Работа Жени Хидировой интересна тем, что ее основной результат можно изложить в одной фразе, причем он достаточно очевиден на уровне «здравого смысла», но идет вразрез с традицией психологических исследований. Женя показала, что позитивное или негативное воздействие музыки на человека определяется прежде всего тем, нравится она ему или нет, независимо от особенностей самой музыки. После того, как этот результат получен, он может показаться тривиальным. А между тем основная масса исследований посвящена воздействию на человека музыки, относящейся к различным стилям, причем неявно предполагалась, что одна и та же музыка и воздействовать должна примерно одинаково. Оказалось же, что музыка стиля heavy metal может воздействовать на человека примерно так же, как прелюдия Баха – при условии, что и та и другая нравится. Или не нравится.

Женя – человек, глубоко  преданный музыке, прежде всего классической, поэтому не все результаты оправдали ее надежды. Что не помешало ей много и упорно работать на всех стадиях  непростого исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ МУЗЫКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
 
 
 
 
 
 

Дипломная работа

студентки V курса

факультета ГПН

(отделения психологии) группы 513

Хидировой Е.Т.

научный руководитель Барлас Т.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2008г. 

     Содержание

     стр.

     Введение ------------------------------------------------------------------------------3

     Глава 1. Обзор литературы -------------------------------------------------------6

     1.1. Музыкотерапия: история и основные формы ---------------------------6

     1.2. Психология восприятия музыки ------------------------------------------10

     1.3. Музыкальная психотерапия -----------------------------------------------12

          1.4. Воздействие музыки на физиологическое состояние человека ---15

          1.5. Функциональная музыка ---------------------------------------------------18

      Глава 2. Эмпирическое исследование ----------------------------------------22

      2.1. Цель работы -------------------------------------------------------------------22

     2.2. Задачи --------------------------------------------------------------------------22

     2.3. Гипотезы -----------------------------------------------------------------------22

     2.4. Испытуемые -------------------------------------------------------------------22

     2.5. Материал и методика --------------------------------------------------------23

     2.6. Результаты и обсуждение --------------------------------------------------27

      Заключение -------------------------------------------------------------------------49

      Библиография ----------------------------------------------------------------------52

      Приложение------------------------------------------------------------------------55 
 
 
 

     Введение

      Современные условия жизни негативно воздействуют на психоэмоциональное состояние человека. Широкая распространенность повышенного уровня тревожности, агрессивности, низкой стрессоустойчивости требуют совершенствования психологической помощи в этой области, разработки новых методов коррекции и профилактики психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов является музыкальная психотерапия.

      Вопрос особенностей влияния музыкальных произведений различных стилей на психоэмоциональное состояние человека недостаточно изучен, что затрудняет выбор музыкальных произведений для проведения терапии. Таким образом, возможность использования музыки как эффективного средства психологической коррекции и профилактики делает актуальным изучение особенностей влияния музыкальных произведений различных стилей на психоэмоциональное состояние человека.

     Цель настоящего исследования - определение особенностей влияния композиций, относящихся к различным стилям музыки, на психоэмоциональное состояние человека.

     Объектом исследования выступили школьники второго, седьмого и восьмого классов СОШ №266, а также менеджеры компании по производству пенополиуретана «Фомлайн» в возрасте 28-30 лет. Предмет исследования – особенности психоэмоционального состояния этих испытуемых.

     Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

     Гипотеза №1: Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на  психоэмоциональное состояние человека.

     Гипотеза №2: Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние опосредуется отношением человека к этой музыке.

     Задачами исследования являются: анализ литературы по проблеме использования музыки в целях психологической коррекции и  профилактики; определение особенностей влияния музыкальных композиций классического стиля, стиля Metal и релаксационной музыки на психоэмоциональное состояние детей 8-9 и 12-14 лет, а также испытуемых 28-30 лет; определение зависимости влияния музыки от отношения человека к данной музыке.

     Определение психоэмоционального состояния испытуемых проводилось с помощью восьмицветового теста М.Люшера, опросника САН, а также модифицированной шкалы ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина. 

     Глава 1. Обзор литературы

     Музыка  как средство лечения применялась еще до нашей эры, но официально музыкотерапия была признана в Европе в XIX веке. Расцвет музыкальной терапии пришелся уже на XX век. В настоящее время существует множество классификаций различных видов музыкальной терапии. Накоплено также некоторое количество данных, отражающих влияние музыки на психоэмоциональное, физиологическое состояние организма, а также на работоспособность человека. Достаточно подробно изучена проблема психологии восприятия музыки. Однако, несмотря на большое количество исследований в области музыкальной терапии, вопрос особенностей влияния музыкальных произведений на психоэмоциональное состояние человека остается недостаточно изученным.  
 
 

     Глава 2. Эмпирическое исследование

     Целью работы является определение особенностей влияния композиций, относящихся к различным стилям музыки, на психоэмоциональное состояние человека. 

     2.2. Задачи

     Задачами эмпирического исследования являются: определение особенностей влияния музыкальных композиций классического стиля, стиля Metal и релаксационной музыки на психоэмоциональное состояние детей 8-9 и 12-14 лет, а также испытуемых 28-30 лет; определение зависимости влияния музыки от отношения человека к данной музыке. 

     2.3. Гипотезы

     Гипотеза №1: Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на  психоэмоциональное состояние человека.

     Гипотеза №2: Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние опосредуется отношением человека к этой музыке. 

     2.4. Испытуемые

     В исследовании принимали участие 3 группы испытуемых:

     1 группа - учащиеся второго класса СОШ №266, возраст – 8-9 лет, количество – 30 человек;

     2 группа - учащиеся седьмого и восьмого классов СОШ №266, возраст – 12-14 лет, количество – 20 человек;

     3 группа – менеджеры компании по производству пенополиуретана «Фомлайн», возраст – 28-30 лет, количество – 20 человек. 
 
 

     2.5. Материал и методика

     Для проведения исследования было выбрано три музыкальные композиции различных стилей: классическая музыка, музыка стиля Metal и релаксационная музыка. Первый отрывок - Прелюдия из Партиты ми мажор для фортепиано И.С.Баха; второй отрывок - музыкальная композиция Opium of the People группы Slipknot; третий отрывок - релаксационная музыка «Звуки природы». Время звучания каждой композиции – 3 минуты 14 секунд. Музыка стиля Metal  - «тяжелая» музыка, также характеризуется энергичностью, агрессивностью, мрачностью. Релаксационная музыка предназначена для снятия усталости, напряжения, стресса. Релаксационная музыка «Звуки природы» представляет собой спокойное, монотонное звучание гитары на фоне различных звуков природы – пение птиц, журчание ручья, шелест листвы.

     Выбор именно классической музыки, музыки стиля Metal и релаксационной музыки обусловлен контрастом данных стилей по отношению друг к другу, а также их широкой распространенностью в настоящее время. Выбор именно этих музыкальных отрывков обусловлен тем, что они соответствуют общепринятым представлениям о данных стилях.

     Для проведения исследования в первой группе (дети 8-9 лет) использовался восьмицветовой тест М.Люшера. Для обработки и интерпретации результатов было использовано Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера составителя О.Ф.Дубровской [16], а также принципы интерпретации, предложенные Л.Н.Собчик [19].

     Тест Люшера отражает изменения психоэмоционального состояния человека; однако в интерпретационных таблицах к тесту описывается не только состояние, но и устойчивые личностные особенности, которые не учитывались при интерпретации результатов в данной работе.

     Материал – стандартный набор карточек: размер карточки – 5.5х7.5см, цвета – синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый; каждая карточка имеет свой порядковый номер (синий - №1, зеленый- №2, красный- №3, желтый- №4, фиолетовый- №5, коричневый- №6, черный- №7, серый- №0).

     До проведения обследования испытуемые первой группы были разделены на три подгруппы. Первой подгруппе испытуемых предлагалось прослушать классическую музыку, второй подгруппе – музыку стиля Metal, третьей подгруппе – релаксационную музыку.

     Тест проводился с каждым испытуемым индивидуально. Цветные карточки перемешивались и раскладывались окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого испытуемому давалась следующая инструкция: «Из предложенных цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится. При этом ориентируйся на цвет как таковой, постарайся не связывать его с какими-либо вещами – цветом машины, одежды, которая тебе к лицу, и прочим». После того, как была выбрана нужная карточка, она убиралась в сторону окрашенной стороной вниз. Далее испытуемого просили выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранная карточка помещалась цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Далее были переписаны номера карточек в разложенном порядке.

     Затем испытуемому предлагалось прослушать музыкальную композицию, после чего процедура обследования повторялась. При этом испытуемому объяснялось, что исследование не направлено на изучение его памяти, и он не должен пытаться повторить свой первый выбор.

     Для оценки уровня тревоги использовались следующие обозначения, общепринятые при анализе и интерпретации теста Люшера:

     ! – если основной цвет стоит на шестом месте (дополнительный на 3 месте);

     !! – если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2 месте);

     !!! – если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1 месте).

     Затем все имеющиеся восклицательные знаки складывались для каждого испытуемого. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12. Считается, что чем больше «!», тем прогноз неблагоприятнее.

     Для проведения исследования во второй и третьей группах испытуемых нами был составлен опросник, состоящий из VI пунктов: I – измерение пульса, II – опросник САН и модифицированный вариант шкалы ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, III – прослушивание музыкальной композиции, IV – измерение пульса, V – опросник САН и модифицированный вариант шкалы ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, VI – вопрос о том, понравился ли прослушенный музыкальный отрывок.

     Опросник САН предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

     По полученным баллам рассчитывается среднее арифметическое как в целом (общее состояние), так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

     Для проведения исследования шкала на определение ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина была модифицирована: из списка признаков было выбрано четыре признака, которых нет в тесте САН. В этом тесте также использовалась шкала ответов, идентичная шкале в опроснике САН (см. Приложение).

     Во второй и третьей возрастных группах исследование проводилось в 3 дня. Каждый раз испытуемым раздавался составленный нами опросник, после чего необходимо было подписать опросник, а также указать свой пол и возраст. После этого испытуемые должны были измерить свой пульс и указать полученную цифру в пункте I опросника, затем заполнить пункт II (опросник САН и модифицированный вариант шкалы ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина). Далее испытуемым предлагалось прослушать музыкальную композицию: в первый день – классическую музыку, во второй день – музыку стиля Metal, в третий день – релаксационную музыку. Сразу после окончания звучания музыки испытуемых просили вновь измерить свой пульс и указать полученную цифру в пункте IV, а затем заполнить пункт V (опросник САН и модифицированный вариант шкалы ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина). После этого испытуемым предлагалось ответить на вопрос пункта VI «Понравился ли Вам прослушенный музыкальный отрывок?», выбрав один из вариантов ответа: а – понравился, б – не понравился, в – не знаю.

     Обработка результатов проводилась при помощи стандартного статистического пакета «SPSS for Windows (версия 13.0)».  

     2.6. Результаты и Обсуждение

     Нами были получены следующие результаты. 
 

     Таблица №1

     Место каждого из цветов в первой возрастной группе (8-9 лет) до (I) и после (II) прослушивания музыки

     а) классическая музыка

     

карточки

I

II

t-критерий Стьюдента

место

ст. откл.

место

ст. откл.

1

2

3

4

5

6

7

0

3.5

3.1

4.0

3.4

4.5

6.1

5.4

6.0

1.5652

1.5133

1.6733

2.2891

2.4597

1.7578

2.5377

1.8974

3.9

3.9

2.8

3.7

2.7

6.6

6.8

5.6

2.0712

1.1358

1.9391

1.8466

1.6155

1.1136

1.5362

2.1541

-0.49

-1.3

1.5

-0.32

1.94

-0.7

-1.49

-0.44

 

     б) музыка стиля Metal

     

карточки

I

II

t-критерий Стьюдента

место

ст. откл.

место

ст. откл.

1

2

3

4

5

6

7

0

4.3

4.6

3.9

4.2

4.8

5.3

5.7

3.2

2.1000

1.8547

1.5779

2.7857

1.9899

2.0518

2.7221

1.9899

3.7

3.3

5.6

5.4

4.4

5

5.2

3

2.0024

1.6155

1.2806

2.1540

2.0099

1.8439

2.9597

1.6733

0.65

1.67

-2.66

1.09

0.45

0.34

0.39

0.24

 
 
 
 

     в) релаксационная музыка

     

карточки

I

II

t-критерий Стьюдента

место

ст. откл.

место

ст. откл.

1

2

3

4

5

6

7

0

3.7

5.1

4.9

2.3

2.6

6.4

5.1

5.9

2.21359

2.07900

1.96921

2.21359

1.77639

1.50555

2.07900

1.28668

3.5

4.0

5.6

4.0

4.1

5.2

6.0

4.4

1.90029

2.35702

2.22111

2.21108

2.42441

1.98886

2.70801

2.06559

0.26

1.08

-0.78

-2.37

-1.39

1.55

-0.80

2.76

 
 

     Из таблицы №1, отражающей места, на которые испытуемые 8-9 лет поставили каждый из цветов до и после прослушивания музыки, видно, что после прослушивания композиций каждого из музыкальных стилей произошла перестановка мест некоторых цветов. Так, красный цвет, имеющий третий порядковый номер, после прослушивания композиции классического стиля переместился с 4 на 2.8 место по среднему показателю. Такие результаты, согласно общепринятой интерпретации красного цвета в тесте Люшера, свидетельствуют о тенденции к увеличению уровня активности и агрессивности испытуемых, потребности в достижении после прослушивания классической музыки. У испытуемых, прослушивавших композицию стиля Metal, наблюдается обратная тенденция в изменении позиции красного цвета – место красного цвета переместилось с 3.9 на 5.6 по среднему показателю (различия достоверны по критерию Стьюдента), что свидетельствует о значительном снижении уровня активности и агрессивности этих испытуемых. Возможно, полученные результаты обусловлены тем, что детям 8-9 лет было тяжело в течение более трех минут прослушивать монотонную классическую музыку, что привело к накоплению у них отрицательных эмоций во время прослушивания музыки и, как следствие, увеличению уровня агрессии после прослушивания. Во время прослушивания быстрой и энергичной музыки Metal у детей, предположительно, происходила разрядка энергии и агрессивности, что привело к снижению этих показателей к концу прослушивания музыкальной композиции.

     Следует также отметить некоторые другие особенности влияния музыки на психоэмоциональное состояние испытуемых 8-9 лет, которые удалось выявить.  Место фиолетового цвета, имеющего пятый порядковый номер, после прослушивания композиции классического стиля переместилось с 4.5 на 2.7 место по среднему показателю (различия достоверны по критерию Стьюдента). Такой результат свидетельствует, согласно существующим интерпретациям, о высвобождении неосознанных аспектов переживаний, уходе в мир фантазий после прослушивания классической музыки, что в целом соответствует представлениям о том воздействии, которое должно оказывать на человека прослушивание классической музыки.

     Установлены также значительные изменения в позиции черного цвета до и после прослушивания классической музыки у детей 8-9 лет. Место черного цвета (седьмой порядковый номер) переместилось с 5.4 на 6.4 по среднему показателю, что отражает тенденцию к снижению уровня негативизма и депрессивных тенденций после прослушивания музыки. Кроме того, у двух испытуемых отмечается перемещение черного цвета с первой позиции до прослушивания музыки на последнюю после прослушивания. Такие результаты, безусловно, свидетельствует о благоприятном воздействии музыкальной композиции классического стиля.

     По результатам исследования можно также определить некоторые другие особенности влияния музыки Metal на психоэмоциональное состояние испытуемых 8-9 лет. После прослушивания музыкальной композиции данного стиля место зеленого цвета, имеющего второй порядковый номер, переместилось с 4.6 на 3.3 место по среднему показателю, что свидетельствует о тенденции к большей настойчивости, упрямству, росту пассивно-оборонительных тенденций.

     В таблице №1в) отражены особенности влияния композиции релаксационной музыки на психоэмоциональное состояние испытуемых первой возрастной группы (8-9 лет). В частности, желтый цвет, имеющий четвертый порядковый номер, переместился с 2.3 на 4 позицию по среднему показателю (различия достоверны по критерию Стьюдента). Такие результаты, согласно общепринятой интерпретации желтого цвета в тесте Люшера, свидетельствуют о снижении уровня активности, а также о меньшем стремлении к релаксации и психологическому освобождению от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.

     Необходимо также отметить, что после прослушивания релаксационной музыки место серого цвета (номер 0) переместилось у испытуемых первой группы с 5.9 на 4.4 по среднему показателю (различия достоверны по критерию Стьюдента). Такой результат отражает, согласно существующим интерпретациям, увеличение стремления оградиться от всяческих влияний, чтобы остаться невозбудимым. Также после релаксационной музыки у испытуемых наблюдается тенденция к увеличению потребности в отдыхе, создаваемом беспроблемным и бесконфликтным уютом (перемещение коричневого цвета, имеющего шестой номер, с позиции 6.4 на позицию 5.2).

     Таким образом, изменения, отмечающиеся у детей под воздействием композиции релаксационной музыки, в целом соответствуют  той функции, которую она должна выполнять. После прослушивания такой музыки у детей снижается уровень активности и нервного напряжения, что свидетельствует о релаксирующем эффекте композиции данного стиля. 
 
 

     Показатель тревоги детей 8-9 лет до и после прослушивания композиции классического стиля практически не изменился. После прослушивания музыки Metal наблюдается незначительное увеличение уровня тревоги, которое не достигает, однако, уровня достоверных различий по критерию Стьюдента. Релаксационная музыка на уровень тревоги испытуемый практически не повлияла.

     Музыкальные композиции различных стилей также оказали различное влияние и на испытуемых других возрастных групп. 
 

     Таблица №3

     Различия средних значений измеряемых характеристик до и после прослушивания музыки для второй возрастной группы (12-14 лет)

     а) классическая музыка  

 

Paired Differences

T

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

3,60000

6,85489

1,53280

,39181

6,80819

2,349

19

,030

Pair 2

state1 - state2

,28500

,43076

,09632

,08340

,48660

2,959

19

,008

Pair 3

health1 - health2

,13000

,55165

,12335

-,12818

,38818

1,054

19

,305

Pair 4

activity1 - activity2

,52500

,58208

,13016

,25258

,79742

4,034

19

,001

Pair 5

mood1 - mood2

,21500

,50915

,11385

-,02329

,45329

1,888

19

,074

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,07500

1,26860

,28367

-,51872

,66872

,264

19

,794

 
 
 

     б) музыка стиля Metal  

 

Paired Differences

T

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

-4,60000

6,65227

1,48749

-7,71336

-1,48664

-3,092

19

,006

Pair 2

state1 - state2

-,28500

1,20712

,26992

-,84995

,27995

-1,056

19

,304

Pair 3

health1 - health2

-,27000

1,25451

,28052

-,85713

,31713

-,963

19

,348

Pair 4

activity1 - activity2

-,29000

1,55966

,34875

-1,01994

,43994

-,832

19

,416

Pair 5

mood1 - mood2

-,32500

1,14610

,25628

-,86139

,21139

-1,268

19

,220

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,48500

1,37047

,30645

-,15640

1,12640

1,583

19

,130

 
 

     в) релаксационная музыка 

 

Paired Differences

T

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

1,80000

7,94454

1,77645

-1,91816

5,51816

1,013

19

,324

Pair 2

state1 - state2

-,00500

,56240

,12576

-,26821

,25821

-,040

19

,969

Pair 3

health1 - health2

-,14000

,63693

,14242

-,43809

,15809

-,983

19

,338

Pair 4

activity1 - activity2

,35000

1,12367

,25126

-,17589

,87589

1,393

19

,180

Pair 5

mood1 - mood2

-,24000

,75561

,16896

-,59364

,11364

-1,420

19

,172

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,39000

,73692

,16478

,04511

,73489

2,367

19

,029

 

     После прослушивания музыкальной композиции классического стиля у испытуемых ухудшилось общее состояние. В частности, у детей резко снизился уровень активности, а также наблюдается тенденция к ухудшению настроения. Несмотря на ухудшение общего психоэмоционального состояния, у испытуемых снизилась частота пульса после прослушивания классической музыки. Такие результаты свидетельствуют о неоднозначном влиянии музыки классического стиля на детей 12-14 лет.

     Музыка стиля Metal на психоэмоциональное состояние детей не повлияла: нет ни значимых различий, ни различий на уровне тенденции. Однако после прослушивания данной музыки у испытуемых сильно повысился пульс.

     Необходимо также отметить значимые различия по показателю тревоги до и после прослушивания релаксационной музыки: уровень тревоги у испытуемых 12-14 лет после прослушивания снизился. На другие измеряемые характеристики релаксационная музыка не повлияла. 
 
 
 
 

     Таблица №4

     Различия средних значений измеряемых характеристик до и после прослушивания музыки для третьей возрастной группы (28-30 лет)

     а) классическая музыка

     

 

Paired Differences

T

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

2,80000

7,81092

1,74658

-,85562

6,45562

1,603

19

,125

Pair 2

state1 - state2

-,30000

,35541

,07947

-,46634

-,13366

-3,775

19

,001

Pair 3

health1 - health2

-,12500

,46212

,10333

-,34128

,09128

-1,210

19

,241

Pair 4

activity1 - activity2

-,37500

,64062

,14325

-,67482

-,07518

-2,618

19

,017

Pair 5

mood1 - mood2

-,38500

,53339

,11927

-,63463

-,13537

-3,228

19

,004

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,41500

,84870

,18977

,01780

,81220

2,187

19

,041

 

     б) музыка стиля Metal

     

 

Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

-2,05000

5,56753

1,24494

-4,65568

,55568

-1,647

19

,116

Pair 2

state1 - state2

,12500

,70328

,15726

-,20415

,45415

,795

19

,437

Pair 3

health1 - health2

,12000

,83326

,18632

-,26998

,50998

,644

19

,527

Pair 4

activity1 - activity2

-,09000

,80714

,18048

-,46775

,28775

-,499

19

,624

Pair 5

mood1 - mood2

,33500

,88691

,19832

-,08009

,75009

1,689

19

,108

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

-,18500

1,05145

,23511

-,67709

,30709

-,787

19

,441

 
 

     в) релаксационная музыка

     

 

Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

2,15000

4,54539

1,01638

,02269

4,27731

2,115

19

,048

Pair 2

state1 - state2

-,04000

,58255

,13026

-,31264

,23264

-,307

19

,762

Pair 3

health1 - health2

-,07000

,58768

,13141

-,34504

,20504

-,533

19

,600

Pair 4

activity1 - activity2

,11500

,80281

,17951

-,26073

,49073

,641

19

,529

Pair 5

mood1 - mood2

-,14500

,65733

,14698

-,45264

,16264

-,987

19

,336

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,44000

,84940

,18993

,04247

,83753

2,317

19

,032

 
 

     Результаты таблицы №4, отражающей различия средних значений измеряемых характеристик до и после прослушивания музыки у взрослых 28-30 лет, свидетельствуют о благоприятном влиянии музыкальной композиции классического стиля на психоэмоциональное состояние испытуемых данной группы. После прослушивания композиции данного стиля у испытуемых улучшается общее состояние, в частности, повышается уровень активности, улучшается настроение, а также снижается уровень тревоги.

     Значимых различий между показателями измеряемых характеристик до и после прослушивания музыки Metal в данной группе испытуемых не выявлено; однако наблюдается тенденция к увеличению частоты пульса и ухудшению настроения.

     Музыкальная композиция релаксационной музыки в целом, как и классическая музыка, благоприятно повлияла на испытуемых 28-30 лет: после прослушивания данного музыкального стиля наблюдается снижение частоты пульса и уровня тревоги.

     Отношение к прослушанной музыке различных стилей существенно отличалось у испытуемых 12-14 и 28-30 лет. 
 

     Таблица №5

     Отношение к прослушанным музыкальным композициям во второй (12-14 лет) и третьей (28-30 лет) группах испытуемых 

музыкальная композиция

количество испытуемых

12-14 лет

28-30 лет

классическая музыка

 

 

понравилась

3

15

не понравилась

11

2

не знаю

6

3

музыка стиля Metal

 

 

понравилась

12

3

не понравилась

6

14

не знаю

2

3

релаксационная музыка

 

 

понравилась

9

15

не понравилась

4

1

не знаю

7

4

 

     Из таблицы №5 видно различное отношение испытуемых из указанных групп, в частности, к композиции классического стиля. 12-14-летним детям эта музыка, в целом, не понравилась, в то время как большинству испытуемых 28-30 лет музыка классического стиля понравилась. Музыка стиля Metal, напротив, понравилась большинству детей 12-14 лет и, в целом, не понравилась испытуемым 28-30 лет. В отношении детей 12-14 лет к прослушенной композиции релаксационной музыки не наблюдается тенденций, в то время как большинству испытуемых 28-30 лет эта музыка понравилась.

     Таким образом, были выявлены существенные различия между изучавшимися возрастными группами по особенностям воздействия композиций, относящихся к разным  музыкальным стилям, на психоэмоциональное состояние. Так, после прослушивания музыкальной композиции классического стиля у детей 8-9 лет наблюдается тенденция к увеличению уровня активности и агрессивности, а также к увеличению потребности в достижении. Композиция данного стиля также способствует высвобождению неосознанных аспектов переживаний, уходу в мир фантазий, а также снижению уровня негативизма и депрессивных тенденций. У испытуемых 12-14 лет после прослушивания данной композиции ухудшилось общее состояние, в частности, резко снизился уровень активности, а также наблюдается тенденция к ухудшению настроения.  У этих испытуемых также снизилась частота пульса после прослушивания классической музыки. Такие результаты свидетельствуют о неоднозначном влиянии музыкальной композиции классического стиля на детей 8-9 и 12-14 лет. Однако на испытуемых 28-30 лет композиция классического стиля оказала благоприятное воздействие. У испытуемых этой возрастной группы наблюдается улучшение общего состояния, в частности, повышение уровня активности, улучшение настроения, а также снижение уровня тревоги.

     Музыкальная композиция в стиле Metal привела к значительному снижению уровня активности и агрессивности у детей 8-9 лет. Также было выявлено, что композиция данного стиля способствует настойчивости, упрямству, росту пассивно-оборонительных тенденций у детей первой возрастной группы. На психоэмоциональное состояние детей 12-14 лет композиция данного стиля не повлияла, однако после прослушивания этой музыки у испытуемых сильно участился пульс. У испытуемых 28-30 лет также наблюдается тенденция к повышению частоты пульса, а также к ухудшению настроения после прослушивания музыки в стиле Metal.

     После прослушивания релаксационной музыки у детей 8-9 лет наблюдается снижение уровня активности, а также меньшее стремление к релаксации и психологическому освобождению. Также у этих детей наблюдается увеличение стремления оградиться от всяческих влияний и тенденция к увеличению потребности в отдыхе. У испытуемых 12-14  и 28-30 лет наблюдается снижение уровня тревоги после прослушивания композиции релаксационной музыки, при этом у испытуемых 28-30 лет снижается и частота пульса.

     Нами было выдвинуто предположение, что особенности воздействия опосредуются отношением испытуемых к музыке – понравилась она им или нет. Для этого мы сравнили психоэмоциональное состояние до и после прослушивания музыки между теми испытуемыми, кому она понравилась, не понравилась и теми, кто не высказал определенного отношения.  
 

     Таблица №6

     Различия средних значений измеряемых характеристик до и после прослушивания музыки для второй (12-14 лет) группы испытуемых

     а) музыка понравилась 

     б) музыка не понравилась

 

Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

-,50000

6,90935

1,41037

-3,41756

2,41756

-,355

23

,726

Pair 2

state1 - state2

-,35833

,90598

,18493

-,74089

,02423

-1,938

23

,065

Pair 3

health1 - health2

-,41250

,93078

,19000

-,80554

-,01946

-2,171

23

,040

Pair 4

activity1 - activity2

-,28333

1,38616

,28295

-,86866

,30199

-1,001

23

,327

Pair 5

mood1 - mood2

-,38750

,91809

,18740

-,77517

,00017

-2,068

23

,050

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,60833

1,21545

,24810

,09509

1,12157

2,452

23

,022

 
 

 

Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

,00000

8,48528

1,85164

-3,86245

3,86245

,000

20

1,000

Pair 2

state1 - state2

,40476

,58777

,12826

,13721

,67231

3,156

20

,005

Pair 3

health1 - health2

,20952

,79681

,17388

-,15318

,57223

1,205

20

,242

Pair 4

activity1 - activity2

,71905

,74069

,16163

,38189

1,05620

4,449

20

,000

Pair 5

mood1 - mood2

,27143

,64587

,14094

-,02257

,56542

1,926

20

,068

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

-,28571

1,03648

,22618

-,75751

,18608

-1,263

20

,221

 
 

     в) не знаю 

 

Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

 

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference

 

 

 

 

 

 

 

Lower

Upper

 

 

 

Pair 1

pulse1 - pulse2

1,86667

8,79827

2,27170

-3,00565

6,73899

,822

14

,425

Pair 2

state1 - state2

,02000

,76737

,19813

-,40496

,44496

,101

14

,921

Pair 3

health1 - health2

-,01333

,75486

,19490

-,43136

,40469

-,068

14

,946

Pair 4

activity1 - activity2

,30000

1,14018

,29439

-,33141

,93141

1,019

14

,325

Pair 5

mood1 - mood2

-,23333

,89416

,23087

-,72850

,26184

-1,011

14

,329

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,61333

,91719

,23682

,10541

1,12126

2,590

14

,021

 

     Результаты, указанные в таблице №6а) свидетельствуют о том,  что музыка, отношение к которой у детей 12-14 лет было положительное, благотворно повлияла на психоэмоциональное состояние этих детей. У них наблюдается тенденция к улучшению общего состояния, в частности, улучшается самочувствие и настроение. После прослушивания музыки, которая испытуемым понравилась, наблюдается также снижение уровня тревоги.

     Музыка, отношение к которой в данной группе было негативным, оказала противоположный эффект на психоэмоциональное состояние испытуемых. После прослушивания такой музыки у испытуемых ухудшилось общее состояние, резко снизилась активность и наблюдается тенденция к ухудшению настроения.

     У испытуемых, не высказавших определенного отношения к прослушанной музыке, резких изменений в измеряемых характеристиках до и после прослушивания не наблюдается. Необходимо отметить, однако, что после прослушивания такой музыки у испытуемых 12-14 лет снизился уровень тревоги. 
 

Таблица №7

     Различия средних значений измеряемых характеристик до и после прослушивания музыки для третьей (28-30 лет) группы испытуемых

     а) музыка понравилась

     

 

Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

2,33333

7,14435

1,24367

-,19994

4,86661

1,876

32

,070

Pair 2

state1 - state2

-,28788

,39588

,06891

-,42825

-,14750

-4,177

32

,000

Pair 3

health1 - health2

-,20303

,49275

,08578

-,37775

-,02831

-2,367

32

,024

Pair 4

activity1 - activity2

-,33030

,67383

,11730

-,56923

-,09137

-2,816

32

,008

Pair 5

mood1 - mood2

-,32424

,52858

,09201

-,51167

-,13682

-3,524

32

,001

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,30606

,77538

,13498

,03112

,58100

2,268

32

,030

 

     б) музыка не понравилась

     

 

Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

-1,70588

5,50868

1,33605

-4,53819

1,12642

-1,277

16

,220

Pair 2

state1 - state2

,42941

,70690

,17145

,06596

,79287

2,505

16

,023

Pair 3

health1 - health2

,45294

,65203

,15814

,11770

,78819

2,864

16

,011

Pair 4

activity1 - activity2

,27059

,94985

,23037

-,21778

,75895

1,175

16

,257

Pair 5

mood1 - mood2

,54706

,94612

,22947

,06061

1,03351

2,384

16

,030

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

-,09412

1,23261

,29895

-,72787

,53963

-,315

16

,757

 
 

     в) не знаю 

     

 

Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

1,00000

3,59011

1,13529

-1,56821

3,56821

,881

9

,401

Pair 2

state1 - state2

-,21000

,34464

,10899

-,45654

,03654

-1,927

9

,086

Pair 3

health1 - health2

-,25000

,70435

,22274

-,75386

,25386

-1,122

9

,291

Pair 4

activity1 - activity2

-,07000

,44734

,14146

-,39001

,25001

-,495

9

,633

Pair 5

mood1 - mood2

-,25000

,44033

,13924

-,56499

,06499

-1,795

9

,106

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,49000

,89499

,28302

-,15023

1,13023

1,731

9

,117

 

     Музыка, которая понравилась испытуемым 28-30 лет, оказала положительное воздействие. У таких испытуемых резко улучшилось общее состояние, в частности, улучшилось самочувствие, резко повысился уровень активности и настроение, а также снизился уровень тревоги. Следует также отметить, что у этих испытуемых наблюдается тенденция к снижению уровня тревоги после прослушанной музыки.

     Из таблицы №7б) видно, что после прослушивания музыкальной композиции, которая испытуемым 28-30 лет не понравилась, наблюдается ухудшение общего состояния, самочувствия и настроения. Такие результаты свидетельствуют о негативном влиянии музыки, к которой высказывалось отрицательное отношение, на состояние испытуемых данной группы.

     После прослушивания музыки, к которой испытуемые не высказали определенного отношение, наблюдается тенденция к улучшение общего состояния.

     В таблице №8 представлено сравнение психоэмоционального состояния до и после прослушивания музыки между теми испытуемыми, кому она понравилась, не понравилась и теми, кто не высказал определенного отношения, объединив при этом данные по различным музыкальным стилям. 

     Таблица №8

     Различия средних значений измеряемых характеристик до и после прослушивания музыки для второй (12-14 лет) и третьей (28-30 лет) групп

     а) музыка понравилась

     

 

Paired Differences

T

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

1,14035

7,12500

,94373

-,75017

3,03087

1,208

56

,232

Pair 2

state1 - state2

-,31754

,65414

,08664

-,49111

-,14398

-3,665

56

,001

Pair 3

health1 - health2

-,29123

,71096

,09417

-,47987

-,10259

-3,093

56

,003

Pair 4

activity1 - activity2

-,31053

1,02429

,13567

-,58231

-,03875

-2,289

56

,026

Pair 5

mood1 - mood2

-,35088

,71192

,09430

-,53977

-,16198

-3,721

56

,000

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,43333

,98640

,13065

,17161

,69506

3,317

56

,002

 
 

     б) музыка не понравилась

     

 

Paired Differences

T

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

-,76316

7,26500

1,17854

-3,15110

1,62479

-,648

37

,521

Pair 2

state1 - state2

,41579

,63481

,10298

,20713

,62445

4,038

37

,000

Pair 3

health1 - health2

,31842

,73626

,11944

,07642

,56042

2,666

37

,011

Pair 4

activity1 - activity2

,51842

,85893

,13934

,23610

,80074

3,721

37

,001

Pair 5

mood1 - mood2

,39474

,79490

,12895

,13346

,65601

3,061

37

,004

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

-,20000

1,11670

,18115

-,56705

,16705

-1,104

37

,277

 
 

     в) не знаю

     

 

Paired Differences

T

df

Sig. (2-tailed)

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

95% Confidence Interval of the Difference


Lower

Upper


Pair 1

pulse1 - pulse2

1,52000

7,08355

1,41671

-1,40395

4,44395

1,073

24

,294

Pair 2

state1 - state2

-,07200

,63346

,12669

-,33348

,18948

-,568

24

,575

Pair 3

health1 - health2

-,10800

,72968

,14594

-,40920

,19320

-,740

24

,466

Pair 4

activity1 - activity2

,15200

,93145

,18629

-,23248

,53648

,816

24

,423

Pair 5

mood1 - mood2

-,24000

,73428

,14686

-,54310

,06310

-1,634

24

,115

Pair 6

anxiety1 - anxiety2

,56400

,89157

,17831

,19598

,93202

3,163

24

,004

 

     Результаты, отраженные в таблице № 8, позволяют констатировать, что то, какое влияние оказывает музыка на психоэмоциональное состояние человека, зависит в первую очередь от отношения человека к данной музыке. Результаты всех испытуемых 12-14 и 28-30 лет, которым понравилась прослушанная ими музыка (независимо от стиля), а также испытуемых, которым музыка не понравилась и которые ответили «не знаю», отражены в таблице № 8 в пунктах а), б) и в) соответственно.

     У тех испытуемых, которым понравилась прослушанная ими музыка независимо от стиля композиции, резко улучшилось общее психоэмоциональное состояние. У этих испытуемых увеличился уровень активности и снизился уровень тревоги, а также улучшилось самочувствие и настроение.

     У испытуемых, которым музыка не понравилась, напротив, наблюдается резкое ухудшение общего состояния: у таких испытуемых снизился уровень активности, ухудшилось самочувствие и настроение.

     Результаты, отраженные в таблице №8в), свидетельствуют о том, что  у испытуемых, ответивших «не знаю», психоэмоциональное состояние после прослушивания музыки изменилось не настолько сильно, как у тех испытуемых, которым музыка понравилась либо не понравилась. Однако необходимо отметить, что после прослушивания музыки у испытуемых, не высказавших определенного отношения, снизился уровень тревоги, а также наблюдается тенденция к улучшению настроения.

     Таким образом, мы получили подтверждение гипотезы№1. Результаты исследования показали, что произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на  психоэмоциональное состояние человека. Гипотеза №2 также подтвердилась: было установлено, что воздействие музыки на психоэмоциональное состояние опосредуется отношением человека к этой музыке. 
 

     Заключение

     В настоящем исследовании была предпринята попытка углубить  представление об особенностях влияния музыкальных композиций, относящихся к различным стилям, на психоэмоциональное состояние человека. В результате проведенного исследования были выявлены некоторые особенности влияния композиций классического стиля, стиля Metal и релаксационной музыки на психоэмоциональное состояние детей 8-9 и 12-14 лет, а также взрослых 28-30 лет.

     Так,  после прослушивания композиции классического стиля у детей 8-9 лет была выявлена тенденция к увеличению уровня активности и агрессивности, а также к усилению потребности в достижении. Данная композиция способствует высвобождению неосознанных аспектов переживаний, уходу в мир фантазий, а также снижению уровня негативизма и депрессивных тенденций у детей 8-9 лет. У детей 12-14 лет после прослушивания музыкальной композиции классического стиля ухудшилось общее состояние, в частности, резко снизился уровень активности, а также наблюдается тенденция к ухудшению настроения.  Однако, несмотря на ухудшение общего психоэмоционального состояния, у испытуемых этой возрастной группы снизилась частота пульса после прослушивания  музыкальной композиции классического стиля. На взрослых 28-30 лет композиция данного стиля, напротив, повлияла исключительно благоприятно. У этих испытуемых улучшилось общее состояние, в частности, повысился уровень активности, улучшилось настроение, а также снизился уровень тревоги.

     После прослушивания музыки стиля Metal у испытуемых различных возрастных групп также были выявлены различные изменения в психоэмоциональном состоянии. Так, композиция данного стиля привела к снижению уровня активности и агрессивности у детей 8-9 лет. Было также установлено, что музыка стиля Metal способствует  настойчивости, упрямству, росту пассивно-оборонительных тенденций у детей этой возрастной группы, а также увеличению уровня тревоги. На психоэмоциональное состояние детей 12-14 лет музыка стиля Metal не повлияла, однако после прослушивания данной музыки у испытуемых  этой группы наблюдается учащение пульса. У испытуемых 28-30 лет после прослушивания композиции стиля Metal также, как и у предыдущей группы, участился пульс, а также ухудшилось настроение.

     Результаты исследования позволяют также констатировать некоторые различия в воздействии композиции релаксационной музыки на психоэмоциональное состояние испытуемых различных групп. Так, после прослушивания композиции данного стиля у детей 8-9 лет наблюдается снижение уровня активности, а также меньшее стремление к релаксации и психологическому освобождению. Также у этих детей усилилось стремление оградиться от всяческих влияний и наблюдается тенденция к увеличению потребности в отдыхе. У испытуемых 12-14  и 28-30 лет снизился уровень тревоги после прослушивания композиции релаксационной музыки, при этом у испытуемых 28-30 лет снизилась и частота пульса.

     В настоящем исследовании было также установлено, что то, какое влияние оказывает музыка  на психоэмоциональное состояние человека, зависит в первую очередь от отношения человека к данной музыке. У тех испытуемых, которым понравилась прослушанная ими музыка независимо от стиля композиции, резко улучшилось общее психоэмоциональное состояние. У этих испытуемых повысился уровень активности и снизился уровень тревоги, а также улучшилось самочувствие и настроение. У испытуемых, которым музыка не понравилась, напротив, наблюдается резкое ухудшение общего состояния: у таких испытуемых снизился уровень активности, ухудшилось самочувствие и настроение.

     Таким образом, было получено подтверждение выдвинутым гипотезам. Результаты исследования показали, что произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на  психоэмоциональное состояние человека. Результаты позволяют также констатировать, что то, какое влияние оказывает музыка  на психоэмоциональное состояние человека, зависит в первую очередь от отношения человека к данной музыке.



На главную страницу
Hosted by uCoz