Работа Ани Филимоновой продолжает линию психологических исследований в современном российском туризме. Ранее в дипломной работе Н. Тележкиной было показано, что стереотип российского туриста достаточно  негативно окрашен и не различается существенно у самих туристов, работников турбизнеса и в СМИ, однако совершенно не похож на тот образ, который складывается у туристов о самих себе. Мы предположили, что этот уже довольно старый  стереотип сложился под влиянием образа туриста первых постсоветских лет и не отражает особенностей современного туриста. В этом случае стереотип «современного российского туриста» можно рассчитывать встретить у  молодежи, для которых поездка за границу привычна с детских лет, а  «новые русские», многие черты которых унаследовал стереотип русского туриста, им знаком только  из анекдотов.

Небольшое эмпирическое исследование Ани Филимоновой охватывало именно этот контингент и выявило все те же не очень-то  приглядные черты стереотипа «Руссо туристо». Потому нашу гипотезу можно считать провалившейся. Изменение  стереотипа – дело будущего, и трудно сказать, насколько отдаленного.

Почитайте приложения с прямой речью. Они весьма красноречивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский государственный ордена Дружбы народов

лингвистический университет

Кафедра Психологии и педагогической антропологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Социальные установки и стереотипы российских туристов (анализ информации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 320 группы

факультета ГПН

Филимонова А.Ю.

Научный руководитель -

Барлас Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2009

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Социальные стереотипы их характеристика ......……………………. 4

                  1.1 Проблематика социальных стереотипов ..........……………… 8

                   1.2 Стереотип, установка, предубеждение ……………………... 10

Глава 2. Туризм как социокультурное явление ……………………………… 13

                   2.1 Особенности российского туризма …………………………. 14

2.2 Особенности мотивации туристов ………….……………….. 16

Глава 3. Эмпирическое исследование ………………………………………... 19

Заключение …………………………………………………………………….. 21

Список используемой литературы …………………………………………… 22

Приложение 1 ………………………………………………………………..… 23

Приложение 2 ………………………………………………………………….. 34

 

 

 

 

         Данная работа посвящена проблемам стереотипизации в сфере туризма. Я посчитала эту тему интересной, так как многие этнические и национальные стереотипы складываются из того, что люди непосредственно наблюдают. Туристическая поездка, особенно за границу, - это наиболее благоприятная ситуация для наблюдения за представителями другой (а также своей) этнической культуры в различных ситуациях. Также в рамках данной работы было проведено исследование представлений и установок о российских туристах.

 

В ходе данной работы было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в выявлении особенностей стереотипов российского туризма, сформировавшихся у современной молодежи. Была выдвинута гипотеза о том, что особенности стереотипов российского туриста среди молодежи не соответствуют стереотипам, сформировавшимся в СМИ, вследствие изменений в российском туризме за последние годы. К числу этих изменений можно отнести тот факт, что в последнее время туризм стал доступен для людей разного социального слоя, разного достатка, а также возраста. Результаты, а также метод эмпирического исследования будет описан в следующей главе.

 

Глава 3. Эмпирическое исследование

 

В исследовании участвовала группа испытуемых в возрасте от 17 до 22 лет, все испытуемые на момент проведения исследования являлись студентами высших учебных заведений города Москвы. Всего в исследовании приняли участие 17 человек.

Была использована следующая методика для выявления основных особенностей российского туриста.

 

Инструкция:        Ответьте, пожалуйста, на данные вопросы:

1. Как часто Вы отдыхаете за границей? (укажите примерное количество раз в год)

 

2. Какие качества наиболее характерны для типичного российского туриста?

 

3. Какие качества для него не характерны?

 

4. Что первое приходит на ум, когда Вы думаете или представляете себе российского туриста?

 

         Опишите, пожалуйста, российского туриста с помощью следующих шкал (где 1 – очень умный; 6 – очень глупый):

 

доминантный                       1          2          3          4          5          6          уступчивый

сердечный                             1          2          3          4          5          6          холодный

унылый                                 1          2          3          4          5          6          веселый

альтруист                              1          2          3          4          5          6          эгоист

нечестолюбивый                  1          2          3          4          5          6          честолюбивый

неаккуратный                       1          2          3          4          5          6          аккуратный

уравновешенный                  1          2          3          4          5          6          неуравновешенный

не нравится окружающим   1          2          3          4          5          6          нравится окружающим                                                                                                                 

неагрессивный                     1          2          3          4          5          6          агрессивный

нечувствительный               1          2          3          4          5          6          чувствительный

активный                              1          2          3          4          5          6          пассивный

умный                                    1          2          3          4          5          6          глупый

 

 

(Подробные данные размещены в приложении)

Получились следующие результаты.

С помощью шкал испытуемые выделили:

По средним показателям российский турист является доминантным -3*, сердечным - 3*, веселым -5*, он достаточно альтруистичен – 3*, относительно честолюбив - 4*, неаккуратен - 3*. Он слегка неуравновешенный - 4*, не нравится окружающим - 3*, является агрессивным - 4*, но при этом чувствителен - 4*, не умен, но и не глуп – 3*, достаточно активный - 2* индивид.

 

         По мнению испытуемых, российский турист – это наглый (указало 2-3 испытуемых), веселый (5), беззаботный человек, обязательным атрибутом которого является алкогольный напиток (3).

         Что не характерно для российского туриста, так это вежливость (указало 2-е испытуемых), аккуратность (2), спокойствие (3) и скромность (2). Этот человек не следует правилам и нормам (2) и не знает иностранного языка (3).

 

Сделав вывод из проведенного исследования, можно сказать, что стереотипы о российском туристе не сильно изменились, а значит, гипотеза исследования не подтвердилась. Турист по-прежнему остается раскованным человеком, поведение которого редко сочетается с нормами и правилами.

 

Приложение 2. Результаты эмпирического исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы на вопросы

 

 

 

 

№ исп-го

1

2

3

4

1

1 раз в год

чувство юмора, интерес, желание попробовать все

осторожность

человек в шляпе с рюкзаком на плечах

3

2 раза в год

раскрепощенность, безбашенность и пофигизм

вежливость, аккуратность

толстый мужик в трусах еле стоящий на ногах...

4

2 раза в год

много пьет, веселится до отключки, делает все, что захочет не смотря на закон

скукота, придерживание правил

водка + пиво = хороший турист

5

1 раз в год

вольность поведения, нетактичность, любопытство

следование нормам и правилам

хамство и вольность поведения

6

1-2 раза в год

разгульность, щедрость, лень

аккуратность,  спокойствие

мужик в носках, сандалиях, шортах, панаме. с бутылкой пива в руке

9

1 раз в год

наглость, веселость, бестактность

вежливость, знание иностранного языка

если мужчина - то пьяный и веселый, если женщина - то непременно накрашенная и на каблуках. Еще почему-то приходят на ум украденные из отеля полотенца…

13

1-2 раза в год

На мой взгляд, открытость (но порой это доходит до наглости/хамства), щедрость, желания "оторваться по полной", порой неординарность...

не абсолютная пунктуальность (в отличие от немцев, например), дисциплинированность, возможно...

"широкая душа",веселье, спиртное… Таков уж стереотип выработался!..Хотя,это больше для пляжного отдыха; турист, путешествующий по Европе, например, у меня вызывает другие ассоциации…

16

1 раз в год

Понты и вызывающее поведение

Скромность, чувство меры

В последний день отдыха где-нибудь в Турции сонный турист вылезает из номера или столовой со шведским столом: "Опаньки, а здесь ещё и море есть..."

17

1-3 раза в год

Невоспитанность и "быдловатость", желание получить по полной за свои 3 копейки (если же там было их не 3, а побольше - выпендреж будет уже тошнотворный). Хотя было много приятных исключений

Солидарность с соотечественниками, да я и сам был не в восторге, когда в экскурсионном автобусе приматывались пообщаться какие-нибудь наши бабули или надо было слушать, сколько какая-нибудь наша девушка купила себе всяких штучек в дьюти-фри. В этом наше отличие от иностранцев - они общаются с земляками с удовольствием

Распивание своего спиртного в номере, на пляже

19

1-2 раза в год

желание напиться в стельку

воспитанность

ор, шум и гам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы на вопросы

 

 

 

 

№ исп-го

1

2

3

4

 

7

реже 1 раза в год

доверчивость, наивность и осторожность. наши русские мамочки обычно тащат кучу медикаментов для детишек

не характерны манеры.... я много раз наблюдала как русские лезут вперед без очереди особенно за едой

нахальный пассивный и доверчивый, не особо аккуратный и пьяный после 11 как правило. любящий лесть в драки.

 

 

 

 

 

8

менее 1 раза в год

качества туриста: разболтанный, этакий шаляй-валяй...ходит по всем экскурсиям, где на халяву..

 спокойный отдых...и отдых всей семьей.. т.к. папа работает мама с детьми едет отдыхать.. или наоборот

жесткая пьянка в самолете. в автобусе икота, русский человек очень предусмотрительный, т.е в простую экскурсию он с собой возьмет, воды 3 литра, фотоаппарат, пластырь на всякий случай, денег, паспорт, записную книжку...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Примерно раз в год. Но я к этому не стремлюсь. Если есть возможность, я куда-нибудь в поход иду.

Стремление вести себя вызывающе и сорить деньгами

Скромное поведение, попытки соответствовать образу жизни, принятому в данной стране

у русских туристов желание напиться еще в московском аэропорту

 

 

 

 

 

 

 

 

15

менее 1 раза в год

вежливость

знание языка (иностранного)

им надо обязательно все потрогать, все посмотреть, все вызывает интерес, поесть по-больше

 

 

 

 

18

около 1 раза в год

Активный, любитель отдохнуть на все деньги что в кармане

Спокойствие, уравновешенность

Спиртное, веселье, доброта к окружающим

 

 

 

20

1 раз в 2 года

нерешительность, дикость, закомплексованность

хорошее знание английского языка

много вещей с собой

 

 

21

1 раз в 2 года

любопытство, открытость, дружелюбность

не знаю таких качеств

безбашенный тип, сорящий деньгами на всякие безделушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz


На главную страницу