культура эмо предполагает, что поклонники этой музыки остро чувствуют несовершенство этого мира и дисгармонию своих отношений с ним, поэтому стиль в общем можно охарактеризовать как "плаксивый": "Общество думает о них как неудачниках; они - не достаточно устойчивы, чтобы прятать свои чувства, они - чувствительные, робкие, замкнутые и часто тихие. Но эмо шутит, выражая свои чувства через сочинение стихотворений об их проблемах с депрессией, неразберихой и гневом - поскольку мир не понимает их. Поэзия Эмо использует такую комбинацию: очень эмоциональный оттенок, поток сочинения сознания, простой или несуществующей схемы рифмы; эмо ссылаются на плоть, особенно на сердце, тяжелое использование темных или угнетающих прилагательных и беспокойство над неустойчивостью времени, любви и обмана."1

Исходя из этого, можно выделить 2 взаимозависимых фактора:

Что касается панк-культуры, то отличительная ее черта – это злободневность и отсутствие глубинного смысла текстов, а также простота исполнения (4 – 5 аккордов для каждой песни). Часто в песнях этого направления говорится о проблемах, связанных с отсутствием денег, любви, алкоголя. Стиль по большей части дисгармоничный. Исходя из этого, можно соотнести меньший возраст, меньшую удовлетворенность и меньшее разнообразие хобби с характерными чертами данного направления.

4. Связь между тем, насколько "радикальна" музыка и насколько радикально хобби, объясняется с точки зрения направленности личности. Если индивид склонен к экстриму и общим сильным впечатлениям, то для него, вероятно, будет более характерна музыка, обладающая подобными качествами; верно и обратное – для гармоничных стилей.

5. Интересен вопрос про корреляции между разными пунктами.

Все выявленные корреляции не являются сильными, но большинство из них можно объяснить с точки зрения здравого смысла. Так, корреляция между вопросами "Насколько Вам нравится Ваша основная сфера деятельности (учеба/работа)?" и "Насколько хорошими являются Ваши отношения со знакомыми Вам людьми (коллегами, соседями, одногруппниками)?" (0,32) является вполне обоснованной, т.к, согласно исследованиям, многие люди отводят атмосфере в коллективе решающую роль в получении удовольствия от работы.

Корреляции между вопросами "Насколько хорошими являются Ваши отношения со знакомыми Вам людьми (коллегами, соседями, одногруппниками)?" и "Насколько окружающие Вас люди понимают Вас?" (0,39), а также между вопросами "Насколько в общем Вы довольны Вашими отношениями с противоположным полом?" и "Насколько окружающие Вас люди понимают Вас?" (0,34) можно объяснить общей степенью открытости, экстраверсированности и дружелюбия личности.

Выводы.

  1. С возрастом значительно уменьшается увлеченность музыкой, но не меняется удовлетворенность отношениями с противоположным полом, общая удовлетворенность жизнью, а также удовлетворенность финансовым положением.

 
   

  1. У девушек выявлены более высокие показатели в удовлетворенности жизнью в целом, в степени увлечения музыкой, в настроении в данный момент времени, а также в том, насколько респонденты считают себя "понятыми" (вопрос "Насколько окружающие люди Вас понимают?"). В целом по всем вопросам показатель девушек немного выше, нежели показатель молодых людей. Это свидетельствует о большей удовлетворенности жизнью девушками, чем юношами.

 
   

  1. Люди, слушающие гармоничную музыку, во многих вопросах имеют более высокие показатели по удовлетворенности жизнью.

 
   

  1. Молодежь, слушающая стили панк и эмо, в общем имеют худшие показатели удовлетворенностью жизни.

 
   

  1. Люди, имеющие радикальные хобби, зачастую слушают "радикальную" музыку. Люди, слушающие гармоничную музыку, в основном не имеют радикальных хобби.

 
   

  1. Девиации более характерны для людей, слушающих радикальную музыку; среди слушающих гармоничную музыку они крайне редки.

 
   

  1. Корреляции между настроением в момент опроса и ответами респондентов не наблюдается.

 
   

  1. Существует связь между удовлетворенностью отношениями со знакомыми и удовлетворенностью деятельности; между отношениями с противоположным полом и степенью "понятости" окружающими; между удовлетворенностью основной сферой деятельности и удовлетворенностью отношениями со знакомыми людьми.

Заключение

     Итак, мы рассмотрели вопрос о различных аспектах удовлетворенности жизнью современной молодежи.

   В ходе исследования были выявлены следующие факты:

     Оказалось, что многое из того, что было показано в нашем исследовании, уже давно бытует в народе в виде наблюдений и жизненных мудростей. Но некоторые из полученных результатов не могут быть объяснены здравым смыслом и нуждаются в дальнейшем рассмотрении. К этой группе можно отнести следующие полученные результаты:

     Несмотря на проделанную работу, кое-что в ней осталось незаконченным и, вероятно, будет подвергнуто анализу немного позже. Так, было бы интересно узнать, правы ли были позитивисты, считая удовлетворенность жизнью критерием счастья? Если да, то не будет значимой разницы между оценками респондентом относительно удовлетворенности жизнью в целом и, с другой стороны, среднего арифметического всех последующих оценок, т.к в нашем исследовании мы постарались охватить все наиболее значительные аспекты жизни человека. Если же позитивистская позиция окажется неверной, значит, прав был Маслоу и другие представители гуманистической психологии, считая, что счастье есть вспышка, пиковое переживание, не соотносящееся с общими аспектами удовлетворенности жизнью.

     Далее, хотелось бы посчитать для, скажем, каждой возрастной группы или даже для всех одногодок среднее арифметическое по всем показателям удовлетворенности жизнью и посмотреть разницу между ними. Как показало исследование, общая оценка благополучия, данная респондентами, далеко не всегда совпадает со средним арифметическим всех остальных ответов. Поэтому имело бы смысл посмотреть влияние всех факторов в общем. Ту же самую операцию можно было бы проделать не только с разными возрастами, но и с любителями разных музыкальных стилей и с разными полами.

     Подводя итог всей работе, надо сказать, что многое из задуманного было выполнено и достигнуто, но многое еще нуждается в дальнейшей разработке.



На главную страницу
Hosted by uCoz