Психологический практикум для "чайников"

Вы можете ознакомиться с моей книгой
Барлас Т.В.
Психологический практикум для "чайников": Введение в профессиональную психологию.

- М.: Независимая фирма "Класс", 2001. - 176 с.- (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 93).

Скачать в формате pdf (544 kb)



СОДЕРЖАНИЕ


*От автора

Общее руководство к выполнению заданий
1.Работа с испытуемыми
2.Работа с текстами и информацией

Глава I. Личность и ее формирование
1.Мир глазами дошкольника
Задание 1. Феномены Пиаже.
2.Я-концепция и ее формирование
Задание 2. Особенности Я-концепции
3.Жизненный путь и кризисы
Задание 3. Психологическое время
4.Индивидуальные личностные различия. Психологическаие тесты
Задание 4. Личностный опросник Айзенка

Глава II. Психологический анализ мотивации
1.Сознательное и неосознаваемое в мотивации
Задание 5. Проективная методика неоконченных предложений
2.Типология конфликтов. Психологические защиты
Задание 6. Конфликт и психологические защиты в литературе
3.Преодоление конфликта. Преодолевающее поведение
Задание 7. Опросник преодолевающего поведения

Глава III. Психология общения
1.Трансактный анализ общения
Задание 8. Анализ позиций общения по текстам
2.Игры и манипуляции в общении
Задание 9. Анализ игр и манипуляций по текстам

Глава IV. Человек и социум
1.Стереотипы социального восприятия
Задание 10. Стереотипы пола и жизненный успех
2.Социально-психологические аспекты культуры
Задание 11. Анализ организационной культуры
3.Ценности как индивидуальный и социальный феномен
Задание 12. Система ценностей и супружеские отношения
4.Психологические механизмы воздействия на потребителя
Задание 13. Анализ телевизионной рекламы

Глава V. Психология познавательных процессов
1.Индивидуальные различия в восприятии
Задание 14. Определение внедущей репрезентативной системы
2.Основные свойства внимания
Задание 15. Исследование свойств внимания
3.Память и проблемы ее улучшения
Задание 16. Стратегии запоминания
4.Особенности творческого мышления
Задание 17. Оценка творческого потенциала
5."Язык" сновидений
Задание 18. Анализ сновидений в литературе
6.Паранормальные феномены: миф или реальность?
Задание 19. Экспериментальное исследование телепатии

Заключение





ОТ АВТОРА

Слова "психология" и "психолог" мало кого оставят равнодушным. Общество и его отдельные представители ждут от психологии избавления от своих многочисленных проблем, и слишком часто их ожидания оказываются обманутыми. Поэтому "психолог" порой произносится с суеверным почтением - будто "чародей" или "всезнающий волшебник" - а нередко, наоборот, с разочарованием и пренебрежением.

Можно привести немало соображений о причинах столь пристрастного и неоднозначного отношения к психологии, но сейчас мы коснемся лишь одного из них. Дело в том, что само слово "психология" может относиться к трем совершенно разным понятиям и сферам деятельности человека. Эти три понимания психологии многие путают и подменяют одно другим. Поэтому разберемся в них подробнее.

Первая психология - НАУЧНАЯ; как и всякая наука, она занимается выявлением закономерностей, формулировкой и проверкой гипотез (в основном, с помощью экспериментов, потому что психология - это экспериментальная наука), обобщением полученных данных и т.п.

Вторая психология - ПРАКТИЧЕСКАЯ - то есть, приемы и способы оказания психологической помощи людям как составная часть профессиональной деятельности. Знания и навыки практической психологии могут быть основными для работы - если это работа практического психолога - а могут использоваться в других профессиях - педагога, социального работника, врача, имиджмейкера и др.

Как соотносятся между собой научная и практическая психология? Примерно так же, как биология и медицина или физика и техника. Наука является теоретической основой практики, немыслимой без нее, однако между ними не так уж много общего. Никто не будет требовать от ученого-биолога, чтобы он лечил людей, а от физика - чтобы он проектировал сложные механизмы.

С психологией, к сожалению, все гораздо запутанней. Профессиональная подготовка психологов до последнего времени почти полностью сводилась к подготовке в области научной психологии, а на работе от выпускников ждали знаний и навыков психологов-практиков, которыми они как правило не обладали. С другой стороны, психологи-практики, которые не имели психологического образования и углублялись в психологическую науку в поисках ответов на свои вопросы, чаще всего эти ответы не находили (хотя это не значит, что их там действительно не было!). Психологическая наука представлялась им чем-то совершенно абстрактным и не имеющим отношения к проблемам и запросам практики. Отсюда многочисленные высказывания о том, что "психологическая наука не нужна", что психологу-практику необходимы лишь техники, за которыми может не стоять никакой теории и пр.

Одна из причин того прискорбного факта, что провести связи от теории к практике психологии порой достаточно трудно, - это количество и разнообразие теорий, созданных за столетие с лишним существования научной психологии. Одних теорий личности - пара десятков только в учебнике; других, если и меньше, то ненамного. Поэтому психологию обычно изучают так: личность (мотивация, память, научение и пр.) в ассоцианизме, бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе... далее везде.

Ничего удивительного или плохого в многообразии психологических теорий нет: всякая теория - есть некое упрощение реальности, а психика человека настолько сложна, что не всегда без потерь такому упрощению поддается. Поэтому в каждой из теорий, даже если они кажутся взаимоисключающими, скорее всего есть своя доля истины. С другой стороны, без теории не обойтись прежде всего психологу-практику, потому что "нет ничего практичней, чем хорошая теория" (это изречение физика Людвига Больцмана как нельзя лучше подходит к психологии). Именно теории позволяют объяснить и предсказать поведение человека, а, значит, найти варианты работы с его проблемами.

И все же... Когда при изучении психологии количество теорий переходит в качество, то происходит своего рода "потеря человека". То есть, по каждой психологической проблеме знаешь, как она рассматривалась в таких-то и таких-то теориях, а вне теорий ... не можешь сказать ровным счетом ничего. И значит, ничего не можешь ответить на вопросы специалистов-"смежников", которые ждут от тебя не разностороннего анализа проблемы, а понятных им ответов на поставленные вопросы (например, в чем причины неуспеваемости конкретного ученика или неэффективности системы стимулирования труда в кокретной организации). Во всяком случае, именно таков мой личный опыт - опыт добросовестной студентки, честно выдолбившей все положенные теории и вознагражденной красным дипломом за этот нелегкий труд.

Рассмотривая сложности "взаимоотношений" научной и практичской психологии, стоит сказать несколько слов и о третьей психология - ЖИТЕЙСКОЙ, которую можно понимать как набор интуитивных психологических представлений, складывающихся на основе жизненного опыта. Познания в житейской психологии не зависят от обладания дипломами или званиями, и поэтому любой может оказаться более искушенным в житейской психологии, чем кандидат или доктор психологических наук. Однако как правило именно от ученых-психологов ожидают житейской психологической проницательности, каковой они - увы! - очень часто не обладают. Человек, беспомощный в житейской психологии, может добиться успехов в научной психологии, но маловероятно, что без прочной "житейской основы" из него выйдет хороший психолог-практик.

Эта книга ориентирована в первую очередь на психологов- практиков, однако отправной точкой для решения практических проблем всегда служит научная, теоретическая психология. Я старалась представить ее читателю такой, чтобы он не задавал себе вопроса "Для чего нужна психологическая наука?", а наоборот, постоянно использовал ее, чтобы лучше понять и объяснить практические и житейские психологические данные. Иными словами, стремилась провести прочные связи от научной психологии к житейской и практической.

Задумывая и создавая эту книгу, я намеренно пошла по пути "одна проблема - одна теория", выбирая ту теорию, которая казалась мне наиболее "практичной", то есть, позволяющей как можно больше объяснить и сделать как можно больше практических выводов для каждой конкретной психологической проблемы. Это, конечно, не значит, что, скажем, проблемы психологии общения можно рассматривать только с позиции трансактного анализа, а индивидуальных различий в восприятии - только в рамках нейролингвистического программирования; просто подобное рассмотрение остается за пределами книги.

Другая задача, стоявшая передо мной, - дать возможность читателю, не имеющему систематических познаний о психологии (а возможно, вообще не имеющему никаких), все-таки самостоятельно психологию "пощупать". Изучение даже самых умных книг не заменит живого контакта с человеком, который всегда гораздо сложнее и интереснее любых научных теорий. Для того, чтобы понять человека, объяснить его поведение, у психологов есть свои "инструменты" - наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент - и выполняя задания, можно познакомиться с ними и получить начальный опыт их применения в работе с людьми. Если вы, читатель, готовы вкладывать свои силы, время, интеллект в попытки разгадать самую сложную на свете загадку под названием человек, тогда книга поможет сделать первые шаги на этом пути.

Для кого предназначается книга? В первую очередь, для тех, кто обучается практической психологии или начинает в ней самостоятельно работать: осваивая профессию психолога либо другие "помогающие" профессии. Для тех, кто хочет "примерить на себя" работу психолога - просто из интереса или размышляя о выборе профессионального пути. Для всех, кому не чужд интерес к человеческой природе и кто заитересован в поиске средств ее познания.

Большинство заданий, входящих в книгу, представляют собой простые варианты работы над проблемами, с которыми сталкиваются практические психологи. Однако задумывались и разрабатывались они в первую очередь как учебные. Эти задания не могли бы быть созданы в своем нынешнем виде, если бы над ними уже не поработали студенты - первокурсники Института практической психологии и психоанализа. Без их вопросов, ошибок, недоумений, соображений, без их труда, вложенного в выполнение заданий, без их отчетов, фрагменты которых составили основную часть примеров, книги бы просто не было. Всем им - моя искренняя благодарность.


************************
На главную страницу

Hosted by uCoz