Курсовая работа Саши Антипиной посвящена теме, которая затрагивает ее лично – психологии футбольных болельщиков и болельщиц. К ней по сути не нужны предисловия – все есть в самой работе. Скажу только, что данные из статьи, переведенной специально для курсовой работы, Саша дополнила своими наблюдениями на материале российских болельщиков. Небольшое исследование болельщиц, которое провела Саша, вряд ли может претендовать на серьезные выводы, но интересно и дает пищу для размышлений. Я надеюсь, что это не последняя работа Саши в данной области.
Московский государственнный лингвистический университет
Курсовая работа по социальной психологии
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ФУТБОЛЬНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Выполнила:
Студентка III курса ф-та ГПН
Антипина Александра
320 группа
Научный руководитель:
Барлас Татьяна Владимировна
Канд. психол. н., доцент
Москва,2009
Содержание
I. Классификация футбольных болельщиков. 3
I. Болельщики в психологии спорта. 3
II. Футбольные болельщики как большие социальные группы.. 8
IV. Субкультура «суппортеров». 16
II. Механизмы и процессы в группах футбольных болельщиков. 19
III. Футбольные болельщицы.. 34
Исследование мотивации футбольных болельщиц.. 36
Изучение футбольных болельщиков с психологической точки зрения является довольно перспективной и применимой областью исследования. Во-первых, исследование болельщиков может помочь понять природу футбольного фанатизма, а, во-вторых, имеет широкое применение на практике, например при содействии правоохранительных органов во избежание конфликтов, а также в помощь маркетологам, учитывая психологию фанатов как потребителей.
Данная работа посвящена изучению футбольного фанатизма, а также социально-психологических особенностей футбольных болельщиков. Для того чтобы изучить проблему футбольного фанатизма, в данной работе приведена классификация футбольных болельщиков, с точки зрения разных авторов, так как важно понимать и четко представлять структуру фан-движений. Известно, что как среди болельщиков, так и среди людей, не увлекающихся футболом, существуют стереотипы в отношении футбольных фанатов, а поэтому в отношении фанатов можно услышать следующие слова: «агрессивные группы», «воинственные болельщики», «обезумевшая толпа», «неуправляемые скандалисты», «дебоширы», «групповые хулиганы». [8] Зачастую фанаты знают о таких мнениях и стараются соответствовать данному распространенному стереотипу. В связи с этим, первая глава работы посвящена классификации футбольных болельщиков, основываясь на мнениях разных авторов.
Вторая глава касается механизмов и процессов, действующих в группе футбольных болельщиков, таких как идентификация, стереотипизация и межгрупповая дискриминация, для того, чтобы составить наиболее полный социально-психологический портрет футбольного фаната. В работу также включен анализ влияния имиджа клуба на поведение российских болельщиков.
Третья глава касается такого феномена, как «футбольная фанатка» или болельщица. В ней рассмотрено поведение футбольных болельщиц на примере фанаток ФК «Локомотив» (Москва), а также проведено исследование, которое направлено на изучение мотивации футбольных болельщиц.
В целом, данная работа представляет собой анализ литературы, посвященной изучению футбольных болельщиков с элементами собственных рассуждений относительно некоторых социально-психологических феноменов, влияющих на поведение фанатов.
Начать обсуждение этой темы стоит с рассмотрения статьи австралийского журналиста, Роена Коннолли, которая была переведена специально для этой работы (статья в оригинале в приложении). Она касается механизмов действующих в группах любителей Австралийского футбола, однако все феномены, указанные в работе действуют и для фанатов футбола европейского, о чем речь пойдет дальше.
Социальная психология футбольных культур
« Образ является огромной силой в футболе и, когда запечатлеется в умах людей, он может оставаться там дольше, чем реальность, даже когда реальность полностью не соответствует придуманному образу» Роен Коннолли.
Теория социальной идентичности (Тернер, Хогг, Рэйчер & Уэзерэлл, 1987) предполагает, что если на социальную группу навешивается ярлык, который отличает ее от другой группы, человеческий разум будет пытаться оправдать существование этого ярлыка, создав для него стереотип. С точки зрения человеческого разума, если нет разницы в содержании, то почему есть разница в ярлыке?
На практике, подобные когнитивные процессы можно наблюдать в обыденной жизни. Когда человек представляет себе автомобиль БМВ – в голове возникает некий образ. Когда человек размышляет об избирателе либеральной партии, у него есть представление о том, что важно для этого избирателя. Когда человек вспоминает полицейского, он представляет себе его служебные обязанности и моральные позиции. Присвоив социальной группе образ, человеческий разум может сделать адекватное предположение о том, как она должна реагировать в новых ситуациях. Например, если одним из гостей званого ужина является полицейский, люди вряд ли будут говорить о своей любви к употреблению наркотиков, так как существует стереотип полицейского, как стража закона.
Таким же образом, у человека может возникнуть стереотип, что фанаты Сэйнт Кильда обладают пониженной самооценкой. Поэтому, встретив болельщика Сэйнт Кильда, человеку будет комфортно пошутить о том, как команда в очередной раз заняла последнее место в соревновании. С другой стороны, может возникнуть стереотип, что фанаты Ричмонда нелегко справляются с поражением. Таким образом, встретив такого фаната, умный человек воздержится от шутки об очередном неудачном выступлении Тигров.
Конечно, не все фанаты Сэйнт Кильда равнодушны к поражению, так же как и не все фанаты Ричмонда настолько эмоционально разбиты проигрышем, что забрасывают порог клуба куриными отходами. Однако соответствующие стереотипы помогают человеку определить, чем отличаются фанаты Ричмонда от фанатов Сэйнт Кильда. В результате этого предположения, человек может выбрать модель поведения с разными фанатами.
Стереотип также помогает новым членам группы выбрать стиль поведения, если они хотят в нее вступить. Стереотип страстного болельщика Ричмонда должен направлять действия любого человека, желающего носить атрибутику Тигров. Новоиспеченный болельщик Ричмонда должен знать, что его товарищи фанаты ожидают от него бурного проявления эмоций.
Какие средства используются для создания образа?
Хотя специалисты по маркетингу считают, что образ клуба создается материалами, опубликованными в прессе, в реальности, он складывается из поведения болельщиков, из истории клуба, из прозвищ, из ныне играющих спортсменов, из географических ассоциаций, из клубных эмблем и президентов клуба. Когда все это смешивается, человек будет пытаться объяснить каждый из этих элементов таким образом, чтобы он отличался от элементов другой группы.
В Сиднее, для того, чтобы разграничить культуры Австралийского футбола и Лиги Регби, любители регби подчеркивают женственный оттенок прозвища Лебеди, чтобы, по сравнению с Лигой Регби, Австралийский футбол казался женским видом спорта, который называют «воздушным балетом». Со своей стороны, любители Австралийского футбола ищут подтверждение того, что Лига является спортом «болванов».
Различные образы соответствующих видов спорта являются противоречивыми, учитывая то, что оба вида довольно грубые и их команды составлены из представителей рабочего класса. Оба образа также явно противоречат «семейному» стереотипу, который продвигают маркетологи соответствующих видов спорта.
Самосбывающееся пророчество
По старой поговорке «рыбак рыбака видит издалека». Люди поддерживают тот клуб, который напоминает им самих себя. Характер поведения фанатов впоследствии укрепляет репутацию клуба. Более того, когда люди соответствуют социальным стереотипам, эти стереотипы могут стать так называемым самосбывающимся пророчеством. Например, если Коллингвуд приобретет стереотип команды с преданными фанатами, то ненадежные фанаты, зная об этом стереотипе, будут стараться ему соответствовать, тем самым подкрепляя его.
Стереотипы часто используют для того, чтобы влиять на поведение фанатов, так как они оказывают давление на их чувство конформности. После того, как Коллингвуд второй год подряд потерпел поражение в матче за чемпионство, президент клуба Эдди МакГуайэр остановил раскол команды, создав стереотип Коллингвуда как объединенного коллектива. «Этот клуб не будет внезапно менять отношение к себе или к своим основателям, как делают другие клубы. Самое прекрасное в этом клубе – это то, что мы празднуем вместе, мы плачем вместе, мы любим вместе и ненавидим вместе, ведь как звучит наш гимн: «бок обок, мы держимся вместе»».
Похожим образом, пытаясь убедить фанатов принять переезд команды со стадиона Виктория Парк, руководство выпустило пародию на клубный гимн, которая породила стереотип страстных фанатов Сорок, которые следуют за командой в новый «дом»:
Мы фанаты одной команды,
Мы стойкие как лёд!
Мы черно-белая армия,
И говорим мы: «Сороки вперед!»
В любую погоду, с любым результатом,
Каждый остается верным фанатом!
Хоть и забрали нас из нашего гнезда,
Где обыграть нас не мог никто и никогда –
А нам все равно, нам везде хорошо!
Странно, что фанаты Коллингвуда, многие из которых были заключенными в тюрьме Пентридж, не смогли распознать обман в этой песне.
Стереотипы, влияющие на стиль игры
Спортивные психологи давно заметили связь между своеобразным имиджем клуба и стилем игры команды. Способность имиджа влиять на выступление команды стало причиной, по которой еще 150 лет назад спортивные коллективы стали ассоциировать себя с хищными животными.
Зная об этом психологическом призыве, умные тренеры воссоздают дух или настроение клубной культуры, чтобы убедить футболистов играть в традиционной манере. Бывший тренер Кенгуру Дэнис Пейган часто обращался к речевому штампу «Бойцовский дух», чтобы улучшить выступление спортсменов:
«Циники часто качали головой, услышав излюбленную фразу Пейгана о «Бойцовском духе», однако она постоянно усиливала ощущение, что Сумчатые никогда не откажутся от честной борьбы».
Тот же самый прием используют и на любительском уровне. Например, тренеры могут мотивировать игроков при помощи музыки «Глаз Тигра», саундтрека к фильму «Рокки». В качестве альтернативы, они могут взывать к жизни стереотип традиционно сильных сторон клуба.
Также, похоже, существует связь между смыслом прозвища клуба и историей его неудачных выступлений. За девять лет выступления в Викторианской Футбольной Лиге (Ассоциации), команда «Южная Мельбурнская Кровь» выиграла пять чемпионатов. Этот клуб появился в год основания ВФЛ и выиграл чемпионаты 1912 и 1918 годов. В 30-ых годах команда была в зените славы и выиграла третий чемпионат в 1933 году. Именно тогда они решили переименовать команду в Лебедей. В течение следующих пятидесяти лет команда лишь дважды попадала в финалы. В 1982 году, клуб переехал в Сидней и последующие 25 лет играют посредственно (сейчас консультант по лидерству предлагает игрокам команды представлять себя «Кровавыми», а не «Лебедями»).
В отличие от Сиднея, команда «Мощь Порта Аделаиды» участвует в соревнованиях АФЛ в течение всего восьми лет, однако уже выиграла три Трофея МакКелланда, два предсезонных трофея и один чемпионат. Они совершили этот подвиг без преимуществ, которыми пользуются Лебеди, например уступки в отношении зарплат игроков и количества новых игроков. Несмотря на то, что Порт и Лебеди происходят из отличных друг от друга культур, их прозвище отражает эту культуру. А «Мощь» действительно звучит более устрашающе, чем «Лебеди».
Команда «Хоторн» впервые появилась в 1925 году под названием «Майский Цветок». За следующие 25 лет команда лишь однажды сумела за сезон заработать больше побед, чем поражений. В 1950 году клуб переменил название на «Ястребы», и команда начала набирать форму. В 1961 году она выиграла свой первый чемпионат. Затем был успех в 1971, 1976, 1978, 1983, 1988-89 и в 1991 годах. Особенно в 90-ых годах «Ястребы» были жесткими и злыми и уж точно не «цвели и пахли».
Меняя имидж клуба
Несмотря на то, что культура подчиняется самосбывающемуся пророчеству, ее можно изменить. Примером клуба, изменившего имидж, может служить Карлтон. За последние двадцать лет этот район изменил облик к лучшему, и теперь слово «Карлтон» относится скорей к ресторанам, чем к заводам. Еще большие изменения пришли с возрастающей важностью телевидения, которое портило мнение о Карлтоне словами подозрительного бизнесмена Джона Элиота.
Конечно, Карлтон - не единственный рабочий район Мельбурна, который был облагорожен, а Синие – не единственный клуб с искренним президентом, который принадлежит к корпоративной культуре. Но Карлтон принимает корпоративный характер, потому что заслуживает титул «Корпоративный клуб» больше, чем Коллингвуд, Сэйнт Кильда или Ричмонд, так как у него есть некоторые точки связи с корпоративной культурой. Такие базисные точки включают в себя историю успеха Синих, их хорошее финансовое положение и их видных болельщиков. К тому же, несмотря на то, что темно-синий цвет ассоциируется с рабочей одеждой, он также связан с Американской корпоративной банковской системой.
Межгрупповая дискриминация
Дискриминацию между клубами можно объяснить при помощи «Социальной теории идентичности межгруппового поведения» Тайфеля и Тернера (1986 год). Одна часть теории говорит о том, что индивиды повышают значительность тех групповых характеристик, которые увеличивают относительный статус группы. В Сиднее, например, когда на Австралийский футбол приходит больше людей, чем на Регби, любители второго постараются поднять статус своего вида спорта, указывая на телевизионные рейтинги. Со своей стороны, любители Австралийского футбола будут поднимать относительный статус своего вида, настаивая на том, что телевидение – показатель для ненадежных болельщиков.
Пророчество социальной теории идентичности также видно в оскорблениях, которые используют фанаты АФЛ. Фанаты Коллингвуда имеют репутацию ярых болельщиков, поэтому они будут попрекать фанатов Эссендона – команды противника – за отсутствие преданности. Фанаты Эссендона могут ответить оскорблениями по типу «Колликолеблющиеся», намекая на психологические проблемы Сорок, мешающие им выигрывать чемпионаты. В каждом оскорблении есть элемент правды, но соответствующие фанаты преувеличивают или занижают значение каждого унижения, пытаясь превзойти команду-соперника.
Однако оскорбление может глубоко задеть, если объект разделяет мнение о том, что это унизительно, а обычно он так не считает. Например, фанаты Коллингвуд могут говорить о том, фанаты Мельбурна - франты высшего класса, которые ездят в горы во время футбольного сезона. Однако для болельщиков Мельбурна, которые гордятся своими вездеходами и любят ездить на лыжах, - это не оскорбление, а источник гордости. На пути в горы они могут даже помахать фанатам Коллингвуда, которые ждут автобуса в центре города. На обратном пути оскорбления по поводу владения вездеходами не беспокоят фанатов Мельбурна. Скорей их беспокоят заявления фанатов Коллингвуда о том, что последние собираются украсть их вездеходы.
Межгрупповая враждебность
Хотя непохожесть приводит к враждебности, так происходит не всегда. Отличительной чертой АФЛ является то, что враждебность является наибольшей между клубами со сходным имиджем. Например, главными соперниками Коллингвуда традиционно были Карлтон и Ричмонд, оба (как и сам клуб) происходящие из бедных районов города, исповедующие католицизм и состоящие из рабочего класса. Соперничество отсутствовало с протестантскими клубами среднего класса, такими как Эссендон и Мельбурн.
В последние несколько лет, Коллингвуд два раза проиграл Суперфинал Бризбейну, однако серьезного соперничества не возникло. Тренер Коллингвуда объясняет это следующим образом: «Несмотря на то, что АФЛ – национальный турнир, по-настоящему страстные противостояния чем-то местным. Ричмонд не выиграл ни одного чемпионата за последние 20 лет, однако каждый раз, когда Коллингвуд играют с Тиграми в воздухе всегда электричество».
Схожесть порождает конфликты, потому что фанаты ищут четкие границы между соответствующими образами клубов. Унижая соперника, они увеличивают социальную дистанцию между ним и своим клубом. Словами американского поэта Роберта Фроста: «Чем лучше заборы, тем лучше отношения с соседями». Конфликт возникает, когда границы не определены. Так, например, один фанат Коллингвуда объяснил свою ненависть к Ричмонду: «Я твердо верю, что мы все их ненавидим за то, что они - как мы: страстные, беспощадные и совершенно сумасшедшие!»
Стереотип – констатация факта?
«Докеры Фримантла» - клуб из Западной Австралии, представляющий рабочий класс. Однако, основываясь на данных, полученных в финансовых опросах, болельщики Фримантла всегда имели очень высокий средний заработок. Противоречие между стереотипом и реальностью можно объяснить исходя из того, что люди имеют идеальное представление о себе, которое может не совпадать с реальностью. Например, обеспеченный человек, живущий в городе Перт, может считать себя борцом за равноправие или человеком из народа и, поэтому болеть за Докеров. Таким же образом пиво «Виктория Биттер», несмотря на устойчивый имидж напитка для рабочего класса, употребляется в основном представителями других классов. В этом смысле стереотип может быть точным изображением болельщиков клуба, чем опрос компании «Рой Морган». Стереотип – это отражение системы убеждений, которая формирует поведение. Опрос, напротив, может таковым не быть.
Стереотипы, которые выгодны для психологов
Существует стереотип, что психологи разбираются в человеческом разуме. Основываясь на этом стереотипе, психологам платят, чтобы они давали показания в суде, консультировали рекламных агентов, решали проблемы людей и даже помогали на рынке футбольных команд и помогали замотивировать игроков.
Но является ли этот стереотип правдивым? Неужели психологи знают о человеческой психике больше, чем, скажем, профессиональный футбольный тренер, которому приходится копаться в сознание игроков, как на индивидуальном, так и на групповом уровне? Изо дня в день футбольный тренер проверяет и улучшает свои теории соответственно. С другой стороны, психологи отделены от реального мира. Почему же тогда футбольным тренерам не платят за то, чтобы давать показания на предмет человеческого разума?
Ясно одно, что на каждого психолога, который разбирается в человеческом разуме, есть 19 психологов, которые в нем не разбираются. В психологии практически никогда не достигается полное согласие по какому-либо вопросу, и один психолог склонен говорить полную противоположность тому, что сказал другой. Оба психолога не могут быть правы. А если два психолога говорят противоположные вещи, то, как можно их считать экспертами по человеческому разуму?
Психологи даже спорят об этих стереотипах, которые для них выгодны. Некоторые психологи считают, что стереотипы – это искажения в человеческом разуме, которые возникают, чтобы мозг мог сохранять когнитивные ресурсы. Будучи хорошими учеными, они имеют экспериментальные доказательства, поддерживающие их точку зрения. Другие психологи считают, что создание стереотипа – это способность мозга справляться с нехваткой информации. Они утверждают, что стереотипы помогают человеку правильно вести себя в новой ситуации, разбираться в ярлыках и даже осуществляют социальную оценку. Будучи хорошими учеными, они имеют экспериментальные доказательства, поддерживающие их точку зрения.
Итак, являются ли стереотипы ментальными искажениями, или они служат для определенной цели?
Возможно, мораль сей басни такова, что это не важно. Развитие человеческой истории показывает, что фактов не существует, существуют лишь идеи. И эти идеи связаны вместе, формируя убеждения, которые направляют поведение человека. У психологов есть идеи, которые способствуют формированию убеждений. Они сидят в своих кабинетах, читая идеи других людей, и, со временем, они могут развить свои уникальные идеи.
Даже если идеи психологов будут глупыми (как это часто бывает), стереотип психологов-экспертов скорей всего всё равно будет иметь эффект плацебо и повлияет на формирование убеждений. Для футбольной команды эти идеи используются, чтобы выиграть чемпионат или увеличить число болельщиков. Жалобы на непостоянство, неправильных фанатов, неточные стереотипы или на глупость стереотипов – не самый лучший способ достичь этой цели. Напротив, использовать эти стереотипы, чтобы уменьшить значимость противника, вдохновить собственную команду и завоевать новых болельщиков – хороший способ достичь цели. Не важно, отражают ли эти стереотипы реальность или нет. Важно лишь то, что стереотипы влияют на поведение людей и их можно использовать для достижения целей команды.
Создание образов в 21 веке
В современное время изображение клуба стало запутанным, так как в процесс его создания вмешивается слишком много факторов. Из-за того, что спонсорство стало важным элементом, маркетологи оказывают нездоровое влияние на формирование образа клуба. Действуя в соответствии со своей подготовкой, такие маркетологи пытаются создать образ, который будет скорей привлекателен для спонсоров, чем будет соответствовать игрокам клуба, его истории и фанатам.
В 90-ые годы маркетологи Кенгуру пытались продвинуть имидж «инновационного клуба». К сожалению, этот образ противоречил суровому, серьезному, бойцовскому образу, созданному тренером Денисом Пейганом. Он также противоречил поведению фанатов, которые, хоть иногда и создавали инновационные оскорбления (например, бросались зефиром в Эссендон), в целом вели себя как традиционные футбольные фанаты. В конечном итоге, инновационный образ не прижился, а Кенгуру стали считать скучным клубом.
В Лиге Регби команда Угри Парраматта – это еще один клуб, который притворяется, что имеет инновационный имидж. В реальности, нет ничего инновационного в его игроках или фанатах. Вероятно, что их фанаты – самые обычные из всех болельщиков Сиднея: они не падальщики как Бульдоги и не гордые сереброхвосты как Менли. В другой сфере, Парраматта известны средними выступлениями: они не выигрывают чемпионат, но и не занимают последнее место. Они ровно на середине, выступают со средним результатом.
Назначение тренеров, которые не принадлежат к клубной культуре, также может стать проблемой. Будучи наставником Джилонга, бывший тренер Хоторна Гари Айрс, пытался привить Хоторнскую культуру в коллектив Джилонга. Хоторн был клубом с сильным командным духом, в то время как Джилонг был известен за культ поклонения героям. Когда тренер ругал игроков за яркую одиночную игру, а 25,000 болельщиков ее одобряли, возможно, игроки Джилонга сомневались, кому подчиняться.
В любом случае, Айрсу не удалось ни изменить культуру команды, ни достичь с ней высоких результатов. Фанаты Джилонга до сих пор заняты поклонением героев, как они всегда и были и, возможно, всегда будут.
Итак, данная статья рассматривает множество феноменов, включая стереотипизацию, социальные установки, идентификацию и механизмы межгруппового взаимодействия.
Социальные стереотипы хорошо изучены в психологии, и Тэшфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа: 1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; 2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени; 3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; 4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; 5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; 6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [22]. В статье приведено множество примеров социальных стереотипов, и есть множество примеров и в европейском футболе. Например, английский клуб «Уотфорд» имеет репутацию «семейного» клуба, и никто не ожидает, что в рядах их болельщиков они встретят хулиганов, несмотря на то, что искатели неприятностей среди фанатов есть [5]. Еще одним ярким примером стереотипа являются фанаты сборной Англии: «от английских фанов всегда ждут чего-то за границей и относятся к ним соответственно. Но если ждать проблем и готовиться к ним, как это делают сегодня почти во всех странах, они непременно возникнут» [5]. Итак, сложился устойчивый стереотип, ассоциирующий английских футбольных болельщиков с хулиганством и насилием. Вторая часть цитаты, взятой из книги Дуги Бримсона, относится к еще одному аспекту, рассмотренному в статье Коннолли - самосбывающемуся пророчеству, согласно которому, социальный стереотип заставляет человека вести себя в соответствии с ним. Это как раз видно на примере фанатов сборной Англии, которые могут вести себя агрессивно лишь из-за того, что от них этого ожидают.
Влияние стереотипов, традиций и репутации клуба на поведение футбольных болельщиков также можно проследить в российском футболе, например, на основании кличек футбольных фанатов разных клубов.
Во-первых, можно рассмотреть девятикратных чемпионов России – московский «Спартак». Болельщиков красно-белых еще с советских времен называют «мясо» из-за того, что тогда команда находилась под крылом кооперативов, обидная кличка сначала была «торгаши», а затем изменилась на «мясо» на манер рыночных зазывал, что должно было подчеркивать коммерческое происхождение клуба. Однако со временем оскорбительный оттенок клички был утрачен и болельщики даже идентифицировали себя с этой кличкой (можно вспомнить футболку Дмитрия Сычева, на которой была надпись «Кто мы? Мясо!») Спартаковских болельщиков также называют «свиньями» из-за «фан-символа» – дикого кабана. Можно сказать, что фанаты «Спартака» часто ведут себя в соответствии с этим символами, нередко их можно встретить «пьяными как свиньи», к тому же, они являются едва ли не самыми агрессивными болельщиками, зачинщиками драк и ярыми «суппортерами». Возможно, частично поэтому существует такая вражда между болельщиками «Спартака» и ЦСКА, потому что во многом они похожи, по примеру австралийских футбольных болельщиков в статье Коннолли («Я твердо верю, что мы все их ненавидим за то, что они - как мы: страстные, беспощадные и совершенно сумасшедшие!»).
«Кони» или «конюшня» - традиционные клички болельщиков московского ЦСКА, и есть две версии происхождения этих прозвищ: по первой, во времена СССР предшественник ЦСКА ЦДСА за неимением базы располагался в конюшнях. По второй, армейские руководители переманивали к себе в команду под видом прохождения воинской службы лучших игроков, то есть специально подбирали их, «как лошадей». Из-за последней версии, возможно, у болельщиков, а иногда и у команды, появился надменный характер и привычка считать себя лучше других, потому что конь – самолюбивое и гордое животное. Однако болельщики ЦСКА также являются агрессивными и раньше часто устраивали драки с фанатами «Спартака» (возможно, тот факт, что у «Спартака» исторически было больше достижений, не дает покоя болельщикам ЦСКА).
Интересно также происхождения кличек «Зенита» (Санкт-Петербург), которых у него две – «мешки» и «бомжи». Первое прозвище обязано своим появлением победе клуба в чемпионате СССР в сезоне 1984 года, когда в Ленинграде в честь этого события были выпущены полиэтиленовые пакеты с изображением футбольного мяча и текстом вокруг него: ««Зенит», чемпион СССР 1984». Эти мешки болельщики «Зенита» любили брать с собой на выезды, откуда и появилось это прозвище. В настоящее время это прозвище не распространено, применяется в основном ветеранами фан-движения как «Зенита», так и других клубов. Прозвище «бомжи» обязано своим появлением массовым выездам фанов «Зенита» начала 80-х, когда люди добирались до другого города на перекладных электричках, из-за отсутствия гостиниц спали на вокзалах или в городских парках. Считается, что прозвище было придумано фанатами «Спартака» как оскорбительное. Сейчас оно применяется двояко: фанатами враждебных клубов — с оскорбительным оттенком, фанатами «Зенита» — с оттенком лёгкой гордости и эпатажа. Таким образом, можно сказать, что болельщики «Зенита» гордятся тем, что готовы пойти на все, чтобы сопровождать любимую команду.
И, наконец, болельщиков ФК «Локомотив» называют паровозами, что неудивительно, учитывая название команды и главного спонсора – «Российские Железные Дороги». Можно сказать, что поведение болельщиков «Локомотива» определяется не кличкой, а скорей имиджем и традициями клуба. Болельщики «Локомотива» исторически считаются самыми мирными и дружелюбными фанатами, поэтому люди, встречающие этих болельщиков в метро, вряд ли будут ожидать от них погромов вагонов или других противозаконных действий. Руководство клуба старается создать имидж «семейного» клуба, открывая сектора «для всей семьи», делая просмотр матчей комфортным для людей всех возрастов, а также устраивая регулярные встречи с командой. Возможно, частично поэтому на трибунах стадиона «Локомотив» стало появляться множество представительниц женского пола, ведь фанаты «Локо» принимали их радушно. Также можно сказать, что традиционно «Локомотив» враждовал лишь с одним клубом – ФК «Торпедо» (Москва), однако сейчас «Торпедо» играет в первом дивизионе, что возможно является одной из причин неудачной игры «Локомотива» с тех пор, как «Торпедо» покинул премьер-лигу, так как болельщикам стало сложнее страстно поддерживать команду в отсутствии непримиримых соперников. Поэтому тот факт, что стереотипы влияют на поведение болельщиков, находит свое подтверждение на примере российских болельщиков.
Второй механизм, рассмотренный в статье – это идентификация. Идентификация с группой является один из важнейших механизмов, действующих в коллективе футбольных болельщиков. Согласно недавнему исследованию [27], для большинства футбольных болельщиков гораздо важнее момент идентификации с группой, чем собственно победа. Исследование показало, что болельщики продолжают упорно считать своих любимых игроков самыми лучшими, даже когда их команда проигрывает одну игру за другой.
Доктор Сэнди Вульфсон, спортивный психолог в университете Нортамбрия, проводившая эксперимент, говорит: «Изначально предполагалось, что людям нравится купаться в отраженных лучах славы, когда их команда выигрывает. Но мы обнаружили, что социальное самосознание и идентификация себя с членом команды куда важнее, чем спортивные успехи команды, за которую человек болеет. Все становится настолько серьезно, что человек просто не может перестать болеть за свою команду, потому что для него она – часть его самосознания». [27]
Социальная идентификация – это мощная психологическая сила, считает Вульфсон. Футбол остался практически единственной областью, где все еще можно открыто не любить "чужаков", не рискуя при этом прослыть "неполиткорректным".
Эти слова можно подтвердить высказываниями самих болельщиков, таких как «мы считаем себя частью клуба, за который болеем, мы говорим «я фан Арсенала» точно так же, как говорим «я инженер» и ждем от людей соответствующей реакции. Быть футбольным фанатом не значит ходить смотреть красивый футбол. Это нечто большее – принадлежат чему-то, во главе чего стоит знамя с эмблемой любимого клуба. А этот клуб – не просто 11 человек, это, прежде всего, история и традиции.» [5] Однако вместе с идентификацией с группой возникает и чувство ненависти по отношению к болельщикам противоположной команды.
Последнее замечание относится к феномену межгрупповой враждебности, одному из феноменов межгрупповых отношений, включающих в себя внутригрупповой фаворитизм и межгрупповую дискриминацию и описанных еще Тешфелом [2]. Примерами такой враждебности в футболе являются оскорбления фанатов противоположной команды в основном при помощи песен и кричалок, при чем фанаты одной команды стараются уязвить болельщиков другой, зачастую используя неприятный эпизод из истории их города, страны или клуба. [5]
В целом, можно сказать, что в группах футбольных болельщиков действуют все те же социально-психологические механизмы, что и в других социальных группах, главными из которых являются стереотипизация, идентификация и межгрупповая дискриминация.
Несмотря на то, что женщины остаются половым меньшинством в индустрии футбола, их количество и вовлечённость в футбол растёт с каждым годом. [28] Новые маркетинговые технологии также позволяют женщинам увлечься футболом. Так, например, многие звёзды и секс-символы современного футбола привлекают в основном женщин. Футбольные клубы, да и вся индустрия в целом, всё больше осознают коммерческий потенциал привлечения женщин на трибуны стадионов. [25] В наши дни футбольных женщин наконец-то стали рассматривать как поле для пристального изучения и стали признавать за ними занимаемое ими важное место в футболе.
Многие исследователи, журналисты и болельщики считают, что «сексуальная привлекательность футболистов по сей день является для представительниц слабого пола главным мотивом для просмотра игры.»[25]
Такое явление, как девушка-болельщик в российском футболе давно не редкость. Женский род прочно влился в ряды футбольных болельщиков и по эмоциональности и знанию игры часто ничем не уступает мужскому. Впрочем, во всем есть свои исключения.
Девушки болельщицы являются ярким примером гендерной идентификации. Во многих клубах, таких как ЦСКА и «Спартак», можно увидеть мужеподобный тип женщин, которые одеваются в стиле «casual» (официальный стиль «настоящих» футбольных фанатов, основном одежда известных спортивных марок), ругаются и пьют пиво. То есть идентифицируют себя в этих проявлениях скорее с мужчинами. [26] Возможно, это какой-то способ доказать себе, что они ничуть не хуже их и имеют те же права. В «Локомотиве» можно увидеть другую картину: накрашенные девушки на каблуках, с шарфами, лентами и другой атрибутикой любимого клуба. Есть попытки объяснить такой феномен.
В 2004 году в «Локомотив» из марсельского клуба «Олимпик» переходит нападающий Дмитрий Сычев - скандально известный экс-игрок московского «Спартака». Волна молодых поклонниц Дмитрия хлынула на стадион. В сленг российского болельщика вводиться целое понятие – «сычевка». Так начали называть девушек-болельщиц «Локомотива» и поклонниц Сычева. Позже этот термин обобщил всех представительниц прекрасного пола, посещающих стадион и болеющих за команду только из-за какого-то определенного футболиста. Это было своеобразное клеймо, избавиться от которого всегда было крайне трудно. [26]
Исследование, проведенное для данной работы, пыталось ответить на вопрос: «Правда ли для фанаток важней всего внешняя привлекательность футболистов, за которых они болеют?», а, соответственно, коснуться очень сложного вопроса мотивации футбольных болельщиц.
Цель работы: Выявить, выбирают ли футбольные болельщицы любимых футболистов, основываясь на их внешней привлекательности.
Гипотеза: Предполагается, что любимые футболисты болельщиц являются более привлекательными внешне, чем непопулярные среди фанаток футболисты.
Методика:
1) опрос; 2) экспертное оценивание
Респонденты:
1 часть (опрос) – 65 человек, девушки, 12-20 лет, опрошенные около стадиона «Лужники» перед матчем сборной России с Азербайджаном.
2 часть (экспертное оценивание) – 30 человек, девушки, 19-21 год, студентки 3 курса факультета ГПН МГЛУ, не разбирающиеся в футболе.
Ход исследования:
1) первую группу респондентов просят назвать 5 любимых футболистов, причем они могут быть как отечественные, так и иностранные.
2) среди выбранных первой группой респондентов футболистов берется трое, набравших наибольшее число голосов, а также трое, которых вообще не выбрали, или выбрало немного человек.
3) второй группе предлагается оценить привлекательность этих шести молодых людей по 5-бальной шкале.
Результаты 1 этапа:
1) Выделилось 3 явных лидера: Акинфеев (30 голосов), Жирков (27) и Аршавин (23), для сравнения 4 место – Сычев(15)
2) Так как оказалось, что 3 самых популярных футболиста – игроки основного состава сборной России по футболу, поэтому к ним были подобраны также игроки сборной, однако те, кого либо никто не выбрал, либо выбрали несколько человек: Семшов(0), Погребняк(0), Анюков(2).
Обработка результатов 2 этапа:
Для обработки результатов были подсчитаны средние оценки каждого футболиста, а также средние оценки «популярных» и «непопулярных» футболистов, а затем был использован Т-критерий Стьюдента для выявления значимых различий между 1) средними оценками «популярных» и «непопулярных» футболистов и 2) средними оценками отдельных футболистов
Средние оценки:
Семшов (3,9), Жирков (3,6), Аршавин (3,6) , Акинфеев (2,9), Погребняк (1,8), Анюков (1,4),.
«Популярные» (3,3), «Непопулярные» (2,7).
1) Различия между средними оценками «популярных» и «непопулярных» футболистов оказались значимыми (т-критерий = 5,63)
2) Были обнаружены значимые различия в паре Акинфеев - Погребняк (5,6), а также в паре Погребняк - Анюков (2,53). Различия были незначимыми в парах Жирков - Аршавин (0) и Жирков - Семшов (1,29)
Выводы: В целом, можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как в среднем «популярные» футболисты оказались более привлекательными, чем «непопулярные», однако «непопулярного» Семшова выбрали самым привлекательным, поэтому можно сделать следующие выводы: 1) Футболисты, которых болельщики считают любимыми, в целом, являются привлекательными; 2) Нельзя сказать, что болельщицы выбирают любимых футболистов, ориентируясь только на внешнюю привлекательность.
В целом, можно сказать, что изучение футбольных болельщиков является актуальной, хотя, при этом, совсем неразработанной темой, несмотря на то, что активно исследуется агрессивность фанатов и проблема футбольного хулиганства. Данная работа показывает, что важно рассматривать проблему футбольного фанатизма со всех сторон, так как это многоаспектный и сложный вопрос, в который все время включаются новые моменты, такие как, например, упомянутый в этой работе феномен девушек-фанаток, их мотивация, или связь имиджа футбольного клуба и поведения болельщиков, а также влияние фанатов на выступление команд и многое другое.
Футбольные болельщики могут быть предметом исследования для многих областей психологии, включая: спортивную психологию, изучающую влияние болельщиков на спортсменов; социальную психологию, изучающую социальные группы и групповые процессы; возрастную психологию, которая касается проблемы подросткового фанатизма, а также другие разделы психологии, например, психологию рекламы.
Футбольный фанатизм является сложным общественным явлением, которое стало неотъемлемой частью современной российской действительности, и в которое вовлечены люди разного пола и возраста, так как на сегодняшний день в России футбол является одним из наиболее популярных видов спорта, а футбольные матчи посещает множество болельщиков. В связи с этим, важно разрабатывать в психологии проблему футбольного фанатизма для того, чтобы лучше понять его природу и социально-психологические особенности болельщиков.
Приложение 2. Список выбранных футболистов в исследовании, глава 3.
Фамилия |
Голос |
Агьеро |
1 |
Адебайор |
1 |
Акинфеев |
30 |
Алексис |
1 |
Алонсо |
1 |
Анри |
2 |
Анюков |
2 |
Аршавин |
23 |
Баженов |
1 |
Баллак |
3 |
Барош |
2 |
Березутский А. |
4 |
Березутский В. |
4 |
Билялетдинов |
8 |
Бояринцев |
2 |
Буффон |
2 |
Быстров |
4 |
Бэкхем |
3 |
Вагнер Лав |
4 |
Ван Бастен |
1 |
Ван дер Сар |
1 |
Вилья |
2 |
Висенте |
1 |
Гаго |
1 |
Гаттузо |
2 |
Гранеро |
2 |
Гути |
2 |
Дель Пьеро |
3 |
Денисов |
2 |
Джеррард |
6 |
Дзагоев |
8 |
Дзюба |
1 |
Дрогба |
1 |
Евсеев |
1 |
Жирков |
25 |
Зидан |
3 |
Зырянов |
3 |
Ибрагимович |
1 |
Игуаин |
2 |
Измайлов |
1 |
Йерро |
1 |
Каньисарес |
1 |
Касильяс |
6 |
Каскеро |
1 |
Кержаков |
3 |
Клиши |
1 |
Колодин |
2 |
Красич |
3 |
Кркич |
1 |
Кройф |
1 |
Куарежма |
1 |
Кьюйт |
1 |
Лоськов |
1 |
Лэмпард |
4 |
Малафеев |
2 |
Мальдини |
2 |
Мата |
1 |
Мексес |
1 |
Месси |
5 |
Мориентес |
2 |
Никополидис |
1 |
Овчинников |
1 |
Одемвинге |
2 |
Оуэн |
1 |
Павлюченко |
14 |
Палоски |
1 |
Паршивлюк |
1 |
Пике |
1 |
Пирес |
1 |
Плетикоса |
4 |
Погребняк |
0 |
Пятов |
2 |
Рамос |
4 |
Рауль |
7 |
Рейна |
1 |
Роббен |
1 |
Роналдиньо |
1 |
Роналду |
13 |
Сантон |
1 |
Семак |
4 |
Семшов |
0 |
Симао |
1 |
Стрельцов |
1 |
Сычев |
14 |
Терри |
3 |
Тимощук |
2 |
Титов |
3 |
Тихонов |
1 |
Торбинский |
11 |
Торрес |
4 |
Тотти |
1 |
Фабрегас |
3 |
Фати |
1 |
Фергюсон |
1 |
Хави |
3 |
Чех |
1 |
Швайнштайгер |
2 |
Шишкин |
1 |
Эзэкель |
1 |
Янбаев |
1 |
Яшин |
2 |
|
325 |
Приложение 4. Задание на экспертную оценку
1. Жирков 2.Семшов 3.Погребняк 4.Акинфеев 5.Анюков 6.Аршавин