Работа Алены Прусской – любопытный и добросовестно выполенный срез современной курящей молодежи. Почему люди начинают курить? Почему не бросают? В каких ситуациях закуривают? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в работе. Алене удалось показать, что к примеру, девушки по сравнению с юношами чаще начинают курить потому что это важно для их самоооценки и отношений с окружающими. Или то, что желающие бросить курить чаще видят в сигарете средство справиться со стрессами, а те, кто не стремится к этому – просто времяпрепровождение.
Подобные
факты в перспективе дают возможность для адресной организации
работы по профилактике курения и борьбе с ним. Именно это было
сверхзадачей работы Алены; сама она не курит, но искренне озабочена
распространением этой привычки среди своих друзей и хочет внести свой
вклад в то, чтобы люди курили меньше.
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Факультет гуманитарных и прикладных наук
Кафедра
психологии и педагогической антропологии
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРЯЩЕЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломная работа студентки 513 группы
Прусской
Елены Сергеевны
Научный руководитель
кандидат психологических наук,
доцент
Т.
В. Барлас
Москва – 2008
План: Стр.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….
1.Литературный
обзор………………………………………..5
1.1
Изученность влияния курения на здоровье людей…………..…..5
1.2
Влияние курения на познавательные и интеллектуальные способности
индивида……………...………………………………..8
1.3
Курение и соответствующие особенности личности…………....9
1.4
Связь курения и депрессии…………………………………..…..12
1.5
Никотиновая зависимость и нейротизм……………………...…13
1.6
Связь курения с риском самоубийств……………………...........14
1.7
Распространённость курения и его особенности в молодёжной
среде......................................................................................................16
1.8 Проблема бросания курить и возможные способы ее решения.…………………………………………………………….
1.8.1 Медикаментозное воздействие……………………………………
1.8.2 Тренинг Е. А. Коломейцева “Я Не Курю”……………………..
1.8.3 Лечение табачной зависимости методом эмоционально-стрессовой психотерапии……………………………………………..
1.9 Вывод.
2. Эмпирическое исследование………………………….......
2.1 Общая характеристика выборки.
2.2 Сравнительная характеристика юношей и девушек……..
2.3 Сравнительная характеристика желающих и не желающих бросать курить.
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов.
Заключение…………………………………………..
Список использованной литературы………………
Приложение………………………………………..
Введение.
Тема курения остро стоит в нашем обществе. В большом количестве исследований детально описывается вред курения как для самого курящего, так и для окружающих его людей. Однако большинство исследователей рассматривает эту проблему с медицинской точки зрения. И очень немного работ на современном российском материале посвящено психологическим и социальным характеристикам данной проблемы; это можно объяснить тем, что Российское общество только начинает подходить к этому вопросу серьёзно и с разных сторон. Только сейчас люди начинают осознавать, насколько разрушительно для общества это широко распространенное увлечение. Огромное количество людей пытаются бросить курить, но далеко не у всех это получается. В частности в Англии около 70% курящих хотят бросить курить. Однако удачными оказываются только 10-20% предпринимаемых попыток; можно предположить, что в основе этих трудностей лежит не только физиологическая зависимость, но и некие психологические и социальные барьеры, с которыми сталкиваются желающие бросить курить.[4]. Таким образом, необходимо более детальное исследование данной проблемы у нас, в России, причем именно психологических и социальных факторов курения. Итак, из всего вышесказанного можно выделить две причины, доказывающие актуальность проведенного исследования. Первая – это социальная значимость данной проблемы. И вторая – малая исследованность данного вопроса, а именно его психологического и социального аспекта.
Итак, целью моей работы является выявление социально-психологических характеристик курящей молодёжи, и сопоставление, этих характеристик у юношей и девушек, а также у тех, кто желает и не желает бросить курить. Для реализации данной цели требуется выполнить следующие задачи:
- выявить социально-психологические характеристики курящих на основе анализа литературы
- осветить состояние проблемы и возможных методов прекращения курения на сегодняшний день
- выявить основные особенности социально-психологических характеристик, связанных с курением, в контингенте современной молодежи
- сопоставить выраженность исследованных характеристик среди юношей и девушек
- сопоставить выраженность исследованных характеристик среди лиц, желающих и не желающих бросить курить.
Исследование проводилось с помощью анкетирования, включавшего три методики:
- составленный нами опросник, посвященный психологическим и социальным факторам курения
- опросник, выявляющий мотивы курения испытуемых (см. приложение), разработанный в НИИ пульмонологии МЗ РФ
- методика «Семантический дифференциал» (в варианте Психоневрологического института им.В.М.Бехтерева в двух вариантах: «я-реальное» и «каким бы я был, если бы никогда не курил».)
Также при обработке полученных данных был использован метод контент-анализа, статистический критерий Стьюдента и χ2.
Проверяемые гипотезы звучат таким образом: социально-психологические характеристики курящих юношей отличны от таковых у курящих девушек; социально-психологические характеристики курящей молодёжи, желающей бросить курить, отличны от таковых у не желающих бросить курить.
Хочется надеяться, что полученные нами данные не просто пополнят теоретическую базу данных по данной проблеме, но и послужат основой для адресованных конкретным социальным группам рекомендаций по профилактике курения среди молодежи и для желающих бросить курить.
Литературный обзор.
Вывод.
Итак, проанализировав литературу, посвящённую теме курения, влиянию курения на здоровье человека, его личностные характеристики, а также раскрывающую факторы (как личностные, так и социальные), способствующие возникновению и закреплению привычки курения, можно сделать вывод, что данная проблема приобретает всё большую актуальность в современном мире. В помощь желающим бросить курить используются медикаментозные средства, а также психологическое воздействие. В целом можно выделить два подхода к решению вопроса, как бросить курить. Первый подход опирается преимущественно на то, что физическая зависимость обусловливает затруднения при бросании курить. Согласно такому подходу, желающему бросить курить надо прежде всего бороться с физиологическими проявлениями потребности. Второй подход рассматривает курение как психологическую зависимость, с которой и надо работать. Существует также мнение, объединяющее эти два подхода и заключающееся в том, что наравне с воздействием на физиологические процессы в организме, связанные с курением, необходимо освобождение и от психологической зависимости, т.е. психологическое консультирование.
Эмпирическое исследование.
Целью эмпирического исследования является выявление психологических и социальных характеристик курящей молодёжи и сопоставление этих характеристик у юношей и девушек, а также у тех, кто желает и не желает бросить курить.
Исследование проводилось с помощью анкетирования. Каждый испытуемый заполнил:
- опросник, включающий в себя 9 вопросов (см. приложение). Составленная нами анкета выявляет общую информацию об испытуемом: возраст, пол, количество выкуриваемых сигарет в день, желание бросить курить, предпринимались ли попытки бросить курить ранее и т.п., а также то, как испытуемые сами представляют причины и следствия того, что они курят, и в каких ситуациях, по их мнению, они курят чаще всего.
- опросник, выявляющий мотивы курения испытуемых (см. приложение), разработанный академиком РАМН, профессором А.Г. Чучалиным, д.м.н. Г.М. Сахаровой, К.Ю. Новиковым НИИ пульмонологии МЗ РФ
- методика «Семантический дифференциал» в варианте Психоневрологического института им.В.М.Бехтерева в двух вариантах: «я-реальное» и «каким бы я был, если бы никогда не курил».
Методики предоставлялись в том порядке, в котором были выше описаны.
Общая характеристика выборки.
В исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 17 до 25 лет, среди которых 40 юношей и 40 девушек. Средний возраст принявших участие в исследовании составляет 19,8 лет. Средний возраст юношей 19,5 лет, средний возраст девушек 20,2 года (см. таблицу №1).
Таблица №1.
Возраст |
Вся выборка |
Количество человек |
|
Юноши(40 чел.) |
Девушки(40 чел.) |
||
17 |
9 |
6 |
3 |
18 |
9 |
7 |
2 |
19 |
20 |
12 |
8 |
20 |
16 |
4 |
12 |
21 |
14 |
6 |
8 |
22 |
5 |
2 |
3 |
23 |
3 |
1 |
2 |
24 |
2 |
1 |
1 |
25 |
2 |
1 |
1 |
Средний возраст |
19, 8 |
19, 5 |
20, 2 |
Обработка и анализ данных, полученных на основе анкеты.
Средний возраст, в котором испытуемые начали курить составляет 16 лет (см. таблицу № 2).
Таблица № 2.
С какого возраста |
Количество человек |
12 |
4 |
13 |
6 |
14 |
7 |
15 |
18 |
16 |
15 |
17 |
11 |
18 |
9 |
19 |
6 |
20 |
3 |
21 |
1 |
Средний возраст |
16 |
Среди всей выборки курящих большая часть(53 человека), что составляет 66% всей выборки, пытались бросить курить, в том числе 32 человека, т.е. 40% всей выборки, пытались бросить курить 2 и более раз, и 21 человек (26%) делали одну попытку. 27 испытуемых, т.е. 34%, ни разу не пытались бросить курить.
Хотят бросить курить 42 человека, что составляет 52,5% всей выборки, и 47,5% испытуемых(38 чел.) не хотят бросать
Среднее количество выкуриваемых сигарет в день – 12,5 шт.
На основе контент-анализа нами были выделены следующие категории ответов на вопрос «Что, по-Вашему, мешает Вам бросить курить?»:
1.Нет желания, необходимости, лень.
2.Привычка, устоявшийся образ жизни.
3.Слабая сила воли.
4.Отсутствие внятного ответа.
Если испытуемый ничего не отвечал на данный вопрос или давал ответ «не знаю», то такие ситуации были отнесены к категории 4 – Отсутствие внятного ответа. Категория Слабая сила воли включает в себя одноименные ответы, а также такие ответы, как «окружающая компания», «курящие друзья».
Итак, как видно из таблицы № 6, 24 испытуемым, что составляет 30% всей выборки, мешает бросить курить отсутствие желания, необходимости, а также лень. 20 человек, т.е. 25% всей выборки указали на слабую силу воли. Привычка, а также устоявшийся образ жизни мешают бросить курить 20 испытуемым (24%всей выборки), и 21% испытуемых не дали внятного ответа.
Таблица № 6.
Что, по-Вашему, мешает Вам бросить курить? |
||
№ |
Категория |
Количество человек |
1. |
Нет желания, необходимости, лень |
24 |
2. |
Привычка, устоявшийся образ жизни |
19 |
3. |
Слабая сила воли |
20 |
4. |
Отсутствие внятного ответа |
17 |
На основе контент-анализа нами были выделены следующие категории ответов на вопрос: на вопрос: «Зачем закурили?»
1.Социальный фактор.
2.Интерес.
3.Стресс.
4. Нет четкого ответа.
Категория 1 (Социальный фактор) включает такие ответы, как: «за компанию», «подружка научила», «хотел (-а) казаться взрослой», «нравился образ».
Категория 2 (Интерес) – «интерес», «хотелось попробовать», «детские шалости», «нравилось».
Категория 3 (Стресс) – « во время сессии», «родственник умер».
И категория 4 (Нет четкого ответа) – «от нечего делать, от скуки», а также отсутствие какого-либо ответа вообще.
Среди всех испытуемых около 31% не дали четкого ответа, 36% указали на интерес, 25 % закурили в связи с социальным фактором и 8% - в связи со стрессом (см. таблицу № 7).
Таблица № 7.
Зачем закурили? |
||
№ |
Категория |
Количество ответов |
1. |
Социальный фактор |
21 |
2. |
Интерес |
30 |
3. |
Стресс |
7 |
4. |
Нет четкого ответа |
26 |
Полученные ответы на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, даёт Вам курение?» на основе контент-анализа были также распределены по следующим категориям:
1.Социальные преимущества.
2.Занятие.
3.Расслабление, успокоение.
4.Удовольствие, удовлетворение.
5.Ничего.
В категорию Социальные преимущества были отнесены такие ответы, как «общение», «уверенность», «грубый голос», «заполнить паузу в разговоре». Категория Занятие объединяет такие ответы, как «перерыв», «возможность отвлечься, сменить мысли», «время подумать», «структура дня». В категорию «Ничего» включены ответы с одноименной формулировкой и такие ответы, как «противный вкус во рту», «регулярный бронхит», «дыру в бюджете», «вред здоровью».
Такие категории, как Ничего и Расслабление, были упомянуты 27%испытуемых. Какое-либо занятие курение дает 20% испытуемых. Социальные преимущества курение даёт лишь 13 % испытуемых, а удовольствие и удовлетворение – лишь 11-ти %, что отражено в таблице № 8.
Таблица № 8.
Что, на Ваш взгляд, даёт Вам курение? |
||
№ |
Категория |
Количество ответов |
1. |
Социальные преимущества |
12 |
2. |
Занятие |
19 |
3. |
Расслабление, успокоение |
27 |
4. |
Удовольствие, удовлетворение |
11 |
5. |
Ничего |
27 |
На основе контент-анализа всех ответов на вопрос: «В каких ситуациях Вы обычно закуриваете?» были выделены следующие категории:
1.Занятия
а) передышка (перерыв в какой-либо деятельности)
б) заполнение времени («когда скучно», «нечего делать»
в) часть режима дня («утром с кофе, после обеда и ужина», «каждые час-полтора» и т.п.).
2.Социальная ситуация («во время принятия алкоголя», « в баре», «в клубах», « в кафе», «в компании», «во время разговора» и т.п.)
3.Во время мыслительной деятельности («когда надо подумать», «когда чем-то методично занимаюсь» и т.п.)
4.Нервы, волнение, стресс.
5.Неопределённые ответы («когда хочется», «в любых», «когда чувствую потребность»).
Среди всех испытуемых чаще всего закуривают (26%) в нервных, стрессовых ситуациях. Далее в соответствующей социальной ситуации и, чтобы заполнить время, закуривают по 19% испытуемых. 15% закуриваний совершается по причине того, что это является частью режима дня. В 10% случаях закуривают, чтобы сделать передышку. Однако более всего ответов приходится на категорию Занятие. Таких ответов было дано 44% (см. таблицу № 9).
Таблица № 9.
В каких ситуациях Вы обычно закуриваете? |
||||
№ |
Категория |
Количество ответов |
||
1. |
Занятие |
Передышка |
59 |
14 |
заполнение времени |
25 |
|||
часть режима дня |
20 |
|||
2. |
Социальная ситуация |
25 |
||
3. |
Мышление |
4 |
||
4. |
Нервы, волнение, стресс |
35 |
||
5. |
Неопределённые ответы |
10 |
Факторы мотивации к курению (выявленные с помощью специального опросника) распределились следующим образом:
1-е место. Использование курения, как поддержки при нервном напряжении
2-е. Желание получить расслабляющий эффект
3-е. Потребность манипулировать сигаретой
4-е. Существует сильное желание курить (психологическая зависимость)
5-е. Желание получить стимулирующий эффект от курения
6-е. Привычка.
Все факторы мотивации к курению выражены в средней степени за исключением мотивов Желание получить стимулирующий эффект от курения и Привычка. Эти мотивы выражены в слабой степени
Анализ и обсуждение методики «Семантический дифференциал».
Испытуемые заполнили два варианта методики «Семантический дифференциал»: «Я-реальный» и «Каким бы я был, если бы никогда не курил?».
Среди всех испытуемых 31% считает, что их самоописание не изменилось бы, независимо от того, курят они или нет. Среди остальных 69% всей выборки, описывающих себя в варианте «Каким бы я был, если бы никогда не курил?» по-другому, лишь 19% всех испытуемых полагают, что эти изменения будут составлять не более одного балла по отдельным шкалам, остальная половина всей выборки считает, что эти изменения составили бы 2 и более баллов по отдельным шкалам (см. таблицу № 11).
Таблица №11.
|
Количество человек |
изменений нет |
25 |
на 1 балл |
15 |
более 1 балла |
40 |
Сравнивая самоописание испытуемых в обеих вариантах, надо отметить, что испытуемые оценивают себя некурящих выше по шкале оценки и силы, но немного ниже по шкале активности. Причем различие по шкале силы является статистически достоверным. Таким образом, статистически достоверно то различие, что курящая молодежь полагает, что была бы более сильной, если бы никогда не курила при p=0,002
Сравнительная характеристика юношей и девушек.
На основе данных, полученных по результатам заполнения испытуемыми анкеты, испытуемые были разделены на группы по полу. Как уже упоминалось выше, в составе всей выборки 50% юношей и 50% девушек. Средний возраст юношей 19,5 лет, средний возраст девушек 20,2 года (см. таблицу №1). Юноши начали курить в среднем в 16, 4 лет, девушки – в 16, 2 лет. По данной характеристике испытуемые имеют примерно одинаковые показатели
24 испытуемых мужского пола, т.е. 60%, делали попытки бросить курить, в том числе 47,5% (19 человек) пытались бросить курить 2 и более раз. Среди испытуемых женского пола 72,5% пытались бросить курить, и 32,5% делали 2 и более попыток. По этому признаку нет статистически достоверных различий между юношами и девушками.
На вопрос «Хотите бросить курить?» ответы у девушек и юношей распределились примерно одинаково. Около половины испытуемых в одной и в другой группе ответили положительно и около половины испытуемых в каждой группе – отрицательно
Среднее количество выкуриваемых сигарет в день у юношей составляет 14, 6 шт., а у девушек – 10,4 шт. Это различие статистически достоверно (р=0,05), что было подсчитано в программе SPSS. Таким образом, юноши статистически больше выкуривают сигарет, чем девушки.
Большее количество девушек (37,5%) считают, что бросить курить им мешает отсутствие желания, необходимости, лень. 25% девушек указывает на привычку, устоявшийся образ жизни. И 22,5%- ам девушек мешает слабая сила воли.
Среди юношей большему числу человек мешает бросить курить слабая сила воли (27,5%). Столько же человек не смогли дать внятного ответа на данный вопрос. И по 22,5% ответов приходится на категории Нет желания, необходимости, лень и Привычка, устоявшийся образ жизни. По данному критерию статистически значимых различий нет
На вопрос «Зачем закурили?» по 39% ответов юношей приходится на категории Интерес и Нет четкого ответа. В 14% -ах случаях у юношей закурили в связи с социальным фактором. И 8% юношей закурили в связи со стрессовой ситуацией. Среди девушек по 35% ответов приходится на категории Социальный фактор и Интерес. В 23% - ах ответов не содержится четкой информации. Сравнивая две группы по количеству данных ответов в каждой категории, наибольшее различие можно выделить по категории Социальный фактор. Применив метод χ2 для подсчета статистической достоверности этого различия, выяснилось, что это различие статистически достоверно при p<0,05, таким образом, согласно данным опроса, социальный фактор играет большую роль в том, что девушки начинают курить (см таблицу № 17). Других достоверных различий не выявилось.
Таблица № 17.
Зачем закурили? |
|||
№ |
Категория |
М |
Ж |
1. |
Социальный фактор |
6 |
15 |
2. |
Интерес |
15 |
15 |
3. |
Стресс |
4 |
3 |
4. |
Нет четкого ответа |
16 |
10 |
Среди юношей при ответе на вопрос «Что, на Ваш взгляд, даёт Вам курение?» 33% и 27% ответов приходятся на категории Ничего и Расслабление, успокоение соответственно. А 18%, 13% и 9% ответов юношей относятся к категориям Занятие, Удовольствие, удовлетворение и Социальные преимущества соответственно. Среди девушек в 29% - ах случаях курение дает расслабление, успокоение, в 24 %- ах случаях курение ничего не дает, в 21%-те – курение дает какое-либо занятие. Социальные преимущества, а также удовольствие, удовлетворение курение дает в 16% и в 10% - ах случаев. Статистически достоверных различий не выявлено
Большая часть ответов на вопрос «В каких ситуациях Вы обычно закуриваете? » пришлась как у юношей, так и у девушек на категорию занятие – 44% и 45% соответственно. В категории Занятие юноши чаще рассматривают курение как часть режима дня, а девушки чаще закуривают, чтобы заполнить время. 26% девушек, но лишь 9% юношей закуривают в соответствующих социальных ситуациях. Для проверки этого различия использовался критерий χ2 . Это различие статистически достоверно при p<0,05. Таким образом, девушки статистически чаще закуривают в соответствующих социальных ситуациях, чем юноши. При волнении, либо стрессе закуривают 29% юношей и 24% девушек (см. таблицу № 19).
Таблица № 19.
В каких ситуациях Вы обычно закуриваете? |
||||||
№ |
Категория |
М |
Ж |
|||
1. |
Занятие |
передышка |
24 |
6 |
35 |
8 |
заполнение времени |
8 |
17 |
||||
часть режима дня |
10 |
10 |
||||
2. |
Социальная ситуация |
5 |
20 |
|||
3. |
Мышление |
1 |
3 |
|||
4. |
Нервы, волнение, стресс |
16 |
19 |
|||
5. |
Неопределённые ответы |
9 |
1 |
Факторы мотивации к курению у юношей распределились следующим образом (см. таблицу №20):
1-е место. Использование курения, как поддержки при нервном напряжении
2-е. Желание получить расслабляющий эффект
3-е. Потребность манипулировать сигаретой
4-е. Существует сильное желание курить (психологическая зависимость)
5-е. Желание получить стимулирующий эффект от курения
6-е. Привычка.
У девушек факторы мотивации к курения распределились в такой же последовательности за исключением того, что факторы Желание получить стимулирующий эффект от курения и Привычка поделили между собой пятое место. Статистически значимого различия в выраженности факторов курения у девушек и у юношей не обнаружилось
Анализ и обсуждение методики «Семантический дифференциал».
Испытуемые заполнили два варианта методики «Семантический дифференциал»: «Я-реальный» и «Каким бы я был, если бы никогда не курил?». Двенадцать юношей и тринадцать девушек (30% и 32,5% соответственно) считают, что их самоописание не изменилось бы, если бы они не курили. Среди оставшихся человек 57,5% юношей и 45% девушек полагают, что их самоописание «Каким бы я был, если бы никогда не курил?» изменилось на два и более балла и 15 % юношей и 22,5% девушек считают, что их самоописание изменилось бы на 1 балл по отдельным шкалам, что отражено в таблице № 21.
Таблица №21.
|
Количество человек |
|
м |
Ж |
|
изменений нет |
12 |
13 |
на 1 балл |
6 |
9 |
более 1 балла |
23 |
18 |
Сравнивая такие результаты по методике «Семантический дифференциал», как среднее значение оценки, силы и активности у юношей и у девушек, можно указать на то, что юноши оценивают себя в среднем выше, чем девушки как в варианте «Я-реальный», так и в варианте «Каким бы я был, если бы никогда не курил?». А сравнивая средние значения оценки, силы и активности в варианте «Я-реальный» со значениями этих же параметров в варианте «Каким бы я был, если бы никогда не курил?», можно выявить тот факт, что юноши видят себя более сильными, более активными и также выше оценивают себя при условии, что никогда не курили бы. Девушки оценивают себя при таком условии выше, видят себя более сильными, но менее активными.
Итак, наиболее связанный с курением параметр у юношей – сила. Разница между средними значениями в двух вариантах методики составляет 2 балла. Эта разница является статистически достоверной при p=0,001 Для проверки статистической достоверности данного различия был использован t-критерий Стьюдента. У девушек нет такого ярко выраженного различия между средними значениями в двух вариантах методики, а соответственно и наиболее связанного с курением параметра. Статистически значимых различий у девушек не обнаружено
Таблица №24.
|
М |
Ж |
Оценка |
10,73 |
9,50 |
Сила |
6,60 |
6,30 |
Активность |
7,40 |
6,90 |
Оценка-2 |
11,03 |
9,85 |
Сила-2 |
8,60 |
7,05 |
Активность-2 |
7,48 |
6,15 |
Сравнительная характеристика желающих и не желающих бросать курить.
На основе данных, полученных по результатам заполнения испытуемыми анкеты, испытуемые были разделены на две группы.
Группу 1 составляют испытуемые, выразившие желание бросить курить. Таковых оказалось 42 человек. Во второй группе – не желающие на данный момент бросать курить, а также сомневающиеся. Их число составило 38 человек. Средний возраст как в первой, так и во второй группе составляет 19,8 лет
Количество юношей и девушек в обеих группах примерно одинаково. Число девушек в каждой группе составляет 20 человек, число юношей в первой группе – 22 человека, во второй – 18 человек (см. таблицу № 26).
Средний возраст начала курения в первой группе составляет 15,7 лет, а во второй группе - 16,3 года. Таким образом, желающие бросить курить начинали курить немного раньше, чем не желающие бросать (см. таблицу № 27).
В группе желающих бросить курить выкуривают в среднем 12,7 сигарет в день, а в группе нежелающих бросать – 12 сигарет, что говорит о том, что количество выкуриваемых сигарет не зависит от того, хотят ли молодые люди бросить курить или нет
Как видно из таблицы № 29, большая часть желающих бросить курить (34 чел.), т.е. 81% испытуемых первой группы пытались бросить курить. Среди не желающих бросать такой ответ дали лишь 50% испытуемых. Применив метод χ2 для подсчета статистической достоверности этого различия, выяснилось, что это различие статистически достоверно при p<0,05, таким образом, желающие бросить курить статистически чаще делают попытки бросить, чем не желающие бросать.
Таблица №29.
Бросали? |
Группа 1 |
Группа 2 |
|||
Нет |
8 |
19 |
|||
Да |
1раз |
34 |
13 |
19 |
8 |
2 и более раз |
21 |
11 |
При анализе ответов испытуемых на вопрос «Что, по-Вашему, мешает Вам бросить курить?» выяснилось, что чаще всего испытуемые группы №1 видят препятствие на пути к тому, чтобы бросить курить, в своей слабой силе воли. В 40,5%-ах ответов было указано на эту причину. 24% ответов относятся к категории Привычка, устоявшийся образ жизни, и 19% ответов – к категории Нет желания, необходимости, лень (см. таблицу № 30).
Во второй группе у большинства испытуемых (42%) нет желания, необходимости, либо причина в лени, что является вполне логичным, ведь испытуемые этой группы не хотят бросать курить, либо сомневаются, что было отражено при ответе этой группой на вопрос «Хотите бросить курить?». Различие количества ответов в группах по категории Нет желания, необходимости, лень статистически достоверно при p<0,05 (подсчитано с помощью метода χ2).
Таблица №30.
Что, по-Вашему, мешает Вам бросить курить? |
|||
№ |
Категория |
Группа 1 |
Группа 2 |
1. |
Нет желания, необходимости, лень |
8 |
16 |
2. |
Привычка, устоявшийся образ жизни |
10 |
9 |
3. |
Слабая сила воли |
17 |
3 |
4. |
Отсутствие внятного ответа |
7 |
10 |
При ответе испытуемыми группы №1на вопрос «Зачем закурили?» в 36%–ах случаях было указано на категорию Социальный фактор, в 31%-те случаев – на категорию Интерес и в 26%-ах – не было дано четкого ответа. Не желающие бросать курить дали 41 % ответов, относящихся к категории Интерес, 37 % ответов не содержали четкой информации. Достоверность различия ответов в группах по категории Социальный фактор была проверена с помощью метода χ2. Это различие оказалось статистически достоверным при p<0,05. Таким образом, социальный фактор играет достоверно большую роль в том, что молодые начинают курить, среди желающих бросить курение, по сравнению с теми, кто не желает (см. таблицу № 31).
Таблица №31.
Зачем закурили? |
|||
№ |
Категория |
Группа 1 |
Группа 2 |
1. |
Социальный фактор |
15 |
6 |
2. |
Интерес |
13 |
17 |
3. |
Стресс |
4 |
3 |
4. |
Нет четкого ответа |
11 |
15 |
Среди желающих бросить курить большинство ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, даёт Вам курение?» относится к категориям Расслабление, успокоение и Ничего (34 % и 30% соответственно). На категорию Социальные преимущества приходится 14 % ответов, на категорию Занятие – 12% ответов, и на категорию Удовольствие, удовлетворение – 10% ответов.
Среди не желающих бросать курить к категории Занятие относятся 28% ответов, к категориям Ничего и Расслабление, успокоение относятся 25 % и 23% ответов соответственно. И примерно по 12 % ответов приходится на категории Социальные преимущества и Удовольствие, удовлетворение (см. таблицу № 32). Различие по количеству ответов, относящихся к категории Занятие, статистически достоверно при p<0,05, что было также проверено с помощью метода χ2, т.е. не желающим бросать курить курение статистически чаще дает какое-либо занятие, чем желающим бросить.
Таблица №32.
Что, на Ваш взгляд, даёт Вам курение? |
|||
№ |
Категория |
Группа 1 |
Группа 2 |
1. |
Социальные преимущества |
7 |
5 |
2. |
Занятие |
6 |
13 |
3. |
Расслабление, успокоение |
16 |
11 |
4. |
Удовольствие, удовлетворение |
5 |
6 |
5. |
Ничего |
15 |
12 |
При ответе на вопрос «В каких ситуациях Вы обычно закуриваете?» большинство ответов пришлось на категорию занятие: 43 % в группе №1 и 46% в группе №2. Внутри категории Занятие явных различий по количеству ответов не имеется. Среди желающих бросить курить 35% ответов относятся к категории Нервы, волнение, стресс, а во второй группе к этой категории относятся только 17 % ответов (см. таблицу № 33). Это наибольшее различие между группами и оно является статистически достоверным при p<0,05. Таким образом, желающие бросить курить статистически чаще закуривают в нервных, стрессовых ситуациях, чем не желающие бросать.
Таблица №33.
В каких ситуациях Вы обычно закуриваете? |
||||||
№ |
Категория |
Группа 1 |
Группа 2 |
|||
1. |
Занятие |
передышка |
29 |
6 |
30 |
8 |
заполнение времени |
11 |
14 |
||||
часть режима дня |
12 |
8 |
||||
2. |
Социальная ситуация |
12 |
13 |
|||
3. |
Мышление |
0 |
4 |
|||
4. |
Нервы, волнение, стресс |
24 |
11 |
|||
5. |
Неопределённые ответы |
3 |
7 |
Факторы
мотивации к курению в
обеих группах распределились одинаково. Статистических различий между
группами не обнаружено.
Анализ и обсуждение полученных результатов.
Итак, на основе полученных результатов можно сделать следующие выводы. Средний возраст участвовавших в исследовании 19,8 лет. Начали курить испытуемые в среднем в 16 лет. Две трети испытуемых делали попытки бросить курить, в том числе 40% всей выборки делала две и более попытки. На момент опроса хотят бросить курить чуть больше половины испытуемых. Остальная часть выборки не хочет бросать курить, либо сомневается. Среднее количество выкуриваемых сигарет в день составляет 12,5 шт.
Нами были выделены несколько факторов, которые по мнению самих испытуемых, мешают им бросить курить. Наиболее часто встречающимся среди них является отсутствие необходимости и желания. (Так ответили 30% испытуемых). Вторым по частоте упоминания является слабая сила воли (25% всей выборки), Примерно столько же респондентов ссылаются на привычку, устоявшийся образ жизни (24% испытуемых). Четверть испытуемых не дали внятного ответа.
Среди выделенных нами причин начала курения наиболее часто упоминается интерес - 36%. Довольно высокий процент испытуемых не смогли дать внятного ответа на данный вопрос. И четверть испытуемых в качсиве причины начала курения называеют те, которые так или иначе связаны с проблемами общения, самооценки и пр. («за компанию», «подружка научила», «хотел (-а) казаться взрослой», «нравился образ»). Совокупность подобных причин была нами названа «социальным фактором».
Среди ответов на вопрос «Что дает вам курение» нами были выделены следующие группы ответов. По мнению испытуемых, курение дает в 28%-ах случаев расслабление. Столько же ответов не содержат внятной информации по данному вопросу.
Среди ответов на вопрос о ситуациях в которых испытуемые чаще всего закуривают, наиболее частыми оказались ответы, которые мы отнесли к категории Занятие. На втором месте по частоте закуривания является стрессовая, нервная ситуация. И на третьем месте находится «социальная ситуация» .
Факторы мотивации к курению, оцениваемые с помощью опросника НИИ пульмонологии, распределились во всей выборке следующим образом:
1-е место. Использование курения, как поддержки при нервном напряжении
2-е. Желание получить расслабляющий эффект
3-е. Потребность манипулировать сигаретой
4-е. Существует сильное желание курить (психологическая зависимость)
5-е. Желание получить стимулирующий эффект от курения
6-е. Привычка.
Факторы мотивации, занявшие с первого по четвертое места, выражены в средней степени. Остальные два фактора выражены в слабой степени. Итак, наиболее сильным фактором мотивации к курению является стремление использовать курение, как поддержки при нервном напряжении.
Среди всех испытуемых 31% считает, что их самоописание не изменилось бы, не зависимо от того, курят они или нет. И половина всей выборки считает, что эти изменения составили бы 2 и более баллов по отдельным шкалам
При этом образ «каким бы я был, если бы никогда не курил» наделяется достоверно более высокими характеристиками по фактору Сила семантического дифференциала, по сравнению с образом «Я реальное»
Характеристики, выделенные на данном этапе исследования, затем сопоставлялись у юношей и девушек а также у испытуемых, желавших и не желавших бросить курить.
Обсуждение сравнительной характеристики курящих юношей и девушек.
Не было выявлено статистически значимых различий между юношами и девушками по таким характеристикам, как возраст начала курения, желание бросить курить, факторы, мешающие бросить курить, мотивация курения по опроснику НИИ Пульмонологии и некоторым другим изученным характеристикам. Было показано, что юноши выкуривают достоверно больше сигарет.
Согласно ответам девушек, социальный фактор сыграл достоверно боле значимую роль в том, что они закурили. На момент опроса девушки также чаще закуривают в социально значимых ситуациях.
По результатам методики «Семантический дифференциал» можно сделать вывод, что наиболее связанный с курением параметр у юношей – сила: их образ «каким бы я был, если бы никогда не курил» наделяется достоверно более высокими характеристиками по фактору Сила семантического дифференциала, по сравнению с образом «Я реальное». У девушек подобных различий не выявлено.
Обсуждение сравнительной характеристики желающих и не желающих бросать курить.
Сравниваемые группы не различались достоверно по таким характеристикам, как пол, вораст, количество выкуриваемых сигарет, мотивации курения по Опроснику НИИ Пульмонологии и некоторым другим.
Желающие бросить курить в прошлом достоверно чаще делали попытки бросить, чем не желающие бросать. Испытуемые группы №1 чаще всего видят препятствие на пути к тому, чтобы бросить курить, в своей слабой силе воли. Не желающие бросать курить статистически чаще считают, что им мешает бросить отсутствие необходимости либо лень.
Также выяснилось, что социальный фактор играет достоверно большую роль в том, что молодые люди начинают курить, среди желающих бросить курение, по сравнению с теми, кто не желает.
Не желающие бросить курить чаще рассматривают курение как некоторое занятие («возможность отвлечься, сменить мысли», «время подумать», «структура дня» и т.п.)
Желающие бросить курить статистически чаще закуривают в нервных, стрессовых ситуациях, чем не желающие бросать.
Итак, желающие бросить курить не просто хотят бросить, но и предпринимают для этого больше попыток, чем не желающие.
Не желающие бросать курить воспринимают процесс курения как некое занятие, которое вполне возможно находится у них наравне с другими обычными, привычными и ежедневными видами деятельности. Начинают курить не желающие бросать часто потому, что сигарета вызывает у них интерес (хотя различие по этой характеристике и не достигает уровня достоверености). Из этого можно предположить, что не желающие бросать курить испытывают интерес к сигарете и относятся к курению, как к одному из разновидностей обычной активности человека, т.е. курение интересно им и необходимо, присутствует заинтересованность в сигарете.
О причине такой заинтересованности можно сделать также предположение, что испытуемые второй группы не хотят бросать курить, т.к. в сигарете видят поддержку своей самооценке. Это предположение выдвинуто на основе того, что испытуемые первой группы (желающие бросить курить) оценивают себя выше, чем испытуемые второй группы, т.е. самооценка у не желающих бросать курить ниже. Также можно добавить к этому, что не желающие бросать оценивают себя в целом ниже по характеристикам Оценка и Активность, если бы они никогда не курили.
В результате полученных данных можно сделать предположение о том, что если повысить самооценку такой категории курящих, показав тем самым отсутствие необходимости в сигарете, это может привести к появлению желания бросить курить и в итоге к освобождению от курения вообще.
Желающие бросить курить видят препятствие к тому, чтобы бросить курить, в слабой силе воли. Для испытуемых данной группы №1 сила является той характеристикой, которая наиболее значительно изменилась бы, по их мнению, если бы они никогда не курили. Помимо того, что желающие бросить курить считают, что были бы более сильными, если бы не курили, они были бы, по их мнению, имели бы более высокие показатели по факторам Оценка и Активность Семантического дифференцала Таким образом, главную идею желающих бросить курить о прекращении курения можно сформулировать так: если бы я был более сильным, с большей силой воли, я бы смог бросить курить.
Желающие бросить курить чаще закуривают в нервных, стрессовых ситуациях. Данный вывод, возможно, стоит применить в организации помощи по прекращению курения. Здесь можно сделать предположение, что если с желающими бросить курить поработать над техниками преодоления стрессовых ситуаций, это освободит их от позывов закурить при попадании в такие ситуации. Что может помочь таким людям бросить курить.
Социальный фактор играет большую роль в том, что молодые люди начинают курить, именно среди желающих бросить курение. Из данного полученного нами результата можно сделать предположение, что чтобы помочь таким людям бросить курить, надо помочь им укрепить свое «Я» и границы своего «Я».