Российский Карнеги

Николай Козлов. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. М.,АСТ-ПРЕСС, 1997.480с.

Работы Николая Козлова нельзя не признать одним из феноменов современного книжного рынка. Его произведения издаются и переиздаются астрономическими для нашего времени тиражами. Появилось уже несколько изданий, сделанных " под Козлова" - с похожей обложкой и оформлением. Его имя известно продавцам и на лотках, и в элитарных книжных магазинах - и там, и там постоянны вопросы покупателей: нет ли чего-нибудь Козлова. И все это - на фоне огромного количества аналогичных по тематике американских или американизированных изданий типа " Как добиться успеха" ," Как бороться со стрессом" или " Как читать человека словно книгу" - учебников жизни, где по пунктам расписаны ее правила и даны рецепты, прямой дорогой ведущие к успеху (семейному, деловому, всеобщему, недостающее вписать, ненужное вычеркнуть). Первыми для нашего читателя в ряду подобных книг, еще в дорыночные времена, стали руководства Дейла Карнеги, а позднее такого рода издания хлынули неиссякающим потоком. На этом фоне вряд ли возможно объяснить " феномен Козлова" одной лишь умелой раскруткой или дурным вкусом массового читателя. Скорее возникнет мысль о том,что эти самые читатели находят в книгах Козлова нечто, отсутствующее в руководствах американского типа, но близкое и необходимое нашему родному менталитету.

Новая книга Николая Козлова, без ложной скромности названная " Истинная правда, или учебник для психолога по жизни" , будет, без сомнения, с восторгом встречена его постоянными читателями и почитателями. Тот, кто впервые столкнется с Козловым, взяв в руки именно эту книгу, получит прежде всего увлекательное чтение, от которого трудно оторваться. Отношение же к содержанию прочитанного может оказаться разным - интересно, полезно, неожиданно, спорно, возмутительно. Вполне возможно - все это одновременно.

В книге можно найти серию рецептов a la Карнеги на тему " Как надо знакомиться" (под дождем, в магазине, в очереди, у киноафиши, а также знакомство методом взлома) и советов для особо стеснительных (больше общайтесь, следите за своим лицом). Все это написано живо, весело и, безусловно, практично, но не очень хорошо согласуется с тем, что сообщает автор в другом месте книги о личном опыте следования подобным рекомендациям.Дело в том, что автор в свое время потратил немало сил, чтобы научиться жить " по Карнеги" . Результат:" мне сообщили, что на живого человека я не похож, приветливость вызывает недоверие, и вообще я стал не просто сладким, а по-настоящему приторным" . Вряд ли " жизнь по Козлову" окажется более эффективной, чем " по Карнеги" или по любому другому авторитету, если в ее основу положить буквальное следование хорошим и правильным рецептам.

Есть в книге и тест - на основные акцентуации личности (истероид, шизоид, параноик и т.п.) и упражнения для тех, кто, согласно тесту, окажется носителем той или иной акцентуации. Беда лишь в том, что через пару сотен страниц автор будет изничтожать понятие характера: " Характер - природная формочка человека, рисунок его окаменелостей и неврозов... Надеюсь, что у меня характера почти уже нет." (Справка для несведущих в терминологии: акцентуация - это крайнее выражение характера).

Описание профессионального пути автора, конечно же, жизненно важно для его поклонников и скорее всего будет интересно для дипломированных психологов, которые смогут испытать мазохистское удовольствие, читая, как поливают грязью их alma mater (во многом заслуженно). Для всех остальных читателей ценность соответствующих разделов сомнительна.

Рассказ о созданной автором программе психологических тренингов " Синтон" дополняется описанием других типов тренингов и систем помощи, что жизненно важно для тех, кто хочет прибегнуть к подобным услугам и соориентироваться в их насыщенном и разношерстном рынке. Жаль, что об этом написано не очень много, потому что написано просто здорово. Невозможно удержаться и не процитировать. Вот о специалистах по НЛП:

" Уподобив мозг большому компьютеру, а его сознание телевизору, они, по сути, учат залезать в этот телевизор и регулировать его на уровне микросхем, а не только внешними ручками... Когда я смотрю, как работают НЛПеры, я вижу деловую работу механика по настройке человеческой души. Что сломалось? Понятно. Вскрыл, протестировал, заменил, подстроил, удостоверился, захлопнул. Проверьте. Работает."

Все остальное, что есть в книге Козлова (а это около половины ее объема), классификации и описанию поддается с трудом. Больше всего это напоминает изложение системы взглядов на жизнь и ее проблемы - семью, любовь, принципы, добро, смерть, свободу и многое другое. Все это подается на фоне массы примеров и описаний тренингов Синтона, случаев из жизни их участников и самого автора. Вместо выводов предлагаются афоризмы типа " Учить адаптироваться - это воспитывать слабых" или " Взрослые - это те же дети, только запретившие себя воспитывать" . Ближе к концу книги появляется некое описание того, как представляет автор человеческое совершенство, и набор заданий для начальных этапов приближения к этому совершенству. Все это достаточно спорно, во многом противоречит общепринятым взглядам, а порой и морали и местами вызывает несогласие чуть ли не с каждой фразой. Похоже, однако, именно эта перспектива несогласия автору больше всего и нравится, он как бы поддразнивает читателя, намеренно обостряя противоречия и избегая сглаживания острых углов.

Чтобы не быть голословными, приведем пару примеров. Так, если немного упростить описание требований к совершенной любви, то получится примерно следующее: любимый - не моя собственность, и если он будет дарить свою любовь не мне, а кому-то другому, я буду счастлив вместе с ним. А вот пример из жизни, правда, немного на другую тему.

" Ее звали Наташа, она пришла в клуб (Синтон)... Однажды после занятия она подошла ко мне с просьбой: хочет посоветоваться со мной по личным проблемам... И вот мы идем, разговариваем про разное... стоим у подъезда. И тогда, глядя мне в лицо, Наташа говорит:" У меня есть очень серьезная проблема. Я не верю, что могу понравиться кому-то из мужчин, понравиться как женщина" ...

Я сказал ей правду, сказал, что она мне нравится и, если захочет переночевать у меня, я буду этому очень рад. Наташа поднялась ко мне, позвонила мужу и осталась у меня ночевать..." (продолжение - в книге).

Как же относиться к тому, что предлагает нам Козлов? Можно, конечно, отдавая должное его мастерству рассказчика, возмутиться и с порога отвергнуть то, что он нам хочет нам сказать. Можно, проникнувшись его обаянием, поддавшись напору аргументации, наоборот, безоговорочно все принять. Многие так и поступают, более того, делают из книг Козлова учебники, заставляя школьников выучивать его " Философские сказки" и получать за это отметки. Последнее, честно говоря, пугает из-за небесспорности (скажем так) многих декларируемых принципов. Если же читателю не хочется ни принимать, ни отвергать то, что предлагает ему Козлов, у него есть еще одна возможность - задуматься самому и выработать собственную точку зрения на обсуждаемые вопросы. Материал для этого автор щедро предоставляет. Потому что даже то в книге, что поначалу видится как готовый ответ на вопрос, часто оказывается шуткой или подвохом. Потому что, несмотря на название, несмотря на некоторые отступления от жанра, " Истинная правда, или учебник для психолога по жизни" - это отнюдь не учебник и не набор рецептов. Это прежде всего размышления интересного и незаурядного человека, который предлагает нам присоединиться к нему в увлекательнейшем деле - строительстве собственной жизни.


(Независимая газета, январь 1998)
На главную страницу

Hosted by uCoz