Аннотация от научного руководителя

Работа Юлии Бойко посвящена опровержению многочисленных мифов и стереотипов, которыми окружена профессия модели (достаточно вспомнить многочисленные анекдоты и прочие высказывания про блондинок). Юлия сама – бывшая модель, и поэтому в работе – не только сухие цифры и данные объективных исследований, но и искренность и живые воспоминания, которые прорываются через жесткие стандарты написания дипломных работ.

Оказывается модель – это ориентация на независимость и достижения, готовность к смене места работы и переездам, идти на риск ради возможности создания нового. Это дружелюбие и взаимопомощь – и вместе с тем, бОльшие трудности в общении и взаимодействии, связанные скорее всего с теми житейскими проблемами, которые вынуждены решать девушки с юных лет и которые незнакомы их сверстницам. И вместе с тем, это обычная девушка, самооценка и самовосприятие которой не так уж сильно отличает ее от сверстниц – учителей, менеджеров, бухгалтеров.

Все остальное – в самой работе.







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА╩



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Бойко Ю.В.

«Психологические особенности лиц, занимающихся модельным бизнесом»



Москва-2007 г.

Содержание: 2

Введение. 3

Глава 1. Анализ теоретических основ психологии модельного бизнеса 5

1.1. Я-концепция как основа психологии занятия модельным бизнесом. 5

1.2. самосознание и Я-концепция. 7

1.3. Образ тела как составляющая Я-концепции. 11

1.4. Социальная активность и повышение психосоциального статуса как основа для модельного бизнеса. 13

1.5. Обзор исследований психологии модельного бизнеса в России. 22

1.5.1. Психологический анализ и профессиограммы. 22

1.5.2. Исследование взаимосвязи особенностей мотивационной сферы и ценностных ориентаций. 24

Глава 2. Методическая база эмпирического исследования. 31

2.1. Общее представление о психодиагностике. 31

2.2. Тест: « Ценностные ориентации в карьере». 32

2.3. Тест: «Т. Лири». 36

2.4. Тест: «Личностный семантический дифференциал». 38

2.4.1. Техника семантического дифференциала. 39

2.4.2. Частные семантические дифференциалы. 43

2.4.3. Личностные семантические дифференциалы. 44

Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей

лиц занимающихся модельным бизнесом. 47

3.1. Материал и метод. 47

3.2. Результаты. 48

3.3. Выводы 58

Заключение. 61

Список использованной литературы. 63

Приложения. 66





Введение.

Данная работа посвящена психологическим особенностям девушек, занимающихся модельным бизнесом. Эта тематика была выбрана мною в силу близкого общения с данной сферой: я сама проработала сначала манекенщицей, а потом моделью 17 лет. Моя работа была проведена для того, чтобы подтвердить или опровергнуть общепринятые представления и стереотипы о данной профессии и психологических особенностях людей работающих в ней.

Для меня самой «модель»- это, несомненно, профессия, причем весьма специфичная профессия, и очень мифологизированная. В своей работе я стремилась не перечислять или оспаривать мифы нашего времени, но проверить их, используя методы научного исследования, в частности, психодиагностические процедуры.

Таким образом, актуальность работы определяется тем интересом, который вызывают в обществе личности и судьбы моделей, привлекательностью этой карьеры для девушек, большим количеством широко тиражируемых СМИ мифов о моделях.

Целью работы является выявление индивидуально-психологических особенностей женщин, работающих в модельном бизнесе («моделей»).

Реализация цели предусматривала выполнение следующих задач:

1.Анализ литературных данных как теоретической основы психологии моделей и модельного бизнеса.

2.Выбор и обоснование методической базы исследования

3.Проведение эмпирического исследования, посвященного сопоставлению индивидуально-психологических особенностей моделей и контрольной группы, с использованием психодиагностических методов.

Новизна работы состоит в том, что исследуется достаточно малоизученная психологами, но привлекающую большое внимание общественности, профессию; научные психологические исследования российского модельного бизнеса крайне немногочисленны.

Теоретическая значимость работы заключается в получении данных о взаимосвязи психических особенностей и конкретного вида профессиональной деятельности

Практическая значимость работы может заключаться в разработке рекомендаций по профессиональному консультированию девушек, желающих сделать карьеру в модельном бизнесе, а также для моделей, которые завершают свою карьеру и выбирают новую сферу деятельности. Также они могут быть использованы в психологическом консультировании и психокоррекционной работе с моделями.



Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц занимающихся модельным бизнесом.



3.1. Материал и метод.

Основная группа испытуемых состояла из 15 человек: девушек, занимающимися модельным бизнесом, в возрасте от 20 до 30 лет, это самый продуктивный возраст для этой профессии. Хотя надо отметить, что в модельном бизнесе, вполне активно начинают работать с 16 лет, после окончания школы. Но возрастной ценз пришлось повысить, так как для контрольной группы формирование в профессии еще не произошло, и мы взяли в качестве нижней планки возраст, в котором представители других профессиях закончили образование и приступили к профессиональной деятельности. Верхняя планка, так же обусловлена спецификой модельной работы - ранний выход на «пенсию». В контрольную группу вошли 15 девушек разных профессий (бухгалтеры, учителя, психологи, работники турбизнеса и др.), того же возраста.

В своей работе для определения системы ценностей, имеющих отношение к профессии и карьере, к социальной активности и психосоциальному статусу, была выбрана методика «якоря карьеры».

Второй тест, который был использован - « Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Он был выбран, потому что мы стремились понять существует ли специфика межличностных отношений в этой профессии? Например, некоторые считают, что в модельном мире жесткая конкуренция и девушки ненавидят друг друга, что каждая работает только на себя и никому не подчиняется. Но также известно, что в модельном бизнесе все жестко зависят от агентства и неподчинение его строгим правилам или невнимательное отношение к требованию режиссера показа, опоздания и несоблюдения графика работ грозит большими неприятностями. Так же, как уже было сказано выше, модельным бизнесом начинаю заниматься, по сравнению с другими профессиями, достаточно рано. Часто приходится уезжать из своих городов поближе к большим модельным агентствам, которые находятся в больших городах, а иногда и в другие страны. Родители, близкие, друзья остаются в другом мире. Приходится жить в модельных квартирах с такими же девчонками, и быть друг другу и мамой и папой и подружкой, делить еду в холодильнике и деньги на оплату квартиры, скучать по родителям и мечтать о светлом будущем. И даже если, повезло и девушка уже живет в большом городе, то неработающие одноклассницы, увидев первые фото в журналах или на показах, начинают относиться к ней по- другому. И поэтому модели находят дружбу и понимание в своей среде. Это только один пример противоречий модельной профессии.

Третий тест, применяемый в моей работе: «Личностный (семантический) дифференциал». Какие качества нужны модели, чтобы правильно подать себя? Умение собраться перед выходом и перевоплотиться из гадкого утенка в «звезду», мечту людей, побыть такой 1 минуту на подиуме, и опять за кулисами стать долговязой девочкой, немного сутулой, без каблуков и макияжа, с родителями в уездном городе М., мечтающей о принце и подиумах Парижа. Но эту одну минуту она была королевой, у чьих ног лежало все, о чем можно мечтать. В это верит зритель, и она сама начинает в это верить. Конечно, за подиумом все возвращается на свои места, но что-то в душе меняется, и это заставляет и дает силы и в жизни меняться и приближаться к образу который воплощается на подиуме. Поэтому тест Личностный (семантический) дифференциал, испытуемые заполняли в трех вариантах: 1. Я, до начала работы в профессии. 2. Я, во время работы. 3. Я, в жизни сегодня.



3.2. Результаты.

Анализ также предоставляем соответственно по трем выбранным методикам.

Методика: «Якоря карьеры».



Результаты этого теста показывают какие профессиональные ценности являются значимыми в профессиях.

Таблица 1.

Таблица значений профессиональных ценностей.

 

Показатели

модели

не модели

1

Профессиональная компетентность

5,5

5,2

2

Менеджмент

5,6

4,3

3

Автономия (независимость)

8,5

6,8

4

Стабильностьработы

5,2

7,7

5

Стабильность места жительства

3

4,9

6

Служение

6,3

7,5

7

Вызов

5,8

5,6

8

Интеграция стилей жизни

7,3

7,4

9

Предпринимательство

6,5

4,2

Таблица ценностных ориентаций для девушек-моделей.



Показатели

ср. бал.

1

Автономия (независимость)

8,5

2

Интеграция стилей жизни

7,3

3

Предпринимательство

6,5

4

Служение

6,3

5

Вызов

5,8

6

Менеджмент

5,6

7

Профессиональная компетентность

5,5

8

Стабильностьработы

5,2

9

Стабильность места жительства

3





По результатам, данного исследования, хорошо видно аспекты, которые в карьерных ориентациях модели являются значимыми:

1.автономия (независимость) – девушки-модели испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной  и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры - получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной позиции. 

2.предпринимательство – девушкам-моделям нравится работать в быстро меняющейся среде, где успех определяется личной инициативой, а многие их профессии - новаторскими.

Далее следуют ориентации, которые оказались достоверно менее значимыми для моделей по сравнению с контрольной группой.



1. стабильность работы – модельный бизнес не является долговечным, и характеризуется ранним «выходом на пенсию», поэтому практически каждая девушка работая моделью, думает о том, куда придется переходить после «выхода на пенсию», и зачастую параллельно работе где-то учится или работает, и поэтому морально готова сменить работу.

2. служение - данная категория описывает людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе общечеловеческие, гуманистические ценности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Все это является малозначимым в работе моделей.

3. стабильность места жительства (различия не достигают уровня значимости, но отмечается устойчивая тенденция) – эта ориентация оказалась у моделей на последнем месте, так как в силу характера работы девушки мигрируют от агентства к агентству, с целью получения более оплачиваемых контрактов и работы, переезжают из маленьких городов в большие, из окраинных районов в центральные и престижные (с ростом доходов), переезжают в другие страны в зависимости от типажа, т. к. модельный бизнес самый оплачиваемый и востребованный в Америке, затем Токио, Лондон, Париж, Сингапур, Милан и др. И поэтому русские девочки-модели при первой возможности стараются сменить место своего пребывания на более интересное.



Методика Т Лири.

Эту методику мы используем для изучения межличностных отношений. Наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Мы получаем представление субъекта о себе и о взаимодействии его в малых группах.

Таблица 4.

Средние показатели по восьми октантам по методике Т. Лири.



 

показатели

модели

не модели

1

Авторитарный

6,27

5,47

2

Эгоистичный

5,6

4,6

3

Агрессивный

5,8

5,27

4

Подозрительный

6,6

5,4

5

Подчиняемый

6,27

5,4

6

Зависимый

7,4

7,13

7

Дружелюбный

5,2

3,67

8

Альтруистический

6

5



В целом можно отметить что показатели по всем шкалам у моделей группы выше, чем у контрольной, что свидетельствует о тенденции к неадаптивному поведению, менее гармоничным и более напряженным межличностным отношениям. Однако средние показатели в сравниваемых группах находятся в пределах 8-ми баллов, что соответствует адаптивному поведению.

Различия между группами достигают уровня значимости по седьмому октанту: дружелюбие, стремление к сотрудничеству с группой (t= 1.94) Этот результат развеивает миф о том, что модели не любят друг друга, не дружат, ревностно, с завистью и даже с ненавистью относятся друг к другу, окружающим и не имеют подруг.

В действительности дела обстоят противоположным образом. В модельной среде нет прямой конкуренции, как например в актерской, нет «первых» ролей и ролей «без слов». На кастинге на показ выбирают из 150 человек 20 человек, которые будут работать на показе. Кому в такой ситуации подкладывать кнопку или подпиливать каблук? Но фото- и видео рекламу выбирает сам заказчик по типажу, который он видит пока только в собственном представлении, и выбирает, например, из 45 девушек со схожей внешностью и все красавицы. Поэтому нет особых причин для ненависти или зависти у девушек. А вот дружественных проявлений значительно больше, этому способствует то, что по возрасту девушки достаточно молоды, оторваны от родителей, прежнего образа жизни, друзей, в связи с переездами в новые города. Кроме того, им постоянно необходимо быть в курсе событий модельного бизнеса, много общаться с собратьями по цеху, быть коммуникабельной и доброжелательной иначе не удастся удержаться на плаву. Вероятно, все это отразилось в повышении показателей по шкале «Дружелюбие» по сравнению с контрольной группой.

Помимо анализа средних результатов, были рассмотрены также индивидуальные показатели испытуемых в сравниваемых группах.

В группе моделей по результатам теста у 10 из 15 испытуемых можно предполагать наличие акцентуаций, что соответствует показателям 9-12 по отдельным октантам. Наибольшее количество, соответственно, 5 и 6 человек имели повышенные показатели по октантам 4-подозрительность и 6-зависимость. В контрольной же группе, только 5 человек имели аналогичные показатели, по тем же самым шкалам. То есть, за исключением уже отмечавшегося показателя дружелюбия, преобладающий стиль межличностных отношений не различался в сравниваемых группах, однако различался уровень адаптивности поведения и межличностных отношений (в целом ниже у моделей). Тем не менее, в обеих группах все результаты не достигали уровня чрезмерной выраженности (14 и выше), свидетельствующего о выраженных затруднениях в адаптации.



Методика Личностный дифферренциал.

Для повышения информативности данной методики было выбрано несколько вариантов ее заполнения: Я до того как вступили в профессию, затем Я в профессии (во время выполнения самой работы), Я в быту (после работы, на отдыхе).



Ни по одному из показателей различия между группами не достигали уровня значимости. Также был рассмотрены показатели по характеристике «обаятельный – непривлекательный», входящей в фактор оценки. Различия между группами по этой характеристике также не были значимыми. То есть, не было выявлено различий по особенностям самооценки, оцениваемой по методике Семантического дифференциала, между моделями и контрольной группой.

3.3. Выводы:

Рассмотрев результаты по разным методикам, мы выявили, что полученные результаты в целом достаточно хорошо соответствуют особенностям профессиональной деятельности и моделей и тем требованиям, которые предъявляет профессия к их жизни

Так, девушки-модели в первую очередь ценят независимость и автономию. Модельный бизнес - «ранняя» профессия. Девушки уже в 16-18 лет самостоятельно работают, решают свои профессиональные и бытовые проблемы, выполняют свою работу, распоряжаются гонорарами, сами для себя определяют новые сферы продвижения в профессии. И это проявляется в шкале «интеграции стилей жизни», которая идет на втором месте по предпочтению карьерных ориентаций. На третьем месте шкала «предпринимательство», это также необходимый критерий в модельном бизнесе, так как необходимо всегда отслеживать новые модные тенденции в мире моды, вовремя для себя решать проблему собственного имиджа, быть готовой сменить его в соответствии с тенденциями. И также низкие показатели критериев «стабильность работы» и «стабильность места жительства», четко необходимы в профессии модель. Девушки из контрольной группы предпочитают более стабильную и понятную жизни, предполагаемое будущее, постоянный дом, девушки-модели, готовы в любой момент поменять агентство, город, страну и более того, изо всех стремятся к этому, так как это и есть карьерный рост.

Тестирование по методике Т. Лири показало, что дружелюбие - также одна из составляющих профессии модели. Умение найти контакт со новыми людьми, поддерживать отношения взаимопомощи, выстраивать доброжелательные отношения с соратниками по цеху, быть доброжелательной к окружающим, иметь позитивный и открытый для диалога и взаимоотношений имидж – это то без чего в модельном бизнесе невозможно жить. От вредных, скандальных или закрытых в себе девушек, при всех великолепных данных, быстро отворачиваются коллеги, менеджеры и заказчики.

Так же выявилено, что профессия привносит ощущение Силы и веры в себя, характеризует девушек-моделей, как склонных полагаться на свои силы в трудных ситуациях, и восприятие себя как человека не зависимого от внешних обстоятельств, способного добиваться желаемого, контролировать ситуацию, настаивать на своем. И при этом основную свою активность модели оставляют на работе, будучи более спокойными в быту, чем девушки-не модели.



Заключение:

В данной работе я провела исследование психологических особенностей лиц, занимающихся модельным бизнесом, в результате которого получился яркий образ современной девушки-модели. Девушки, которая на работе пытается донести до зрителя тот образ, который модельер вложил в свой костюм, в журналах воплощает тот образ, который хотел передать художник или фотограф, является воплощением модного имиджа в тенденциях моды. Она является примером для девушек, которые только ищут возможное воплощение собственного образа. При этом, такая девушка на работе обладает высокой активностью, и самостоятельностью. Она умеет работать в группе, но при этом остается индивидуальной. Сама для себя выбирает направление своей карьеры, готова сменить место жительство и в будущем думает о смене рода деятельности. У нее высокие критерии оценки собственного облика, в связи с этим низкая удовлетворенность своей внешностью. И такая девушка много внимания уделяет работе над своей фигурой и лицом - диетам, уходу за кожей лица и тела, физическим упражнениям. Карьерный рост, а это для моделей в первую очередь- известность и востребованность, для нее более значим чем заработок. Это на сегодняшний день, актуально для России, так как за границей карьерный рост гарантирует рост гонораров. В быту же модели менее активны и меньше ощущают свою силу, в сравнении с контрольной группой.

В рамках Я-концепции, можно отметить, что девушки занимающиеся модельным бизнесом уделяют много внимания собственному телесному образу. Образ «Я» крепко связан с телесным образов, и зачастую для внесения изменений желаемых в ощущение себя, в первую очередь

девушки стремятся внести изменения в свой физический облик, но результаты не всегда оправдывают ожидания, самооценка не повышается. В этом есть недостаток профессии: высокая значимость внешнего облика и зависимость от него.

На основании полученных показателей можно для девушек которые хотели бы стать моделью, или просто «идти по жизни как по подиуму» дать некоторые рекомендации: будьте смелее в своем выборе, верьте своей интуиции. Старайтесь побороть в себе скованность, стеснительность и замкнутость, эти качества не помогут добиться желаемого в жизни, старайтесь принимать самостоятельные решения, но прислушивайтесь к окружающим и профессионалам, старайтесь быть более открытыми и дружелюбными, это качества будут делать вашу дорогу к желаемым высотам более легкой. Развивайте в себе художественные и артистические данные, креативность. Работайте над фигурой и лицом, следите за здоровьем, и ваш организм принесет вам много морального удовольствия и материальной пользы. Но не забывайте главного: только внутреннее удовлетворение и гармония, а не внешний облик, может сделать вас «звездой» и позволит оставаться в таком состоянии очень долго.





На главную страницу
Hosted by uCoz